Фрай, Роджер
- 1 year ago
- 0
- 0
Роджер Вендоверский, или Роджер из Вендовера ( англ. Roger of Wendover , лат. Rogerus Wendoverus , или Rogerus de Wendover ; ум. 6 мая 1236 или 1237 ) — английский хронист, монах- бенедиктинец из аббатства Св. Альбана в Сент-Олбансе ( Хартфордшир ), автор хроники «Цветы истории» ( лат. Flores Historiarum ).
Вероятно, уроженец Бакингемшире , он в юности принял постриг в аббатстве Св. Альбана в Сент-Олбансе, вступив в орден бенедиктинцев . Возможно, являлся близким родственником Ричарда Вендовера (ум. 1252), врача римского папы Григория IX (1227—1241) , завещавшего после своей смерти аббатству подаренное ему понтификом распятие .
вПолучив сан священника при аббате Уильяме Трампингтоне (1214—1235), он с 1217 года возглавлял приорат обители Св. Альбана в близ Линкольна в Лестершире , но был отстранён от должности за растрату пожертвований . Вернувшись около 1231 года в Сент-Олбанс, возглавил тамошний скрипторий , сменив на посту монастырского историографа некого Уолтера, который, по словам церковного историка эпохи Тюдоров , являлся автором хроники Англии с 1180 года .
Стал очевидцем бесчинств и разорений, творившихся во владениях приората и окрестных землях войсками Иоанна Безземельного во время Первой баронской войны ; его покровителем был мятежный барон , захваченный в плен при осаде королевской армией Рочестерского замка .
По возвращении в материнское аббатство , вероятно, сумел вернуть себе доверие нового настоятеля Джона Хертфордского (1235—1263), возглавив скрипторий и занявшись историческими трудами. Его учеником и продолжателем стал известный хронист Матвей Парижский (ум. 1259) . Умер 6 мая 1236-го или 1237 года в обители Св. Альбана где, вероятно, и был похоронен.
Является первым известным по имени летописцем из Сент-Олбанса . В основу его латинской хроники, получившей название ( лат. Flores Historiarum ), в значительной степени положены были исторические материалы, издавна собиравшиеся в аббатстве, в первую очередь, местные анналы , предположительно доведённые до 1189 года.
В предисловии к хронике Роджер утверждает, что выбрал из трудов своих предшественников «наиболее достойные похвалы, подобно тому, как цветы разной расцветки собираются с разных полей». Впоследствии красочное название «Flores Historiarum» утвердилось также за обширной летописной компиляцией , составленной в аббатстве Св. Альбана анонимным автором, доведённой до 1326 года и долгое время ошибочно приписывавшейся некому « Матфею Вестминстерскому » .
Среди источников Роджера, помимо сочинений Беды Достопочтенного (VIII в.), Иоанна Вустерского , Уильяма Мальмсберийского , Генриха Хантингдонского (первая пол. XII в.), Петра Коместора , Гийома Тирского и Роджера Ховеденского (вторая пол. XII в.) , следует отметить хроники его старших современников Ральфа Коггсхоллского и Оливера Схоластика . Ранее ядром первой части «Flores Historiarum» ошибочно считалась хроника аббата , или Джона де Селлы, который был настоятелем Сент-Олбанса с 1195 по 1214 год , но позже было установлено, что последнюю составил полный тёзка этого аббата, который умер в 1258 году, значительно позже Роджера, и потому сам пользовался его сочинением в качестве источника.
Работу на хроникой Роджер начал в 1188 году , а затем продолжил до 1235 года , закончив примерно за год до своей смерти . Она состоит из двух книг, первая из которых, в пяти частях, в соответствии с периодизацией Беды, начинает повествование с сотворения мира до воплощения Господня и представляет собой собрание выписок из более ранних хроник , вторая же более обстоятельно излагает события мировой и английской истории до 1235 года .
Подобно сочинениям большинства летописцев, хроника Роджера Вендоверского ценится не столько за то, что он взял из трудов своих предшественников, сколько за рассказ о современных ему событиях с 1216 по 1235 год, преимущественно в Англии и Франции, очевидцем которых он в ряде случаев являлся сам . Особенный интерес представляет описание им принятия Великой хартии вольностей (1215), а также действий наёмных войск короля Иоанна Безземельного на севере страны во время разгоревшейся в конце его правления войны c мятежными баронами :
«Вся земля покрылась этими отродьями дьявола, подобными саранче, которые собирались, чтобы стереть всё с лица земли: бегая с обнажёнными мечами и ножами, они разграбили города, дома, кладбища и церкви, разоряя всё, не щадя ни женщин, ни детей…»
В сравнении со своим младшим современником и возможным учеником Матвеем Парижским , Роджер Вендоверский выглядит скорее бесстрастным и добросовестным летописцем, чем серьёзным историком, способным вскрывать и анализировать причины исторических событий . Он довольно обстоятелен в отношении фактов, хотя порой делает ошибки, утверждая, например, что вторая коронация Генриха III состоялась в 1220 году в Кентербери . Язык его хроники прост и не столь вычурен, а в её тексте почти нет цитат из латинских классиков , зато заметен неподдельный интерес автора к религиозным вопросам и различным чудесам . Вместе с тем, Роджер ставил своей целью не только запечатлеть в памяти потомков события прошлого, но и развлечь их занимательными легендами и историческими анекдотами, что характерно для церковной латинской литературы его эпохи .
Так, под 1196 годом в «Flores Historiarum» сообщается об откровении Святого Николая монаху из Ившемского аббатства — любопытная религиозная аллегория , рассматривающая вознесение души после смерти на небо через чистилище к райским вратам, а под 1228-м содержится рассказ посетившего Англию архиепископа Великой Армении , который у себя на родине якобы встретился с мифическим Агасфером , назвавшим себя Картафилом ( лат. Cartaphilus ), служившим привратником у самого Понтия Пилата , ударившим шедшего на Голгофу Христа , и обречённым им за это на вечное ожидание Второго пришествия .
Впервые в английской средневековой историографии Роджер изложил в своей хронике позаимствованное из неизвестного источника народное предание о леди Годиве из Ковентри , отнеся её историю к 1057 году . Сочинение Роджера Вендоверского активно использовали в качестве источника многие позднейшие летописцы, прежде всего Матвей Парижский, черпавший из него сведения для первой части своей хроники .
Хроника Роджера Вендоверского дошла до нас в нескольких рукописях , наиболее полная из которых хранится в собрании Бодлианской библиотеки Оксфордского университета (MS Douce 207) и относится ко второй половине XIII века, другая, сильно пострадавшая при пожаре 1731 года, находится в собрании Коттона Британской библиотеки (Cotton, Otho, MS B.v) и датируется XIV веком . Помимо них, известны, как минимум, ещё два манускрипта XIV века, один из той же коллекции Коттона (Cotton, MS D.IV) и другой, под номером 264, из библиотеки Колледжа Корпус-Кристи Кембриджского университета .
Лучшее латинское издание хроники Роджера Вендоверского, содержащее её текст с 447 г. н. э. по 1235 год, выпущено было в 1841 — 1842 годах в пяти томах известным филологом Генри Октавиусом Коксом . В 1849 году в Лондоне опубликован был 2-томный английский перевод, подготовленный историком- медиевистом .
Следующее латинское издание исторически наиболее ценной последней части хроники, с 1154 по 1235 год, было опубликовано в 1886—1889 годах в 3-х томах архивистом и издателем Генри Г. Хьюлеттом в академической « Rolls Series » . Отрывки из хроники изданы были немецким историком в 1885 году в Ганновере в XXVIII томе Monumenta Germaniae Historica (Scriptores).
Из рассказа о взятии войсками короля Иоанна Линкольна в 1217 году.
«По окончании сражения королевские солдаты обнаружили в городе повозки баронов и французов с вьючными лошадьми, доверху нагруженные разным добром, серебряной посудой, мебелью и всякой утварью; и все это попало к ним в руки без всякого сопротивления. Дочиста разграбив город, они обошли все церкви, топорами взломали сундуки, забрали находящееся в них золото и серебро, одежду всех цветов, украшения, золотые кольца, кубки и драгоценные камни. Даже кафедральный собор не смог избежать разорения, его постигла та же участь, что и остальные храмы, поскольку папский легат велел рыцарям относиться ко всему здешнему духовенству как к людям, отлученным от церкви. Этот собор лишился одиннадцати тысяч марок серебром. Когда нападающие захватили все добро, так что ни в одном доме не осталось ровным счетом ничего, то каждый вернулся к своему лорду настоящим богачом. Многие женщины этого города утонули в реке, поскольку, дабы избежать позора изнасилования, они, взяв детей, служанок и домашнее имущество, садились в слишком маленькие, слабые лодки, которые переворачивались в пути. Впоследствии в реке находили серебряные кубки и множество другого добра, к великой радости желающих поживиться.»