Interested Article - Сысолятин, Игорь Александрович
- 2021-07-12
- 2
Игорь Алекса́ндрович Сысоля́тин (род. 13 октября 1972 года, Омск ) — российский предприниматель, коллекционер, исследователь.
Семья
- Отец — Сысолятин Александр Владимирович (род. 01 сентября 1947 года, Омск), доцент кафедры вычислительной техники и автоматики ОмИИТ , кандидат наук.
- Мать — Сысолятина Людмила Степановна (1950—2022), музыкальный руководитель в детском саду.
- Супруга Сысолятина (Казанцева) Татьяна Александровна (род. 8 сентября 1989 года, Омск).
Дети:
- Сысолятина Елизавета Игоревна (от первого брака) (род. 23 января 1995 года, Омск)
- Сысолятина Варвара Игоревна (род. 19 апреля 2014 года, Москва)
- Сысолятина Дарья Игоревна (род. 19 июля 2017 года, Москва)
Биография
Окончил с серебряной медалью среднюю школу №42 г. Омска в 1989 году, многократный победитель и призер школьных олимпиад по математике, физике и химии. Учился в Омском политехническом институте . С 1989 года начал заниматься предпринимательской деятельностью. С 2008 года проживает в Москве.
Коллекционирование
С детства увлекался коллекционированием — марок, монет, значков. В 1990-е годы детские увлечения переросли в профессиональную деятельность. Занимался торговлей антиквариатом и предметами коллекционирования. Участвовал в становлении нумизматического бизнеса в России.
В 2000-е годы собрал лучшую на тот момент частную коллекцию медных монет России. Позднее увлекся коллекционированием монет СССР . В 2016 году часть коллекции монет СССР была продана на персональном аукционе нумизматического дома «Редкие монеты». В пост-релизе аукциона было написано:
« 552 лота. Первый тематический аукцион в истории аукционного дома. Распродажа большой коллекции монет СССР в высочайшей сохранности. Большое количество монет в исполнении PROOF, среди которых редчайший набор 1924 года из коллекции Леонида Содермана . Было выставлено много пробных монет, в том числе набор 1924 года Бирмингемского монетного двора. Торги шли почти 10 часов, было продано 98 % лотов. »
Параллельно нумизматике , увлекся изучением и коллекционированием республиканских наград СССР 1920 — 1930-х годов. Тема первых наград СССР была слабо изучена и недостаточно освещена в научной литературе и в каталогах для коллекционеров. Игорь Сысолятин занялся изучением архивов как РФ , так и бывших союзных республик, исследовал музейные и частные собрания республиканских орденов, приобрел несколько известных коллекций и составил максимально полное собрание знаков, многие из которых были известны в единственном экземпляре. В поисках новых экземпляров для своей коллекции Сысолятин объездил весь мир, принимая участие в различных аукционах, выезжая регулярно в бывшие советские республики и отдаленные уголки России. На базе своей коллекции совместно с известным исследователем советской наградной системы Н. Н. Стрекаловым в 2012 году выпустил фундаментальный каталог советских республиканских наград, ставший главным пособием и источником информации для всех коллекционеров и любителей первых наград СССР.
С 2006 года в продолжение темы ранней советской фалеристики Сысолятин начал изучать и коллекционировать советские значки 1918 — 1950-х годов. Не ограничиваясь одной определенной темой, собрал коллекцию, включающую все огромное разнообразие значков СССР довоенного периода. В дальнейшем расширил коллекцию экспонатов как советского, так и постсоветского периода. Сысолятин стремился максимально полно представить в своем собрании все известные значки. На пике своего формирования коллекция насчитывала более 5000 экземпляров значков.
В 2020 году на базе своего собрания И. Сысолятин начал писать и издавать "Энциклопедию значков СССР". К июлю 2022 года вышло три тома: «Физкультура и спорт» (посвящен наградам и значкам советских спортсменов и различным спортивным обществам), «Силовые ведомства» (представлены все известные награды и знаки силовых ведомств СССР и союзных республик — ВЧК- ОГПУ , НКВД , МВД , Прокуратуры, Пожарной охраны и др.), «Герои труда и ударники» (представлено огромное многообразие трудовых наград советских граждан в эпоху трудовых побед и индустриализации страны 1920 — 1930-х годов). Приступил к созданию новых томов Энциклопедии , посвященных наградам Красной армии и флота 1918 — 1950-х годов, а также значкам отличников различных ведомств СССР.
В начале 2000-х годов Игорь Сысолятин начинает серьезно интересоваться историей русской иконописи , что положило созданию одной из крупнейших частных коллекций русской иконы в мире. Источниками поступления раритетов в коллекцию Сысолятина стали самые труднодоступные российские деревни и села, а также мелкие и крупные аукционы по всему миру, арт-дилеры и галереи, отечественные и зарубежные коллекционеры. За 20 лет коллекционирования удалось собрать более 1000 икон музейного уровня, многие из них являются шедеврами национального значения. В современной России коллекция Сысолятина - одно из самых крупных собраний русской иконы.
В нулевые годы стали создаваться многочисленные крупнейшие частные коллекции, и фонды стали их собирать, и просто подвижники древнерусского искусства, и, безусловно, меня это как профессионального коллекционера зацепило, стало интересно: я стал понемногу изучать, разговаривать с профессионалами, с коллекционерами, дилерами, искусствоведами. Потихоньку я втянулся в это увлекательное занятие поиска сокровищ, шедевров и просто редких иконографических экземпляров по всему миру.
— Игорь Сысолятин, коллекционер
Коллекция русской иконы
Коллекция Игоря Сысолятина охватывает все стили и направления, наглядно демонстрирующие историю иконописания в России за 500 лет. Начиная с классических образцов древнерусской иконы XV-XVI веков, икон строгановских мастеров, изографов Оружейной палаты Московского Кремля и заканчивая иконами разнообразных центров иконописания XVIII-XIX веков — Палеха и Мстеры , Холуя и Сызрани , Урала и Поволжья , севера и юга России и др.
В собрании представлено большое количество подписных произведений знаменитых и малоизвестных авторов. Царские изографы, создатели Строгановской школы иконописи — Назарий Истомин Савин, мастер Михаил, знаменитые мастера Оружейной палаты Московского Кремля — Тихон Филатьев , Кирилл Уланов, Василий Козьмин, Лаврентий и Георгий Туфановы, Семен Спиридонов Холмогорец, известные иконописцы эпохи барокко XVIII века Василий Вощин-Чудовский, Иван Александров, Иван Максимов, Иван Гусятников, Стефан Волков, личный иконописец графа П. Б. Шереметева — Михаил Фунтусов, кинешемец Петр Ананьин, известный иконописец из Великого Устюга Дмитрий Гоголицын, Холуйские мастера Сергей Денисов и Дмитрий Тепляков, знаменитый придворный художник Владимир Лукич Боровиковский , М. Деев и др. Имена придворных иконописцев XIX века и лучших старообрядческих мастеров — В. Пешехонова, мастерской Богатыревых, М. Е. Белоусова, Корина, Краузова, З. Бронина, Иудина и др. — отмечены в коллекции первоклассными образцами авторских работ.
Особое место в собрании И. Сысолятина занимает раздел эпохи серебряного века конца XIX — начала XX вв., представленный именами императорских и великокняжеских поставщиков и талантливых иконописцев этой эпохи — В. Гурьянов, М. Дикарев, О. Чириков , Н. Емельянов, Епанечников, Бочкарев, В. Тюлин, Богатенко, Вашуров и др. Игорь Александрович Сысолятин продолжает традиции русских предпринимателей-меценатов Морозовых , Строгановых , Рябушинских , Рахмановых , Щукиных , Солдатенковых .
Возращение святынь в Россию
В июле 1928 года было подписано постановление Совнаркома СССР «О выделении и экспорте антикварных ценностей» и экспорт художественных ценностей приобрел плановый характер. В Госторге РСФСР была образована «Главная контора по скупке и реализации антикварных вещей» сокращенно «Антиквариат» . В ноябре 1929 г. решением СТО «Главная контора по скупке и реализации антикварных вещей» была преобразована во Всесоюзную Государственную Торговую Контору «Антиквариат» и перешла от Госторга РСФСР в ведение Внешторга СССР .
При составлении коллекции икон И. Сысолятин уделяет внимание поиску и приобретению важных для истории России святынь. В конце 1920-х — 1930-х годах правительством СССР с целью притока твердой валюты в бюджет, необходимой для оплаты гигантских строек первых пятилеток, было продано значительное количество шедевров и предметов искусства за границу: императорские пасхальные яйца Фаберже, драгоценности великокняжеского периода , живописные полотна знаменитых мастеров из Эрмитажа и других музеев, экспроприированные у церкви и населения ценности и многое другое. Не обошла участь и шедевры древнерусского искусства.
Для знакомства западного мира с красотой русской иконы правительством СССР была организована международная выставка шедевров русских музеев, проходившая в конце 1920-х — 1930-х гг. в Германии , Англии и США. Куратором выставки «Знакомство западного мира с русской иконой» был назначен Игорь Грабарь — известный российский и советский художник, искусствовед и реставратор. Выставка имела огромный успех на западе, но из-за развернувшегося шума о распродаже национальных сокровищ в эмигрантской среде с распродажей решено было повременить и вернуть все экспонаты обратно в страну. Но не все шедевры этой выставки успешно вернулись в СССР. Часть икон все же была продана и нашла свое достойное место в западных музейных и частных собраниях. Одну из таких икон «Распятие» XV века И. Сысолятину удалось отыскать в Германии, выкупить и вернуть на Родину.
Важным для истории страны памятником в собрании И. Сысолятина является икона XVI века Новгородских святых епископов Никиты Печерского и Иоанна. Эта икона до революции находилась в известном старообрядческом собрании Е. Егорова, затем попала в коллекцию Государственного исторического музея , а оттуда в знаменитое иконное собрание Государственной Третьяковской галереи . Но, по предписанию правительства, была в составе других памятников древнерусского искусства продана за рубеж и оказалась в знаменитой коллекции американского промышленника Джорджа Ханна. Сысолятину спустя почти век удалось приобрести в США эту икону для своего собрания.
Множество предметов интерьера царских дворцов, в том числе и иконы были проданы за рубеж при посредничестве Арманда Хаммера и др. Есть такие иконы и в собрании И. Сысолятина. Икона святого Николая Чудотворца, тезоименитая последнему русскому императору Николаю II работы придворного художника-иконописца Николая Емельянова и иконописной фирмы поставщика императорского двора Епанечникова. Она имеет редкий штамп и инвентарный номер кабинета Его Императорского величества и свидетельствует о том, что она лично принадлежала императору Николаю II. Еще один интересный памятник предреволюционного времени в истории страны является икона-триптих «Божья матерь Знамение Серафимо-Понятаевская». Икона написана последним царским иконописцем Н. Емельяновым, при участии В. Васнецова и мастерской Фаберже. Она была подарена императрицей Александрой Федоровной полковнику Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка Дмитрию Николаевичу Ломану (1868—1918) в честь окончания строительства Государева Феодоровского собора в Царском селе. Полковник Дмитрий Николаевич Ломан (1868-1918) в 1910 года стал ктитором (церковным старостой) Федоровского собора в Царском селе. Он был любителем русской старины, в его квартире бывали И. Я. Билибин , В. М. и А. М. Васнецовы, М.В.Нестеров , П.Н.Пашков, С. А. Есенин . После революции полковник Д. Н. Ломан был расстрелян , а икона продана за границу. До 1980-х годов находилась в собрании генерал-губернатора Бермудских Островов сэра Эдвина Хартли Камерона Лезера (1919—2005).
Проекты и выставки
Январь 2021 г. — Выставка «Свидетель истории. Образ Богоматери Серафимо-Понетаевской из собрания Игоря Сысолятина». Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Куратор выставки — начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Ж. Г. Белик. Представленная икона из частного собрания Игоря Сысолятина некогда она принадлежала штаб-офицеру для поручений при Дворцовом коменданте полковнику Дмитрию Николаевичу Ломану – доверенному лицу императрицы Александры Феодоровны и другу Григория Распутина . Образ висел в кабинете Д.Н. Ломана в Царском Селе и вместе с другим дворцовым имуществом был продан за рубеж после революции . Помимо исторической значимости икона обладает большой художественной ценностью. Ее автором был один из самых ярких иконописцев начала XX века Николай Сергеевич Емельянов. Из-за сложной эпидемиологической ситуации на фоне распространения COVID-19 экспозицию перенесли в онлайн-формат.
В июне 2022 года в Музее русской иконы имени М. Абрамова открылась выставка избранных произведений из коллекции И. Сысолятина «Россия в ее иконе», неизвестные произведения XV — начала XX века. На выставке представлено 320 икон, отобранных искусствоведами из обширной коллекции И. А. Сысолятина и охватывающих всю историю иконописания в России. К выставке ведущими искусствоведами страны (А. С. Преображенским, Л. П. Тарасенко, Н. И. Комашко, Я. Э. Зелениной, Ж. Г. Белик и др.) был подготовлен двухтомный каталог, в который вошли монографии с описанием и исследованием выставленных шедевров. Куратором выставки и научным руководителем проекта является А.С. Преображенский — российский искусствовед, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова , старший научный сотрудник сектора древнего искусства Государственного института искусствознания . Большая часть работ представлена широкой публике впервые, так как основу коллекции составили произведения, проданные или вывезенные за границу многие десятилетия назад и вернувшиеся в страну усилиями коллекционера.
В декабре 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва открылась выставка "Иконописные редкости", основную часть экспозиции составили иконы конца XVII — начала XX века из частного собрания И. А. Сысолятина. Это редко встречающиеся варианты изображений Святой Троицы , Христа, Богоматери и событий евангельской истории, гимнографические и дидактические сюжеты, иллюстрации евангельских притч, литургических песнопений и нравоучительных сочинений, а также необычные образы широко почитаемых и малоизвестных святых.
-
Богоматерь "Небо и храм Божества". Середина 19 века, Центральная Россия
-
Второе пришествие Христово ( Страшный суд ). 19 век, Мстера
-
Христос попирающий смерть. 18 век, Вологда
-
Акафист Богоматери. 18 век, Заволжье
-
Великомученик Георгий Победоносец со сценой Чуда Георгия о змие. 18 век, Федор Леонов (?)
Шедевры коллекции Игоря Сысолятина
С 2000-х годов Игорь Сысолятин собрал оригинальные иконы, представляющие практически все русские школы и художественные стили: написанные в столицах искусства Руси XV–XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, яркие провинциальные образцы XVII столетия, эффектные произведения эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы , произведения из старообрядческих регионов, искусство иконников Палеха и Мстёры и работы мастеров второй̆ половины XIX – начала XX века. Некоторые ранние произведения из собрания интересны не только как произведения искусства своего времени, но и как артефакты, отражающие историю художественного наследия России, открытия средневековой русской иконы и отечественного музейного дела.
Особое место в коллекции занимают шедевры XV века, икона «Распятие» – редчайший для своего времени пример эпистилия , и выдающийся образец парной иконографии из коллекции известного московского старообрядца Егора Егорова – «Святители Никита и Иоанн, епископы новгородские», XVI века . «Святители» находились в собрании Государственной Третьяковской галереи и были проданы советским правительством за границу в 1930-е годы. «Распятие» экспонировалось за рубежом в рамках выставки Игоря Грабаря «Знакомство западного мира с русской иконой», после которой не вернулась домой. Огромной удачей стало приобретение подписного шедевра Николая Емельянова, иконы-триптиха с образом Богоматери Знамение Серафимо-Понетаевской. Выдающийся образец, любимый молельный образ последней императрицы Александры Федоровны, это памятник со сложнейшим иконографическим замыслом и эффектными резными деталями в духе неорусского направления стиля модерн. Императрица подарила ее полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Фёдоровского собора.
— Александр Преображенский, ст. науч. сотр. сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания
-
Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская, с избранными святыми и праздниками (икона-триптих), 1910-е гг., Москва. Принадлежала Д.Н.Ломану. В советское время продана за рубеж. В 1970 г. выставлялась в Bowater Gallery (Лондон), где была приобретена миссис Гарольд Лезер из Гамильтона. Приобретена в США.
-
Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская, фрагмент.
-
Распятие. Конец XV – начало XVI в., Новгород. В конце 1920-х гг. находилась в государственном музейном фонде, откуда была вывезена на зарубежную выставку русских икон. Экспонировалась в Лондоне и США. Приобретена в Германии.
-
Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские, 2-я половина XVI в. Новгород. Находилась в московском собрании Е.Е.Егорова (1862 – 1917), в его составе поступила в Румянцевский музей, затем в ГИМ , в 1930 г. – в Государственную Третьяковскую галерею. С середины 1930-х гг. в коллекции Дж. Р. Ханна (1890 – 1979) в Питтсбурге, США. В 1980 г. выставлялась на аукционе Christie`s (Нью-Йорк). В 2021 г. - на аукционе Doyle (Нью-Йорк).
-
Святитель Николай Чудотворец, с житием (Великорецкий) 1550-е – 1560-е гг. (новгородский мастер). Находилась в собрании о. Г.Арендта в Кельне, с 2010 г. в собрании Н.В.Задорожного. Приобретена в Москве.
-
Воскресение Христово (Сошествие во ад) (из праздничного чина) 1640-е – 1650-е гг. Москва. Происхождение неизвестно. Находилась в галерее икон Морсинк (Амстердам). Приобретена в Нидерландах.
-
Спас Нерукотворный 1686/1687 г. Кострома, круг мастеров Оружейной палаты. Василий Козмин (Козьмин). Происхождение неизвестно. Приобретена в Германии.
Особое место в коллекции И. Сысолятина занимает уникальная икона XVI века «Стена еси девам, Богородице дево…» из коллекции реставратора и историка искусств Николая Померанцева. Образ с таким сюжетом не представлен ни в одном из мировых музеев.
К иконе прилагается рукописный текст, возможно принадлежащий Н. Н. Померанцеву: «"Стена еси девам" или "Под твой покров прибегаем дева" Конца 15 – нас 16 века. Очень редкая и интересная вещь; годится для Третьяковки. (Дионисиевская Школа). По-видимому идет из Покровского Суздальского монастыря , куда ссылались жены царей. Это подтверждается также наличием 3х-главого собора, имеющегося в Покровском монастыре». Композиция основана на тексте 10 икоса (19 строфы) Акафиста Богородице. Считается, что на этой иконе представлено пострижение в монахини, но речь, несомненно, идет об иноке, уподобленном ангелу.
— Александр Преображенский, ст. науч. сотр. сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания
Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых . Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых . Одна из них — «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.
Основу раздела позднего XVIII века составляют эффектные столичные иконы эпохи барокко и рококо . Так, мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых . К последней трети XVIII столетия относится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья — в частности, Романова-Борисоглебска , а также села Павлово на реке Оке близ Нижнего Новгорода . Одной из жемчужин этого раздела можно назвать икону «Страшный суд». Работа была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше 200 лет, за это время олифа почернела настолько, что было сложно определить сюжет произведения.
Богоматерь с Младенцем на престоле с Апостолом Филиппом и священномученником Ипатием Гангрским , первая треть XVI в., Кострома, новгородский мастер. Икона, тесно связанная со знаменитым Ипатьевским монастырем в Костроме, рядом с Богородицей изображены святые, в благодарность которым был основан монастырь. Согласно легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом , родоначальником рода Годуновых и Сабуровых , бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В месте, где сейчас расположен монастырь, ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Результатом видения стало его исцеление от болезни. Произведение отображает ранний этап истории обители, которая тесно связана с именами Годуновых и Романовых .
История с возвращением в Россию почти спустя 100 лет одного из шедевров коллекции — иконы "Распятие", связана с аукционом в Дюссельдорфе. Игорь Сысолятин рассказывает, как однажды консультант его собрания обратил внимание на то, что на аукционе в Дюссельдорфе выставлена икона XV века. Сысолятин срочно вылетел в Дюссельдорф. Вместе с ним на аукцион отправился ведущий российский реставратор темперной живописи, специалист ГосНИИР Виктор Баранов. Там, в пространстве аукционного дома, реставратор развернул свою полевую исследовательскую лабораторию. Баранов сразу же обратил внимание на инвентарные и каталожные номера 1920-х годов: «Игорь, смотри, это с Грабаревской выставки. Шедевр из тех, что пропали». Реставратор уже работал в Третьяковской галерее с иконами, побывавшими в знаменитом турне, организованном Грабарем, и был знаком с их маркировкой. С подачи Виктора Баранова Игорь Сысолятин купил икону "Распятие".
Примечания
- . Дата обращения: 14 июня 2022.
- . Дата обращения: 14 июня 2022. 16 октября 2021 года.
- от 23 июня 2022 на Wayback Machine // Российская газета (23 июня 2022)
- от 23 июня 2022 на Wayback Machine // РИА Новости (22 июня 2022)
- // TimeOut.ru (15 июня 2022)
- от 18 июля 2022 на Wayback Machine // Международная жизнь (14 июля 2022)
- от 14 июня 2022 на Wayback Machine // Diletant.ru (09 декабря 2017)
- от 14 июня 2022 на Wayback Machine // Gazeta.ru (26 ноября 2020)
- от 14 июня 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru (26 октября 2021)
- // журнал "Третьяковская галерея" #1 2021 (70), Специальный выпуск «Германия - Россия. На перекрестках культур»
- // kudamoscow.ru (20 июня 2022)
- ↑ // На Рублёвке & На Новой Риге Life (17 июня 2022)
- от 14 июня 2022 на Wayback Machine // Forbes.ru (10 августа 2021)
- // Читай-город
- . . Дата обращения: 11 июня 2022. 14 июня 2022 года.
- Афиша
- от 16 июня 2022 на Wayback Machine Православная Энциклопедия
- // Вести Таганки (19 ноября 2020)
- // Культура.РФ (7 декабря 2023)
- // Телеканал «Россия – Культура» (27 июня 2022, 10:29)
- от 27 сентября 2022 на Wayback Machine // Forbes.ru (22 сентября 2022)
Ссылки
- на сайте "Иконография восточно-христианского искусства"
- на сайте "Христианство в искусстве"
- 2021-07-12
- 2