Interested Article - Гаваццени, Джанандреа
- 2021-09-26
- 2
Джанандре́а Гавацце́ни (также Гавадзе́ни итал. Gianandrea Gavazzeni ; 25 июля 1909, Бергамо , Италия — 5 февраля 1996, Бергамо) — итальянский дирижёр , пианист , композитор , музыкальный критик, писатель.
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1994) . Почти 50 лет служил дирижёром в театре Ла Скала , в 1965—1968 был его музыкальным руководителем. Считается одним из лучших дирижёров Италии XX века , одним из лучших интерпретаторов опер современных итальянских композиторов .
Биография
Гаваццени родился в Бергамо. Отец музыканта был адвокатом, депутатом Парламента . Гаваццени получил музыкальное образование в консерватории Санта-Чечилия в Риме (1921—1924), а затем в Миланской консерватории (1925—1931), которую окончил как пианист у Ренцо Лоренцони и композитор у Ильдебрандо Пиццетти . Первоначально занимался преимущественно композицией, дирижировал лишь исполнением собственных произведений . Работал в театре «Комунале» в Болонье .
Дебют Гаваццени в качестве оперного дирижёра состоялся в 1935 году в Театре Доницетти в Бергамо, где была представлена одноактная опера «Паоло и Вирджиния» его сочинения.
В театре Ла Скала дебютировал в 1944 году в опере « » Э. Вольфа-Феррари . С 1948 года выступал в театре на постоянной основе. В 1958 году Гаваццени участвовал в мировой премьере оперы И. Пиццетти « » . В 1965—1969 годах был музыкальным руководителем Ла Скала. Среди лучших работ дирижёра на сцене Ла Скала отмечают постановки опер « Анна Болейн » Г. Доницетти (1957, Каллас , режиссёр Висконти ), « Бал-маскарад » Дж. Верди (1959, Каллас, Ди Стефано , Бастианини ), « Тоска » Дж. Пуччини (1959, Тебальди , Ди Стефано, Гобби ), « Гугеноты » Дж. Мейербера (1962, Сазерленд , Симионато , Корелли , Гяуров ), « Трубадур » Дж. Верди (1964, режиссёр Висконти), « Турандот » Дж. Пуччини (1964, Нильсон , Корелли, Вишневская ), « Хованщина » М. П. Мусоргского (1967, Гяуров, Архипова ) .
Гаваццени дирижировал оперными спектаклями в оперных театрах Рима , Бергамо, Неаполя , Флоренции , Венеции . В 1961 году под его управлением представлен « Симон Бокканегра » Дж. Верди на Зальцбургском фестивале . В 1963 Гаваццени участвовал в мировой премьере оперы «Челестина» на фестивале Флорентийский музыкальный май . На Глайндборнском фестивале участвовал в представлении «Анны Болейн» в 1965 .
Заокеанский дебют Гаваццени состоялся в 1957 году в Чикаго (« Богема » Дж. Пуччини). В 1976 году маэстро дебютировал в Метрополитен-опера («Трубадур»), в 1977 — в Сан-Франциско (« Адриана Лекуврёр » Ф. Чилеа , « Аида » Дж. Верди). В 1964 и 1989 годах Гаваццени принимал участие в гастролях Ла Скала в Москве .
Многие работы дирижёра были записаны. При его участии сделаны первые записи « Сомнамбулы » В. Беллини (1951), « Турка в Италии » Дж. Россини (1954, Каллас, Гедда ), «Анны Болейн» (1957) и «Велизария» (1959, Ла Фениче , Таддеи ) Г. Доницетти. Записи опер « Джоконда » А. Понкьелли (1957, Дель Монако , Симионато, Бастьянини, Сьепи ) и « Ломбардцы » Дж. Верди (1984, видео, Димитрова , Каррерас ) называют образцовыми .
Творческий путь Гаваццени отличается долголетием. В 1992 году в Палермо он участвовал в постановке « Лукреции Борджиа » Г. Доницетти , а в 1993 там же дирижировал оперой « Эсклармонда » Ж. Массне . В обеих постановках участвовала его молодая жена сопрано Д. Маццола.
Дирижёр стал первым музыкантом , удостоенным звания «Почётный гражданин Милана» (1994) . Джанандреа Гаваццени умер в 1996 году в Бергамо, после продолжительной болезни .
Наследие
- Симфоническая прелюдия ( Preludio sinfonico ) для оркестра (1928)
- «Смерть Дафны» ( La morte di Dafne ) для скрипки с оркестром (1929)
- Четыре интермеццо к «Аминте» Тассо ( Quattro intermezzi dalla Aminta del Tasso ) для баритона, хора и оркестра (1930)
- Sonata in sol для скрипки и фортепиано (1930)
- Sonata in fa для виолончели и фортепиано (1930)
- 3 песни ( 3 Liriche ) (1930)
- Sonatina in fa для фортепиано (1930)
- Триптих ( Trittico ) для хора (1931)
- «Песня года» ( La canzone dell’anno ) (1931)
- 2 тосканские народные песни ( 2 Filastrocche popolari toscane ) (1931)
- Бергамский концерт ( Concerto bergamasco ) для оркестра (1931)
- 2 мадригала из Тассо ( 2 Madrigali del Tasso ) (1931)
- Trio in re для скрипки, виолончели и фортепиано (1931)
- Canzone in la для фортепиано (1932)
- Sonata in fa для фортепиано (1933)
- Canti per S. Alessandro , духовная кантата (1934)
- Фантазия для виолончели и фортепиано (1934)
- Tre arie religiose для скрипки с оркестром (1935), посвящение маэстро и другу Марио Пилати
- Прелюдия, канцона и фурлана ( Preludio, canzone e furlana ) для скрипки и фортепиано (1935)
- Три фрагмента ( Tre episodi ) для оркестра (1935)
- «Паоло и Вирджиния» ( Paolo e Virginia ), опера (1935)
- Messaggi (1936)
- Пастораль и гальярда ( Canto Pastorale e Gagliarda ) для виолончели и фортепиано (1936)
- Concerto lirico (1936)
- «Песни рабочих ломбардии» ( Canti di operai lombardi ) для оркестра (1936)
- Concerto in la для виолончели (1936)
- Концерт для скрипки, посвящение (1937)
- «Диалог» ( Dialogo ) для тенора (1937)
- Iscrizioni di meridiane ( 1938 )
- Notturni di bevitori bergamaschi для тенора с оркестром (1938)
- Ritmi e paesaggi di atleti для оркестра (1938)
- «Безумный на острове Сан-Доминго» ( Il furioso all’Isola di Santo Domingo ), балет (1940)
- «Хор контрабандистов» ( Coro di contrabbandieri di grappa ) для хора (1940)
- «Маленький концерт» ( Piccolo concerto ) для флейты, валторны и струнного оркестра e (1939—1940)
- Ария для кларнета, двух валторн и струнного оркестра (1940)
- Primo Concerto di Cinquandò для оркестра (1941)
- Secondo Concerto di Cinquandò для оркестра (1942)
- Bergamasca для фортепиано (1942)
- 1 Poesia di Gatto для хора (1942)
- 5 Poesie di B. Dal Fabbro (1943)
- Un epigramma di B. Dal Fabbro , по случаю 60-летия (1943)
- 4 Sonetti a Orfeo di Rilke (1943)
- L’Annunciazione di Rilke (1944)
- Соната для флейты и фортепиано (1944)
- Sonata da casa для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (1944)
- 2 sonate in un tempo для фортепиано (1945)
- Poesia di Rilke (1946)
- Cantata di caccia для хоро с оркестром (1946)
- Terzo Concerto di Cinquandò для струнного оркестра (1949)
- Spiriti e forme della lirica belliniana. — Милан, 1936.
- . — Комо: E. Cavalleri, 1937. — 218 с.
- . — Турин: Arione, 1938. — 34 с.
- . — Флоренция: Fratelli Parenti, 1939. — 1777 с.
- Musorgskij e la musica russa dell'800. — G.C. Sansoni, 1943. — 315 с.
- . — Monsalvato, 1944. — 62 с.
- . — Милан: Gentile, 1944. — 272 с.
- . — Il Balcone, 1946. — 245 с.
- . — Istituto d'alta cultura, 1946. — 105 с.
- . — Бергамо: Conti, 1950. — 448 с.
- Quaderno del musicista. — 1952.
- . — Милан: Suvini Zerboni, 1954. — 275 с.
- La musica e il teatro. — Пиза: Nistri-Lischi, 1954. — 281 с.
- . — Edizioni della Meridiana, 1954. — 236 с.
- . — Бергамо: Stamperia Conti, 1956. — 388 с.
- La casa di Arlecchino. — Милан, 1957.
- . — Ricordi, 1958. — 313 с.
- . — Casa Musicale Sonzogno, 1960. — 27 с.
- . — Rusconi e Paolazzi, 1960. — 163 с.
- . — Милан: Ricordi, 1961. — 153 с.
- . — A. Mondadori, 1963. — 212 с.
- Gianandrea Gavazzeni, Eugenio Montale. . — All'insegna del pesce d'oro, 1965. — 219 с.
- L’opera italiana in musica. — Милан, 1965.
- . — All'insegna del pesce d'oro, 1968. — 215 с.
- . — Teragram, 1968. — 95 с.
- Luigi Dallapiccola, Fiamma Nicolodi, Gianandrea Gavazzeni. . — Il saggiatore, 1970. — 603 p.
- . — Il saggiatore, 1974. — 323 с.
- Pepi Merisio, Gianandrea Gavazzeni. . — Zanichelli, 1977. — 257 с. — ISBN 978-880-803-420-5 .
- La bacchetta spezzata. — Nistri-Lischi, 1987. — 234 с. — ISBN 978-888-381-020-6 .
- . — Бергамо: P. Lubrina, 1988. — 109 с. — ISBN 978-887-766-033-6 .
- . — Edizioni Studio Tesi, 1988. — 318 с. — ISBN 978-887-692-192-6 .
- Il sipario rosso. — Турин, 1992.
- . — Милан: Rizzoli, 1994. — 244 с. — ISBN 978-881-784-347-8 .
- Gianandrea Gavazzeni, Silvana Milesi. Recondite armonie di bellezze diverse. — Corponove, 2009. — 224 с. — ISBN 978-889-660-705-3 .
- Беллини, «Сомнамбула» — Сан Карло, Неаполь (Карозио, Монти) — Grand Tier, 1951
- Доницетти, «Любовный напиток» — RAI, Рим (Нони, Валлетти, Брускантини) — Fonit Cetra, 1952
- Россини, «Турок в Италии» — Ла Скала (Росси-Лемени, Каллас, Гедда, Стабиле) — EMI, 1954
- Гендель, «Юлий Цезарь в Египте» — Ла Скала (Христов, Барбьери, Корелли) — HRE, 1955
- Мусоргский, «Сорочинская ярмарка» — Флорентийский музыкальный май (Росси-Лемени, Вальденго) — Fonit Cetra, 1955
- Джордано, «Андре Шенье» — Оркестр Академии Санта-Чечилия (Дель Монако, Тебальди, Бастьянини) — Decca, 1956
- Верди, «Бал-маскарад» — Ла Скала (Ди Стефано, Каллас, Бастьянини, Симионато) — Hunt, 1957
- Понкьелли, «Джоконда» — Флорентийский музыкальный май (Черкветти, Дель Монако, Симионато, Бастьянини, Сьепи) — Decca, 1957
- Доницетти, «Анна Болейн» — Ла Скала (Каллас, Дж. Раймонди, Симионато, Росси-Лемени) — EMI, 1958
- Доницетти, «Анна Болейн» — RAI, Милан (Генчер, Симионато) — Nuovo Era, 1958
- Пуччини, «Тоска» — Ла Монне, Брюссель (Тебальди, Ди Стефано, Бастьянини) — Legato Classic, 1958
- Верди, «Риголетто» — Флорентийский музыкальный май (Бастьянини, Скотто, А. Краус, Коссотто) — Мелодия/Ricordi, 1959
- Верди, «Бал-маскарад» — Ла Скала (Поджи, Стелла, Бастьянини) — DG, 1960
- Верди, «Битва при Леньяно» — Ла Скала (Корелли, Бастьянини, Стелла) — Myto, 1961
- Верди, «Симон Бокканегра» — Зальцбургский фестиваль (Гобби, Тоцци, Генчер) — GOP, 1961
- Верди, «Иерусалим» — Ла Фениче, Венеция (Генчер, Арагаль, Гуэльфи) — Melodram, 1963
- Масканьи, «Сельская честь» — Ла Скала (Корелли, Симионато, Гуэльфи) — Hunt,1963
- Мейербер, «Гугеноты» — Ла Скала (Корелли, Симионато, Гяуров,Сазерленд, Коссотто) — IMS, 1963
- Бойто, «Мефистофель» — Ла Скала (Гяуров, Бергонци, Кабайванска) — GOP, 1964
- Верди, «Разбойники» — Римская Опера (Лигабуэ, Дж. Раймонди, Брузон, Христов) — Bongiovanni, 1964
- Верди, «Сицилийская вечерня» — Римская опера (Гуэльфи, Генчер, Лимарилли, Росси-Лемени) — Melodram, 1964
- Верди, «Трубадур» — Ла Скала (Бергонци, Туччи, Симионато, Каппуччилли) — Melodram, 1964
- Беллини, «Норма» — Ла Скала (Генчер, Симионато) — HRE, 1965
- Доницетти, «Анна Болейн» — Глайндборн (Генчер, Онсина, Кава) — Hunt, 1965
- Верди, «Набукко» — Ла Скала (Гуэльфи, Сулиотис, Дж. Раймонди, Гяуров) — Nuovo Era, 1966
- Доницетти, «Любовный напиток» — Флорентийский музыкальный май (Скотто, Бергонци, Таддеи,Кава) — Myto, 1967 — Hardy Classic Video, 1967 (видео)
- Верди, «Макбет» — Ла Фениче (Гуэльфи, Генчер,) — Mondo Musica, 1968
- Верди, «Ломбардцы» — Римская опера (Скотто, Паваротти, Р. Раймонди) — Nuovo Era, 1969
- Верди, «Эрнани» — RAI, Милан (Преведи, Кабалье, Христов, Глоссоп) — Nuovo Era, 1969
- Верди, «Сицилийская вечерня» — Ла Скала (Каппуччилли, Скотто, Д. Раймонди, Р. Раймонди) — Myto, 1970
- Верди, «Эрнани» — театр Массимо, Катания (Корелли, Генчер, Р. Раймонди, Каппуччилли) — GOP, 1972
- Глюк, «Альцеста» — Ла Скала (Генчер) — Foyer, 1972
- Верди, «Симон Бокканегра» — RCA Italiana (Каппуччилли, Р. Раймонди, Риччарелли , Доминго) — RCA, 1973
- Доницетти, «Мария ди Роган» — Ла Фениче (Скотто, Брузон) — GAO, 1974
- Верди, «Луиза Миллер» — Ла Скала (Кабалье, Паваротти, Каппуччилли) — Myto, 1976
- Масканьи, «Сельская честь» — Лондонский филармонический оркестр (Паваротти, Варади, Каппуччилли) — Decca, 1976
- Верди, «Ломбардцы» — Ла Скала (Димитрова, Каррерас) — Warner Classics, 1984 (видео)
Избранная дискография приведена по данным « Хроники мировой оперы »
Примечания
- ↑ Gianandrea Gavazzeni // (фр.)
- ↑ — 1808.
- от 28 мая 2017 на Wayback Machine .
- (итал.) . Presidenza della Repubblica (22 марта 1994). Дата обращения: 17 сентября 2014. 18 сентября 2014 года.
- (англ.) . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 17 сентября 2014. 25 декабря 2014 года.
- ↑ Григорьев Л. Г. Современные дирижёры. — М. : Советский композитор, 1969. — С. 63—64. — 323 с.
- . Музыкальная энциклопедия, 1973-1982. Дата обращения: 17 сентября 2014. 18 сентября 2014 года.
- ↑ Е. Цодоков. . OperaNews.ru (22 марта 2009). Дата обращения: 17 сентября 2014. 20 июля 2014 года.
- ↑ Elizabeth Forbes. (англ.) . The Independent (7 февраля 1996). Дата обращения: 17 сентября 2014. 26 декабря 2014 года.
- Мугинштейн М. Л. Дирижёры. Джанандреа Гавадзени // Хроника мировой оперы . 1600 – 2000. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов. Электронная видеоэнциклопедия (в 4-х частях).. — электронное изд.. — Т. 1 (1600-1850).
- (итал.) // Corriere della Sera : газета. — 1993. — Fasc. 10 settembre . — P. 31 . 25 декабря 2014 года.
- (итал.) // Corriere della Sera : газета. — 1994. — Fasc. 3 marzo . — P. 48 . 25 декабря 2014 года.
- Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы. 1600 – 2000. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов. Электронная видеоэнциклопедия (в 4-х частях).. — электронное изд.. — Т. 1 (1600-1850).
- Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы. 1600 – 2000. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов. — Екатеринбург: Антеверта, 2012. — Т. 2 (1851-1900). — 616 с. — ISBN 978-5-905148-06-4 .
Литература
- Luciano Alberti, Giovanni Gavazzeni, Sylvano Bussotti. Gianandrea Gavazzeni: musica come vita. — Grafica & arte, 1999. — 246 с. — ISBN 978-887-201-205-5 .
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2021-09-26
- 2