Interested Article - Емельянов, Пётр Андреевич
- 2021-09-06
- 1
Пётр Андре́евич Емелья́нов , в монашестве Пота́пий (1884, деревня Начапкино , Уфимская губерния — 14 августа 1936, станция Надвоицы , Карельская ССР ) — священник Российской грекокатолической церкви , жертва репрессий в СССР , слуга Божий в 2003—2021 годах.
Из семьи русских крестьян, бывших старообрядцев , принявших православие. Демобилизовавшись из армии по состоянию здоровья, принял монашество . Во время обучения в пастырском училище через чтение богословской и церковно-исторической литературы самостоятельно пришёл к убеждению в правоте католичества . По окончании обучения был рукоположён в иеромонахи и некоторое время спустя назначен настоятелем сельского единоверческого прихода. Вскоре вместе с приходом перешёл в грекокатоличество , за что подвергся репрессиям со стороны православной общины и белогвардейской администрации.
Вёл активную пастырскую деятельность. Во время голода оказывал местному населению посильную материальную помощь невзирая на конфессиональную принадлежность . По обвинению в пропаганде католицизма и антисоветской агитации был арестован и приговорён к десяти годам заключения в лагере . Отбывая наказание остался верен убеждениям и заслужил всеобщее уважение за заботу о слабых и больных заключённых. Досрочно освобождён из лагеря из-за тяжелой болезни. Умер вскоре после освобождения. В 2003 году Римско-католической церковью был начат процесс по причислению его к лику блаженных в группе Католических новомучеников России . В феврале 2021 года, по не заявленной причине, его имя было исключено из беатификационного процесса.
Биография
Пётр Андреевич Емельянов родился в деревне Начапкино Дмитриевской волости Уфимского уезда Уфимской губернии в 1884 году в семье крестьян старообрядцев-беспоповцев . Впоследствии, под влиянием Антония (Храповицкого), в то время епископа Уфимского и Мензелинского , вместе с семьёй перешёл в православие . В 1902 году, после назначения на Волынскую и Житомирскую кафедру , епископ Антоний взял его собой и определил послушником в Свято-Успенскую Почаевскую лавру .
В 1908 году был призван на военную службу, но вскоре по состоянию здоровья демобилизован и вернулся в лавру, где был пострижен в монашество с именем Потапий . В 1911 году по завершении обучения в был рукоположён в иеромонахи . В 1914 году Антоний, уже архиепископ Волынский и Житомирский, став митрополитом Харьковским , перевёл его в Свято-Покровский монастырь . В марте 1917 года Емельянов был назначен временным священником, а после, по просьбе прихожан, настоятелем церкви Казанской иконы Божьей Матери, единоверческого прихода в селе Нижняя Богдановка под Луганском .
Переход в католичество
Ещё во время обучения в Житомирском пастырском училище, читая святоотеческие сочинения и изучая историю Вселенских соборов , самостоятельно пришёл к убеждению в правоте католичества . Став настоятелем единоверческого прихода, начал проповедовать единство со Святым Престолом . О принятом прихожанами на общем собрании решении перейти в католичество Емельянов лично сообщил митрополиту Антонию (Храповицкому), за что был им анафематствован. В 1918 году, вместе с приходом, он был принят в общение с Римско-католической церковью в Петрограде блаженным Леонидом Фёдоровым , экзархом Российской грекокатолической церкви .
После перехода для Емельянова и прихожан наступили годы исповедничества . Члены православной общины села, находившиеся в меньшинстве, неоднократно писали на него доносы различным властям, сменявшим друг друга в Украине во время гражданской войны . В 1918 году, по подозрению в большевизме , он и прихожане были дважды жестоко избиты карательным отрядом оккупационной армии Германской империи . В последний раз побои были такими сильными, что его пришлось положить в больницу в Луганске. Навестивший отца Потапия католический священник, объяснил оккупационным властям, что их ввели в заблуждение, и они перестали его преследовать .
Визит в Нижнию Богдановку епископа Старобельского Неофита (Следникова) , викария митрополита Антония (Храповицкого), ситуации не изменил. Прихожане заявили о своей приверженности католичеству. Вскоре, пришедшие к власти белогвардейцы , арестовали Емельянова. Два месяца провёл он в тюрьме, откуда его, вместе со всеми заключёнными, освободили красноармейцы . Но через некоторое время белогвардейцы вернули контроль над территорией, и снова посадили священника в тюрьму в Старобельске , откуда перевели в каторжную тюрьму в Луганске. От него требовали отказаться от католичества. Спустя три месяца, в декабре 1919 года, вместе со всеми заключёнными, Емельянова снова освободили красноармейцы .
Приход Российской грекокатолической церкви дониконовского обряда в селе Нижняя Богдановка был зарегистрирован советской властью в 1918 году. Первоначально службы проходили в храме, однако из-за конфликта с местной православной общиной, грекокатолическая община, несмотря на выигранный ею в 1922 году суд, оставила его. Прихожане стали собираться на богослужения в частном доме. Всё время до своего ареста Емельянов вёл активную пастырскую деятельность: проповедовал, исповедовал, помогал прихожанам и бедным людям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. В 1924 году он познакомился и подружился с отцом Пием Эженом Невё , священником- ассумпционистом из Франции, который впоследствии был хиротонисан в епископы и назначен апостольским администратором Москвы .
Арест и заключение
27 января 1927 года Емельянов был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности . Основанием для обвинений послужила его переписка с епископом Пием-Эженом Невё, от которого он неоднократно получал продукты и средства для помощи голодавшим крестьянам. Эта помощь была квалифицирована властями как подкуп местного православного населения с целью обращения его в католицизм. Необходимые показания были даны несколькими «свидетелями». 20 августа 1927 года ему предъявили официальное обвинение в пропаганде католицизма и антисоветской агитации . 12 сентября 1927 года Емельянов был приговорён к десяти годам заключения и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения . 24 марта 1928 года приговор ужесточили дополнением о не применении к нему амнистии .
В Соловецком лагере Емельянова встретил блаженный Леонид Фёдоров и российские грекокатолики. Здесь он познакомился и подружился с польским католическим духовенством. В лагере по разрешению комендатуры, чаще тайно, совершались богослужения, для которых Емельянов сшил церковное облачение. Физически сильный, он помогал и ухаживал за более слабыми собратьями, чем заслужил всеобщее уважение. Сохранились воспоминания одного из заключённых о том, как самоотверженно Емельянов ухаживал за смертельно больным польским священником Феликсом Любчинским , облегчая ему страдания в последние дни жизни. Он исповедал его пред смертью, а после смерти отпел и похоронил .
После Пасхи 1929 года все католические священники, в их числе и Емельянов, были направлены в штрафную командировку на остров Анзер и изолированы от других заключённых . Таким образом, на острове появилась уникальная община католических священнослужителей латинского и трёх восточных обрядов: греко-российского (включая старый обряд, к которому принадлежал Емельянов), армянского и грузинского. Здесь не работали по воскресеньям и тайно совершали богослужения. Летом 1932 года Емельянов подписал письмо в Польский Красный Крест с описанием условий, в которых содержались заключённые католические священники. О своём пребывании в лагере, на следствии по этому делу, он сказал, что в заключении стал ещё более стойким католиком. За это его подвергли особому наказанию — изолировали от других католических священнослужителей до конца заключения. По окончании следствия в ноябре 1933 года его перевели в Белбалтлаг, где он содержался сначала на станции Надвоицы, затем на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги .
Смерть и почитание
4 августа 1936 года Емельянов был освобождён из лагеря досрочно из-за тяжёлой болезни в ответ на просьбу Польского Красного Креста и отправлен в ссылку. На свободе он провёл всего несколько дней и умер 14 августа того же года на станции Надвоицы в Карельской ССР .
В 2003 году был открыт официальный процесс по беатификации священника Петра Андреевича Емельянова (в монашестве Потапия), после чего ему был присвоен официальный титул слуги Божьего . В феврале 2021 года, по не заявленной причине, вместе с несколькими другими слугами Божьими, был исключён из беатификационного процесса российских католических новомучеников .
Примечания
- Согласно данным Чаплицкого Б. и Осиповой И. в «Книге памяти: Мартирологе Католической церкви в СССР» он родился в деревне Пригородня Уфимского уезда Уфимской губернии Российской империи.
- , с. 68—69.
- , с. 44.
- , с. 116—117.
- . www.memo.ru . Memo. Дата обращения: 29 декабря 2021. 3 мая 2019 года.
- , с. 68.
- , с. 117.
- , с. 104–105.
- , с. 118—119.
- , с. 105–106.
- , с. 119.
- , с. 120—121.
- , с. 107–112.
- , с. 20.
- , с. 121—122.
- , с. 112–113.
- , с. 20–21, 58–59.
- , с. 59.
- , с. 123.
- , с. 198.
- , с. 65–66.
- , с. 123–124.
- , с. 45.
- , с. 44.
- , с. 166.
- . www.memo.ru . Книга памяти расстрелянных и погибших в тюрьмах, лагерях и ссылках католических священнослужителей. Дата обращения: 29 декабря 2021. 3 января 2017 года.
- . www.catholic.ru . Католическая энциклопедия. Дата обращения: 2021-29-12. 6 ноября 2014 года.
- Снегирёв В. . www.nedelya.ua . Неделя. Дата обращения: 29 декабря 2021. 14 февраля 2022 года.
- . www.catholic.ru . Католическая энциклопедия. Дата обращения: 29 декабря 2021. 13 ноября 2021 года.
- (англ.) . www.newsaints.faithweb.com . Newsaints Faithweb. Дата обращения: 29 декабря 2021. Архивировано из 13 сентября 2019 года.
- . www.catholicmartyrs.ru . Католические мученики. Дата обращения: 29 декабря 2021. 29 декабря 2021 года.
Литература
- фон Бурман В. . — Не указан : Не указано, 1992. — С. 104–123, 198. — 212 с. (сокращённая версия одноимённой книги изданной в Риме в 1966 году)
- Осипова И. . — Москва : Серебряные нити, 1996. — С. 20, 21, 44, 56–59, 66, 83–86, 166. — 243 с. — ISBN 5-89163-005-2 .
- Симонов В. . — Уфа : Издательский центр Орел, 2003. — С. 44–45. — 61 с.
- Чаплицкий Б., Осипова И. . — Москва : Серебряные нити, 2000. — С. 68–69, 112, 192. — 766 с. — ISBN 5-89163-048-6 .
- Чаплицкий Б., Парфентьев П. . — Санкт-Петербург : Фонд Святого Николая, 2002. — С. 17, 116–125, 178–179, 184. — 186 с.
Ссылки
- . Сatholic Martyrs. Дата обращения: 6 мая 2023.
- (итал.) . Russia Cristiana. Дата обращения: 6 мая 2023.
- 2021-09-06
- 1