Ла-Эсперанса
- 1 year ago
- 0
- 0
Эсперанса Сполдинг ( англ. Esperanza Spalding , род. 18 октября 1984 года в Портленде , Орегон ) — американская джазовая басистка, певица, автор песен и композитор. Среди её наград четыре премии Грэмми , и музыкальная премия Soul Train.
Родилась в городе Портленд , штат Орегон . Начала профессионально заниматься музыкой в детстве, выступая в качестве скрипачки в Обществе камерной музыки штата Орегон в возрасте пяти лет. Позже она самостоятельно обучалась игре на других инструментах, включая гитару и бас. Её мастерство принесло ей академические стипендии в Портлендском государственном университете и Музыкальном колледже Беркли , где Сполдинг изучала музыку.
Сполдинг выпустила свой первый альбом Junjo в 2006 году на испанском лейбле , после чего подписала контракт с независимым американским лейблом , выпустившим в 2007 году её одноимённый альбом. Её третий студийный альбом Chamber Music Society ( 2010 ) имел коммерческий успех, заняв 34-е место в Billboard 200 . Также за данный альбом Сполдинг получила свою первую премию Грэмми как лучший новый исполнитель став первым джазовым музыкантом, получившим награду в этой номинации . Дальнейшее признание она получила благодаря четвёртому релизу Radio Music Society ( 2012 ), получившему премию Грэмми за лучший джазовый вокальный альбом, а также трек «City of Roses», победивший в номинации "Best Arrangement, Instrument and Vocals".
Проведя следующие несколько лет в составе группы, Сполдинг выпустила свой пятый студийный альбом. Вдохновлённый фанк-роком , концептуальный альбом под названием Emily's D+Evolution , сопродюсером которого выступил Тони Висконти , был выпущен на Concord Records . В следующем году она выпустила альбом Exposure , который был выпущен ограниченным тиражом 7777 копий. Её шестой студийный альбом 12 Little Spells был выпущен в 2019 году и занял первое место в Billboard Top Jazz Albums. Альбом также был номинирован на две премии Грэмми, победив в категории «лучший джазовый вокальный альбом».
Помимо написания и исполнения музыки, Сполдинг с 20 лет работала инструктором в Музыкальном колледже Беркли. Также в 2017 году Сполдинг была назначена профессором музыкальной практики в Гарвардском университете . В 2018 году Сполдинг получила звание почётного доктора музыки в своей альма-матер, Музыкальном колледже Беркли, и выступила на церемонии вручения дипломов .
Журнал Rolling Stone поместил её на 45-е место в списке величайших басистов всех времён .
Эсперанса Эмили Сполдинг родилась 18 октября 1984 года в Портленде , штат Орегон , США в семье отца афроамериканского происхождения и матери валлийского, коренного американского и латиноамериканского происхождения . Она выросла в районе Кинг на северо-востоке Портленда , который в то время был известен бандитизмом . Мать растила Сполдинг и её брата в одиночку, без отца . В детстве Сполдинг страдала ювенильным идиопатическим артритом , в результате чего провела большую часть детства на домашнем обучении , хотя также посещала начальную школу Кинга на северо-востоке Портленда . В этот период Сполдинг нашла возможность получить музыкальное образование, слушая профессора колледжа своей матери, который обучал её игре на гитаре. Сполдинг рассказывала, что иногда она ходила с матерью на занятия, а затем дома повторяла то, что играл учитель . Сполдинг жила в районе Кинг (Портленд) до десяти лет, пока не переехала со своей семьёй в пригород . Няня Эспирансы была кубинкой, и во многом научила её испанскому языку .
Мать Сполдинг обратила внимание на музыкальные способности дочери, когда она в детстве смогла воспроизвести Бетховена на слух на домашнем фортепиано . Сама Сполдинг считала, что наблюдение за классическим виолончелистом Йо-Йо Ма в эпизоде сериала Соседство мистера Роджерса являлось неотъемлемой частью её детства и вдохновило на занятия музыкой. К пяти годам Сполдинг научилась играть на скрипке и начала профессионально выступать в Обществе камерной музыки штата Орегон ( англ. Chamber Music Society of Oregon ). Она входила в состав группы, пока ей не исполнилось 15 лет, после чего она ушла из состава в звании концертмейстера . Хотя её и признавали как музыкального вундеркинда , Сполдинг осуждала этот титул, комментируя в 2010 году: «Меня окружают вундеркинды, куда бы я ни пошла, но они не признаются как таковые, потому что немного старше меня, или не женского пола, или же не на каком-то крупном лейбле» .
Она также научилась играть на гитаре, виолончели , контрабасе, гобое , кларнете и петь песни на нескольких языках (английском, испанском, португальском) . На гобое и кларнете Сполдинг играла в юности , прежде чем открыла для себя контрабас во время посещения средней школы исполнительских искусств , в которой она выиграла стипендию . Сполдинг начала выступать в клубах Портленда в подростковом возрасте , организовав свой первый концерт в блюзовом клубе в 15 лет, умея играть лишь одну партию на басу. Один из опытных музыкантов, с которыми она играла, пригласил её присоединиться к репетициям группы, что привело к регулярным выступлениям, которые продолжались почти год . По словам Сполдинг, это стало для неё шансом научиться и отточить свои музыкальные способности . В возрасте 15 или 16 лет, Сполдинг присоединилась к местной инди-рок /поп-группе Noise for Pretend в качестве певицы и автора текстов. Хотя Сполдинг и брала несколько частных уроков вокала, которые научили её проецировать голос, она заявляла, что основной певческий опыт она получила во время пения в дýше . Её желание выступать вживую возникло естественным образом из процесса композиции, когда она пела и играла одновременно, чтобы увидеть, как мелодия и голос сочетаются друг с другом. Сполдинг признаёт, что исполнение двух ролей одновременно может быть сложной задачей .
Сполдинг бросила Северо-Западную академию в возрасте 16 лет и после получения диплома о среднем образовании ( GED ) поступила в Портлендский государственный университет по музыкальной программе с помощью стипендии, где, по её воспоминаниям, была «самой молодой басисткой в программе» . Она решила подать заявление в Музыкальный колледж Беркли при поддержке своего преподавателя по басу и достаточно хорошо прошла прослушивание, чтобы получить полную стипендию . Несмотря на получение стипендии, Сполдинг столкнулась с проблемой покрытия расходов на проживание, поэтому её друзья устроили благотворительный концерт, с помощью которого ей были оплачены авиабилеты . Сбережений хватило ненадолго, и она подумала о том, чтобы оставить музыку в пользу политологии . Джазовый гитарист и композитор Пэт Метени отговорил её от этого шага. Он сказал ей, что у неё есть «Х-фактор» и она сможет его раскрыть, если приложит усилия .
Гэри Бёртон , исполнительный вице-президент Беркли, в 2004 году заявил, что у Сполдинг «прекрасное чувство времени, она может уверенно исполнять самые сложные композиции, а также она передаёт свой оптимистичный характер во всем, что играет» .
Бен Рэтлифф в 2006 году писал в The New York Times о голосе Сполдинг: «лёгкий и высокий, в диапазоне тона Блоссом Дири . Она может петь тихо, почти в мечтах», а также, что она «изобретает свою собственную женственность, пространство, разнообразный звук сверху донизу» . В 2005 году Сполдинг была удостоена стипендии Бостонского джазового общества за выдающееся музыкальное мастерство . Почти сразу после окончания колледжа, Сполдинг была нанята Музыкальным колледжем Беркли для преподавания игры на басу и частных уроков , став одним из самых молодых преподавателей в истории учреждения , в возрасте 20 лет . Как учитель, Сполдинг пытается помочь своим ученикам сфокусироваться на самостоятельных занятиях с помощью журнала практики, который может помочь им осознать свои сильные стороны и то, что нужно делать .
Её дебютный альбом Junjo был выпущен в апреле 2006 года компанией Ayva Music . Он был создан, дабы показать динамику, которую она чувствовала в своём трио . Хотя Junjo и был выпущен исключительно под её именем, Сполдинг считает, что это групповая работа .
Когда в 2008 году её спросили, почему она играет на басу, а не на каком-либо другом инструменте, Сполдинг ответила, что это не было её выбором, и бас «имеет свою собственную дугу», резонирует с ней . Сполдинг говорила, что открытие баса для неё было похоже на то, что «однажды ты просыпаешься и понимаешь, что влюблена в коллегу» . К тому времени, как она случайно взяла бас на уроках музыки и начала с ним экспериментировать, другие инструменты ей наскучили . Учитель группы показал ей блюзовую партию для баса, которую она позже использовала в своём первом концерте . После этого она начала ежедневно играть на басу и постепенно влюбилась в него .
Рэтлифф в 2008 году писал, что одним из главных даров Сполдинг является «лёгкий, шипучий, оптимистичный драйв, который проявляется в её мелодичной игре на басу и упругом пении с тихим голосом», но также то, что «в музыке отсутствует важная мера скромности». Он добавил: «Это попытка вывести данное пересечение [ Стиви Уандера и Уэйна Шортера ] на новый уровень чёткости и силы, но её гармонические последовательности и грувы немного очевидны, что выдвигает её на передний план как певицу и автора песен, что не является её главной силой» .
Пэт Метени в 2008 году говорил, что сразу стало очевидно, «ей есть что сказать [...] у неё есть тот редкий фактор «х», с помощью которого она может передавать определённое личное видение и энергию, полностью принадлежащие ей» . Также в 2008 году Андрес Кинтерос в аргентинском периодическом издании 26Noticias писал, что Сполдинг — один из величайших новых талантов на современной джазовой сцене . Патти Остин наняла Сполдинг для работы в международном турне после первого семестра Сполдинг в Беркли . Турне певицы было с трибьют -программой Эллы Фицджеральд «Для Эллы» .
В 2008 году Сполдинг восприняла тур как образовательный - он помог ей научиться аккомпанировать вокалисту, а также поддерживать энергию и интерес, играя один и тот же материал каждый вечер. Она продолжала периодически выступать с Остин в течение трёх лет. В тот же период, находясь в Беркли, Сполдинг училась у саксофониста , прежде чем в конце концов отправиться с ним в тур. Они начали как трио, расширившись до квартета . Позже коллектив присоединился к квинтету US5 и путешествовал по Соединённым Штатам от Нью-Йорка до Калифорнии . По состоянию на 2008 год она также разрабатывала несколько курсов для студентов Беркли, в том числе курс обучения гармонии и теории посредством транскрипции музыки . Из-за гастролей Сполдинг перестала давать уроки в Беркли. Проживала как в Нью-Йорке, так и в Остине , штат Техас .
— второй студийный альбом Сполдинг. После победы Сполдинг на Грэмми в феврале 2011 года альбом попал в Billboard 200 на 138 строчку. Материал альбома Esperanza должен был больше отражать её как артистку, а музыканты были выбраны для наилучшего представления этого материала . Эд Моралес из PopMatters писал, что Esperanza представляет собой «обширный коллаж из джазового фьюжна , бразильской музыки и даже хип-хопа » .
10 декабря 2009 года на церемонии вручения Нобелевской премии мира Сполдинг выступила в мэрии Осло в честь назначения лауреатом президента США Барака Обамы , а также выступила на концерте премии на следующий день. Она была приглашена лично Обамой в соответствии с традицией выступления приглашённого лауреатом артиста .
Сполдинг также выступала на открытии джазового фестиваля Park City Jazz Festival в 2009 году в Парк-Сити , Юта . Она закрывала шоу совместным номером с басистами и Шоном О'Брайаном Смитом, которые также выступали ранее в этот день. На трибьют-концерте музыки Принса , Сполдинг пригласили спеть вместе с Патти Лабелль , Алишей Киз и Жанель Монэ . Сполдинг исполнила хит-сингл 1987 года «If I Was Your Girlfriend» .
7 февраля 2010 года Сполдинг стала самым популярным человеком и вторым по популярности запросом в поиске Google в результате её появления в телевизионной программе PBS Austin City Limits .
В 2011 году Сполдинг сотрудничала с Тинеке Постмой на треке «Leave Me a Place Underground» из альбома The Dawn of Light . Также она сотрудничала с над альбомом The Mosaic Project , где она участвует на треке «Crayola» . Сполдинг также работала в дуэте с на треке «Freesia» из альбома Bitches of Renaissance 2011 года .
На 53-й церемонии вручения премии «Грэмми» в том же году Сполдинг получила премию как лучший новый исполнитель .
Chamber Music Society — третий студийный альбом Сполдинг. После её неожиданной победы на Грэмми альбом снова вошёл в Billboard 200 под номером 34 с продажами в 18 000 копий . На песню «Little Fly» снят клип . Текст песни представляет собой стихотворение Уильяма Блейка , положенное на музыку Сполдинг. Виниловая версия альбома была выпущена в феврале 2011 года.
В ноябре 2011 года Сполдинг получила награду в номинации «Джазовый артист года» .
В феврале 2012 года Сполдинг выступила на 84-й церемонии вручения премии «Оскар» , исполнив джазовый стандарт Луи Армстронга « What a Wonderful World » вместе с Детским хором Южной Калифорнии. Композиция прозвучала в качестве сопровождения видеоряда, посвящённого великим личностям киноиндустрии, умершим в 2011 и начале 2012 года .
Radio Music Society — четвёртый студийный альбом, выпущенный на Heads Up International в марте 2012 года , содержал собственные музыкальные композиции Сполдинг, а также композиции таких исполнителей, как Beach Boys и Уэйн Шортер .
Сполдинг также появлялась в качестве приглашённого артиста в альбоме Жанель Монэ 2013 года The Electric Lady в треке «Dorothy Dandridge Eyes». Также она исполнила джазовый дуэт в альбоме Бруно Марса Unorthodox Jukebox , под названием «Old & Crazy». В ноябре 2013 года Сполдинг выпустила сингл «We Are America» в знак протеста против тюремных лагерей Гуантанамо с эпизодическими выступлениями Стиви Уандера и Гарри Белафонте . В 2015 году она появилась в научно-популярном документальном телесериале NOVA «Великая математическая тайна» , рассказав о связи музыки и математики .
В марте 2016 года Сполдинг выпустила свой пятый студийный альбом Emily's D+Evolution — концептуальный альбом с элементами фанк-рока . Он был спродюсирован Сполдинг совместно с давним коллегой Дэвида Боуи Тони Висконти . В альбоме Сполдинг исполняет музыку с помощью своего альтер эго Эмили, что является её вторым именем. В интервью Сполдинг заявила, что Эмили «является духом, существом, или аспектом, которого я встретила или о котором узнала. Я признаю, что моя работа ... состоит в том, чтобы быть её руками и ушами, голосом и телом». В записи альбома и в туре в поддержку альбома приняли участие музыканты на гитаре, Джастин Тайсон и на барабанах , Эмили Элберт, и Надя Вашингтон — вокал.
В июле 2017 года Сполдинг была назначена профессором музыкальной практики Гарвардского университета . Пять месяцев спустя, в декабре, Сполдинг выпустила Exposure , который является её шестым студийным альбомом. Этот проект являлся творческим экспериментом, и получил своё начало 12 сентября 2017 года. Сполдинг намеревалась создать альбом от начала до конца за 77 часов, одновременно транслируя весь творческий процесс в прямом эфире на Facebook . По завершении она выпустила 7 777 записей альбома ограниченным тиражом. Упаковка физического альбома включала часть оригинальных нотных листов, которых Эсперанса использовала для написания текстов и музыки. Это позволяло тем, кто был свидетелем процесса, владеть частью творения непосредственно из источника. По поводу эксперимента Сполдинг заявила, что живой аспект процесса заставил её быть более креативной, потому что у неё не было возможности возвращаться к одному и тому же и пробовать ещё . В том же году она появилась в фильме Любовь сбивает с рифмы (2017).
С 7 по 18 октября 2018 года Сполдинг выпустила двенадцать треков — по одному в день — которые вместе составили её седьмой студийный альбом . Каждое трек сопровождался музыкальным видео, опубликованным на её канале YouTube , и соотносился с отдельной частью тела. Сполдинг описала экспериментальную структуру альбома как результат её постепенного отхода от титула «артиста», тяготеющего к концептуальной идентичности . 27 января 2020 года альбом получил премию Грэмми как лучший джазовый вокальный альбом .
В 2020 и 2021 годах Сполдинг работала с Уэйном Шортером над оперным произведением под названием « Iphigenia », где Сполдинг написала либретто . Премьера оперы состоялась на обоих побережьях США осенью 2021 года и в феврале 2022 года .
Сполдинг интересуется музыкой других культур, в том числе бразильской , где однажды она провела месяц, изучая португальский язык . Она заявляла, что мелодия и текст песен на португальском языке неразрывно связаны . Она поёт на нескольких языках, включая английский, испанский и португальский .
Наставником Сполдинг был . Она упоминала джазовых басистов Рона Картера и Дэйва Холланда , оказавших большое влияние на её музыку — Картера за оркестровку его игры и Холланда за то, как его композиционный метод дополняет его личный стиль . Также она описывала саксофониста Уэйна Шортера и певца, автора песен Милтона Насименту , как героев .
Сполдинг говорила, что любит фьюжн , и на неё повлияла «замечательная тенденция, начавшаяся 40 лет назад, когда люди продолжали включать современный звук в свою музыку» . Сполдинг выразила желание, чтобы её судили за её музыкальность, а не за сексуальную привлекательность. Она считает, что женщины-музыканты должны взять на себя ответственность избегать чрезмерной сексуальности . Кроме того, чтобы писать оригинальную музыку, музыканты должны читать и быть в курсе всего в мире . Она говорила, что моделирует свою карьеру по примеру Мадонны и Орнетта Коулмана , а также называла Джони Митчелл главным музыкальным источником вдохновения . Сполдинг также заявляла, что её мама была и всегда будет её образцом для подражания .
Электронные бас-гитары
Акустические бас-гитары
Контрабас
Усилители
Струны
Во время учёбы в Беркли начала встречаться с однокурсником, джазовым трубачом Кристианом Скоттом . Они были в отношениях четыре года . В интервью 2016 года Сполдинг заявила, что у неё есть резиденции в Бруклине, Нью-Йорк , и Хиллсборо, штат Орегон , где проживает её семья . Практикует буддийскую традицию (SGI) .
Во время своего турне 2012 года Сполдинг пожертвовала часть выручки от продажи товаров некоммерческой организации Free the Slaves . Организация, базирующаяся в Вашингтоне, округ Колумбия , которая занимается борьбой с торговлей людьми по всему миру. В 2013 году она выступила с благотворительной программой для американской музыкальной программы , основанной её наставником Тарой Мемори .
4 сентября 2018 года Сполдинг оказала благотворительную помощь Bienestar, некоммерческой организации, занимающейся жильём и информационно-просветительской деятельностью (базируется в Хиллсборо, штат Орегон ) . Несколько недель спустя она появилась с Херби Хэнкоком на фестивале Lions of Justice, в поддержку уважительного и достойного обращения со всеми людьми, спонсируемом Soka Gakkai International .
Сполдинг также является сторонником парков и открытых пространств, а также сторонником Фонда общественных земель .
Дата | Альбом | Лейбл |
---|---|---|
18 апреля 2006 | Ayva Music | |
20 мая 2008 | Heads Up International | |
17 августа 2010 | Chamber Music Society | Heads Up International |
20 марта 2012 | Radio Music Society | Heads up International |
4 марта 2016 | Emily’s D+Evolution | Concord Records |
16 декабря 2017 | Concord Records | |
19 октября 2018 | Concord Records | |
24 сентября 2021 | Concord Records |
Награда | Работа | Год | Номинация | Результат | Источник |
---|---|---|---|---|---|
Как исполнитель | 2011 | Джазовый артист года | Победа | ||
Премия Грэмми | Как исполнитель | 2011 | Лучший новый исполнитель года | Победа | |
(альбом ) | 2012 | Лучший джазовый инструментальный альбом | Номинация | ||
Radio Music Society | 2013 | Лучший джазовый вокальный альбом | Победа | ||
«Radio Music Society» | Лучший музыкальный фильм | Номинация | |||
« » | Победа | ||||
« » | 2014 | Победа | |||
2020 | Лучший джазовый вокальный альбом | Победа | |||
Номинация | |||||
2022 | Лучший джазовый вокальный альбом | Победа | |||
Как исполнитель | 2012 | Исполнительское искусство | Победа | ||
Как исполнитель | 2012 | Лучший современный джазовый исполнитель/группа | Победа |