Памфи́л Дани́лович Юрке́вич
(
16
(
28
) февраля
1826
—
4
(
16
) октября
1874
)
—
русский религиозный философ
,
ординарный профессор
и декан
историко-филологического факультета Московского университета
.
Биография
Родился
16
(
28
) февраля
1826
года в селе
Липлявое
Полтавской губернии
в семье сельского священника в 1826 или 1827 году.
Воспитание и образование получил в
Полтавской духовной семинарии
(1847) и
Киевской духовной академии
(1851), в которой был оставлен наставником по классу философских наук. В 1852 году получил степень
магистра
богословия. В 1853 году «за отлично усердные и весьма полезные труды» ему было объявлено благоволение Св. Синода. В следующем году он был определён помощником инспектора академии и занимал эту должность в течение двух лет. В 1857 году, сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка. С 1858 года —
экстраординарный профессор
.
В середине 1861 года Юркевичу было сделано предложение занять вновь открывающуюся кафедру философии в
Московском университете
и 18 октября 1861 года появился приказ о его перемещении в Москву
ординарным профессором
. Вступительную лекцию он прочитал 16 января 1862 года. В университете читал логику, психологию, историю философии и педагогику. В 1869—1873 годах исправлял должность декана
историко-филологического факультета Московского университета
. В 1864—1868 годах читал курс педагогики в учительском отделении при московском училище военного ведомства (преобразованном в Учительскую семинарию военного ведомства в мае 1866 года)
.
В 1873 году после долгой болезни в Крыму умерла его жена. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Юркевича. Он серьёзно заболел и
4
(
16
) октября
1874
года скончался в
Москве
от
рака желудка
; был похоронен на кладбище
Свято-Данилова монастыря
.
Творчество
Представитель
русской религиозной философии
. Критика Юркевичем работы
Н. Г. Чернышевского
«Антропологический принцип в философии» положила начало бурной полемике (выступления Чернышевского,
М. А. Антоновича
и др.), имевшей широкий общественный резонанс. Он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор «Антропологического принципа в философии», напечатанный в «
Трудах Киевской Духовной Академии
» («Из науки о человеческом духе»). Заслуги Юркевича выставил
Вл. С. Соловьёв
, слушатель Юркевича по Московскому университету. Соловьёв дважды писал о Юркевиче: некролог Юркевича в «
Журнале Министерства народного просвещения
», с подробным изложением некоторых статей Юркевича, и статья «О философских трудах П. Д. Юркевича». Соловьёв очень тепло отзывается о Юркевиче, который высоко ценил идеалистическую философию, но не
немецкий
идеализм
И. Канта
и
Гегеля
; у последнего Юркевич находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Юркевич считал
Якоба Бёма
,
Готфрида Вильгельма Лейбница
и
Эмануэля Сведенборга
. Точкой зрения Юркевича был «широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и всё истинно рациональное, и всё истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем всё видимое и осязаемое». Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути — сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, объясняется и отношение к
спиритизму
. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него (см. статью А. Н. Аксакова). О Юркевиче, как педагоге, была помещена статья в журнале «Гимназия» за 1888 год, оставшаяся неоконченной. Список трудов Юркевича, почти полный, можно найти в «Материалах для истории философии в России», изданных
Я. Н. Колубовским
в «Вопросах философии» (книга 4, пр. 1).
Развил своеобразный вариант христианского
платонизма
. Идея, по Юркевичу, — объективно реальная сущность вещи, её разумная основа, «норма» и «закон» её существования. Признавая значение опыта и наблюдения, выдвигал требование находить и толковать идею через явления наличной действительности. В основе
антропологии
Юркевича — библейское учение о роли «сердца» как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося, согласно Юркевичу, предпосылкой истинного познания. С марксистских позиций Юркевича критиковал
Г. В. Плеханов
. Темы работ Юркевича во многом определили проблематику последующего развития философского идеализма в России (например, у Вл. Соловьёва,
П. А. Флоренского
, отчасти
Г. Г. Шпета
и др.).
Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике. Им изданы
(Москва : Н. Чепелевский, 1865) и «Курс общей педагогики с приложениями» (
М.
: тип. Грачева и К°, 1869). Это выдающаяся книга по педагогике на русском языке того времени. На Юркевича имел влияние
, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения.
Библиография
Философские труды Юркевича немногочисленны; помещались по преимуществу в «Трудах Киевской Духовной Академии», в «
Журнале Министерства народного просвещения
» и других учёных изданиях.
-
Идея //
Журнал Министерства народного просвещения
. — 1859. — Кн. 10—11, отд. 2.
-
Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия //
Труды Киевской духовной академии
. 1860. — Кн. 1, отд. 2.
-
Материализм и задачи философии // Журнал Министерства народного просвещения. — 1860.
-
Из науки о человеческом духе //
Труды Киевской духовной академии
. 1860. — № 4. — С. 367—511.
-
Доказательства бытия Божия. — Журнал Министерства народного просвещения. — 1861.
-
Язык физиологов и психологов // (
Русский вестник
. — 1862.
-
Язык физиологов и психологов. — Москва : URSS, 2010. — 113 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). —
ISBN 978-5-397-01793-0
.
-
Игра подспудных сил, по поводу диспута профессора Струве // Русский вестник. — 1870. — № 4.
-
отдельные издания
-
Заметка [по поводу статьи В. Шульгина: «Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве», напеч. в «Киев. телеграфе»]. — Киев : Унив. тип., 1860. — 17 с.
-
(речь, произнесенная в торжественном собрании
Московского университета
12 янв. 1866 г.) — [Москва] : Унив. тип. (Катков и К°), [1866]. — 72 с. — наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение И. Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно.
-
— Москва : тип. Грачева и К°, 1869. — XVI, 404 с.
-
Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой; вступ. ст. и примеч. А. И. Абрамова ; Журн. «Вопросы философии» и др.]. — Москва : Правда, 1990. — 669 с. — (Из истории отечественной философской мысли).
-
Історія філософії права ; Філософія права ; Філософський щоденник : рукописна спадщина. — Київ : Ред. журналу «Український світ», 2000. — 751 c. —
ISBN 966-7586-00-6
.
-
Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 1. — 2000. — 397 с. —
ISBN 966-617-029-9
.
-
Сакральная педагогика сердца Памфила Юркевича : Хрестоматия науч.-христиан. педагогики : 2000-летию Рождества Христова и 125-летию со дня смерти Памфила Юркевича посвящается. — Кн. 2. — 2011. — 416 с.
-
Идея; Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. — Москва :
ЛИБРОКОМ
, 2010. — 182 с. — (Из наследия мировой философской мысли: теория познания). —
ISBN 978-5-397-01794-7
.
-
Из науки о человеческом духе: очерки по философии и богословию. — Москва : URSS, 2010. — 244 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). —
ISBN 978-5-397-01792-3
.
Примечания
Литература
-
Абрамов А. И.
//
Новая философская энциклопедия
:
в 4 т.
/ пред. науч.-ред. совета
В. С. Стёпин
. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
:
Мысль
, 2010. — 2816 с.
-
Аксаков А. Н.
// Русский вестник. 1876. — № 1. — С. 442—469
-
Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С.
Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. —
М.
: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 286. —
2000 экз.
— ISBN 5—8037—0164—5.
-
Гаврилов И. Б.
//
Христианское чтение
. — 2019. — № 6. — С. 178—188.
-
Гаврилов И. Б., Иванов П. К.
// Христианское чтение. — 2021. — № 3. — С. 218—226.
-
Емельянов Б. В.
Христианская педагогическая антропология П. Д. Юркевича // Национальная идея: образование и воспитание. Вып.1. — Чита, 1998. — С. 64—75.
-
Емельянов Б. В.
// Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2011. — № 1 (88). — С. 159—167.
-
Курдюмов М.
//
Русский биографический словарь
: в 25 томах. —
СПб.
, 1912. — Т. 24: Щапов — Юшневский. — С. 333—335.
-
Павлов А. Т.
П. Д. Юркевич в Московском университете // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — № 3. — 2007. — С. 97-108.
-
Пантин И. К.
Борьба Н. Г. Чернышевского и М. А. Антоновича за материалистическую теорию познания // Очерки по истории философии в России. — М. : Изд-во МГУ, 1960. — С. 57-82
-
Радлов Э. Л.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1904. — Т. XLI. — С. 420.
-
Соловьев В. С.
О философских трудах П. Д. Юркевича //
Юркевич П. Д.
Философские произведения. —
М.
: Правда, 1990. — С. 552—577.
-
Федорова М. В.
Создание метафизики и её противоречия у П. Д. Юркевича // Православная духовность в прошлом и настоящем. — Н.Новогород, 2003. — С. 448—453.
-
Ходзинский А.
Профессор философии Памфил Данилович Юркевич. 1826—1874 гг. : Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения. — Харьков : Епарх. тип., 1915. — 107 с.
-
Чернышевский Н. Г.
Полное собрание сочинений. Т. 7. —
М.
, 1950. — С. 725—744.
-
Шпет Г. Г.
Философское наследство П. Д. Юркевича : (К сорокалетию со дня его смерти) : [Доклад, чит. в Моск. психол. о-ве 4-го окт. 1914 г.]. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1915. — 75 с.
-
Шпет Г. Г.
Философское наследие П. Д. Юркевича (к сорокалетию со дня смерти) //
Юркевич П. Д.
Философские произведения. — М.: Правда, 1990. — С. 578—638.
-
/ Кравецкий А. Г. // Шервуд — Яя. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 599. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. 35). —
ISBN 978-5-85270-373-6
.
-
Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. —
М.
: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 871—872. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-8243-1429-8
.
-
// Русские критики. Лит. очерки /
А. Л. Волынский
. — Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева (б. Н. Лебедева), 1896. — С. 261—368.
-
П. Д. Юркевич о воспитании : для педагогов, родителей и студентов педвузов / [сост.-ред. А. П. Фурсов]. —
М.
: Шк. Пресса, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). — 187, [4] с. — (Золотой фонд педагогики). —
ISBN 5-9219-0413-9
.
Ссылки
-
(неопр.)
.
Летопись Московского университета
. Дата обращения: 18 октября 2017.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|