Коронование Богоматери
- 1 year ago
- 0
- 0
«Коронование Марии» ( итал. Incoronazione Maringhi ) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи , известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви . Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции.
В конце 1430-х годов Филиппо Липпи оставил монастырь Кармине во Флоренции, чтобы открыть свою мастерскую. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале , и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо». Возможно, это был ( итал. Maestro della Natività di Castello ). Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари , алтарный образ очень понравился Козимо Медичи , который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.
Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха . Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия » хранится в Берлинской картинной галерее .
Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом , возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы . Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, бо́льшим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако .
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес ( итал. ). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование . Среди святых — Магдалина , Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.
Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора . Рядом с ним стоит Иоанн Креститель . Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.
Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения , Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии . Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии .
Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо . Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.