Interested Article - Альморавиды
- 2021-04-04
- 1
Альморави́ды ( бербер. ⵉⵎⵔⴰⴱⴹⵏ Imrabḍen и араб. المرابطون аль-Мурабитун , что является множественным от مرابط Мурабит ) — изначально название мусульманского религиозного братства, основанного Абдуллой ибн Ясином аль Гузулием между 1039 — 1043 гг. в Сенегале и Сахаре , затем название основанного в середине XI века берберами — последователями Абдуллы ибн Ясина государства на территории нынешних Марокко , Алжира , Испании и Португалии ; а также название правившей в нём династии .
Происхождение названия
Слово альморавиды происходит от арабского المرابطون аль-Мурабитун (люди рибата ). Так назвал Абдулла ибн Ясин своих приверженцев в тот момент, когда начал «священную войну» против жителей Магриба . Испанцы , которым вскоре пришлось столкнуться с этим новым братством мусульман , переделали слово аль-Мурабитун в Almoravides , и, таким образом, к европейцам перешло это название братства альморавидов .
Сахара и муласамины
На территории Сахары проживают различные кочевые племена . Между ними, особенно на пространстве между Атласскими горами на севере, Сенегалом на юге и Атлантическим океаном на западе, — немало берберов . Часть большого берберского племени санхаджи проникла довольно далеко на юг, в Сенегал , и уже в середине VIII века основала здесь значительное государство со столицей в Аудагосте под властью наиболее могущественной ветви этого племени — лемтунов . В IX веке к ним проникли проповедники ислама и обратили их в религию Мухаммеда . Эти племена, называемые муласаминами («закутанные»), от слова лисам , означавшего покрывало, которым они почему-то закрывали лицо, совершали грабительские походы на соседние округа Судана, захватывая богатую добычу и множество пленных, которых выгодно продавали на рынках Магриба .
Проповедническая деятельность Абдуллы ибн Ясина в Сахаре
Вождь племени Лемтуны Яхья ибн Ибрахим в сопровождении наиболее уважаемых лиц своего народа предпринял в 1036 году паломничество в Мекку . То, что они увидели в дороге, привело их к убеждению, что у них дома дело обстоит очень плохо, как в отношении познания вероучения, так и относительно исполнения религиозных обязанностей. Вследствие этого они стали подыскивать в Ифрикии учёного человека, который бы согласился пойти с ними в пустыню проповедовать среди их соплеменников. Такой человек нашёлся в Сиджильмасе . Его звали Абдулла ибн Ясин аль Гузулий . Большой знаток закона, до тонкости изучивший правила и постановления Малика и его учеников, Абдулла пытался внедрить среди кочевников строгое соблюдение богословско-юридических законов, что не пришлось по нраву основной массе берберов . Вследствие этого он имел последователей только среди тесного круга около вождей лемтунов . А после смерти Яхьи ибн Ибрагима , Абдулле с несколькими единомышленниками, в том числе и с вождями лемтунов — братьями Яхьей и Абу Бекром , сыновьями Омара, пришлось удалиться на остров на реке Сенегал и построить там себе рибат . Слух об этой небольшой общине распространился далеко, и уже к 1042 — 1043 годам у Абдуллы было до 1000 преданных ему человек. Что позволило Абдулле начать борьбу за объединение берберских племен Сахары (лемтуны, гедала и проч.), которая была фактически завершена через 10 лет.
Альморавиды — властители Магриба
Уже в 1053 году Абдулла смог направить свои войска на покорение Магриба . Ведение войны Абдулла (оставаясь по-прежнему духовным главою до самой своей смерти в 1059 году ) поручил приближённым к нему вождям лемтунов , сыновьям Омара. Сначала военачальником был Яхья , а после его смерти в 1056 году Абу Бекр , которому помогал племянник Юсуф ибн Ташфин . Последний и возглавил войска альморавидов в Магрибе после смерти Абдуллы , когда Абу Бекру пришлось вернуться в Сахару для покорения отколовшихся племен. После смерти Абу Бекра в 1087 году под власть Юсуфа перешли и берберы Сахары .
В 1061 году Юсуф принимает титул эмира , В 1062 году создает себе резиденцию, основав город Марракеш . В 1070 год был взят Фес . В 1078 году , после отчаянной битвы, пал бывший хаммадитский наместник Танжера , . В 1082 году был покорен Тлемсен , а в 1084 — Сеута .
Альморавиды в Испании
Положение испанских мусульман , теснимых королём Кастилии и Леона Альфонсо VI , вынуждало их искать помощи вне своего государства. Уже в 1082 году они обратились к Юсуфу за помощью; но тогда он отказался, сославшись на то, что ему необходимо иметь в руках Сеуту , прежде чем перейти в Испанию . Падение Сеуты в 1084 году и новое посольство из Испании с просьбой о помощи позволило Юсуфу вмешаться в дела Испании . В 1086 году войско альморавидов переправилось в Испанию и в битве при Заллаке разгромило войска Альфонсо VI. В соответствии с предварительной договоренностью Юсуф оставил за собой единственную крепость в Испании — Альхесирас .
Внутренние неурядицы и новая просьба о помощи из Испании последовавшая в 1090 году позволила на этот раз альморавидам захватить Гранаду , Ма́лагу , а в 1091 году Ко́рдову , Кармону и Севилью . В 1094 году был взят Бадахос , в 1102 году — Валенсия . В 1110 году наместник Валенсии Темим , сын Юсуфа , захватил Сарагосу . Таким образом к 1110 году вся мусульманская Испания стала добычей Альморавидов.
Разгром государства Альморавидов
С падением могущества Альморавидов, мусульманская Испания , не проявлявшая симпатии к племенному объединению лемтуна , вернулась к состоянию раздробленности . Кучка мелких князей, невежественных и неспособных к учению, таких, как правители Бадахоса и Малаги , Валенсии и Ронды , не говоря уже о правителях Руэды и Ка́сереса , требовала независимости, удержать которую она была не в состоянии, ибо не имела для этого ни военных, ни финансовых возможностей.
Между тем в 1147 году Лиссабон навсегда перешёл к христианам, войска кастильцев подступили к самой Кордове , графы Барселоны захватили Тортосу и Лериду .
К 1145 году Альмохады , движение, которое зародилось как религиозное братство в горах Атласа в Северной Африке , начало приобретать опору на Пиренейском полуострове . В следующем году они захватили Марракеш и им сдался Кадис , а через десять с лишним лет они получили контроль над всей Южной Испанией, включая Гранаду, и снова отняли у христиан Альмерию . Испанской столицей Альмохадов стала Севилья .
Эмиры из династии Альморавидов
- Абдулла ибн Ясин аль-Гузулий (1039—1058/59)
- Яхья ибн Омар (1046—1056)
- Абу Бекр ибн Омар (1056—1087)
- Юсуф ибн Ташфин (1061—1106)
- Али ибн Юсуф (1106—1143)
- Ташфин ибн Али (1143—1145)
- Ибрахим ибн Ташфин (1145—1146)
- Исхак ибн Али (1146—1147)
Литература
- Август Мюллер в 2-х томах — Издательство Аст, 2006
- М. Нечитайлов. . XLegio .
Примечания
- Turchin, Peter; Adams, Jonathan M.; Hall, Thomas D. 222–223 (декабрь 2006). Дата обращения: 1 августа 2020. 20 мая 2019 года. .
- G. Stewart, Is the Caliph a Pope? , in: The Muslim World, Volume 21, Issue 2, pages 185–196, April 1931: "The Almoravid dynasty, among the Berbers of North Africa, founded a considerable empire, Morocco being the result of their conquests"
- Sadiqi, Fatima, The place of Berber in Morocco , International Journal of the Sociology of Language, 123.1 (2009): 7–22 : "The Almoravids were the first relatively recent Berber dynasty that ruled Morocco. The leaders of this dynasty came from the Moroccan deep south."
- Extract from . 30 декабря 2009 года. .
- Nehemia Levtzion, "Abd Allah b. Yasin and the Almoravids", in: John Ralph Willis, Studies in West African Islamic History , p. 54.
- P. F. de Moraes Farias, "The Almoravids: Some Questions Concerning the Character of the Movement", Bulletin de l’IFAN , series B, 29: 3–4 (794–878), 1967.
- ↑ / Р. Г. Ланда // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 560. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . www.bloknot.info (А. Скромницкий) (24 августа 2011). Дата обращения: 28 сентября 2011.
- 2021-04-04
- 1