Железная дорога Киркенес — Бьёрневатн
- 1 year ago
- 0
- 0
«Железная дорога» ( фр. Le chemin de fer , англ. The Railway ), также известная под названием «Вокзал Сен-Лазар» ( фр. Gare Saint-Lazare ) — картина, написанная в 1872—1873 годах французским художником Эдуаром Мане ( Édouard Manet , 1832—1883). Принадлежит Национальной галерее искусства в Вашингтоне . Размер картины — 93,3 × 111,5 см .
К Парижскому салону 1874 года Эдуаром Мане были подготовлены три картины — «Железная дорога», «Ласточки» и «Бал-маскарад» . Две последние были отвергнуты жюри, так что на салоне публике была представлена только «Железная дорога» . Вскоре она была продана Жану-Батисту Фору ( Jean-Baptiste Faure ), французскому оперному певцу и коллекционеру картин .
В 1881 году картина была куплена известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем ( Paul Durand-Ruel ) за 5400 франков. В 1898 году она была продана предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру ( Henry Osborne Havemeyer ) и его жене ( Louisine Havemeyer ). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году перешла по наследству к их сыну Хорасу Хэвемайеру ( Horace Havemeyer , 1886—1956). В 1956 году, согласно его завещанию, она была передана в коллекцию Национальной галереи искусства .
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни — здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена .
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран , которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия» . Полагают, что в качестве стоя́щей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша ( Alphonse Hirsch ), друга Мане .