Interested Article - Тихвинский, Фёдор Васильевич

Фёдор Васильевич Тихвинский ( 1 ( 13 ) февраля 1861 , село Пектубаево , Яранский уезд , Вятская губерния — ?) — священник, известный миссионер, депутат Государственной думы II созыва от Вятской губернии , лишён сана.

Биография

Родился в семье диакона села Пектубаево Яранского уезда Василия Тихвинского и его жены Екатерины Стефановны, урождённой ?. Отец скончался в 1881 году, когда Фёдор ещё учился в семинарии.

В 1885 году окончил с отличием Вятскую духовную семинарию , получив аттестат первого разряда. С 18 января 1886 года назначен псаломщиком Успенской церкви слободы Кукарка . 29 августа 1888 года рукоположён в иереи к церкви Висилия Великого села Байса Уржумского уезда .

В 1892 году при содействии благочинного о. Иакова Редникова впервые в благочинии организовал библиотеку для духовенства 2-го Благочинного округа Уржумского уезда , в 1893 по избранию духовенством назначен её библиотекарем. Чуть позже вошёл в состав вятского братства святителя и чудотворца Николая.

Миссионер и борец со старообрядчеством

11 апреля 1895 года в Уржумском уезде была официально учреждена противораскольническая миссия, а отец Фёдор назначен миссионером по Уржумскому уезду. Опубликовал ряд трудов об истории старообрядчества в Вятской губернии . Во время служения о. Фёдора миссионером был открыт православный приход с деревянным храмом во имя Святого Духа в селе Русский Турек , центре старообрядцев-беспоповцев юга Вятской губернии. Миссионер Фёдор Тихвинский опубликовал в начале 1898 года в «Вятских епархиальных ведомостях» поздравление ко дню открытия этого прихода . Отец Фёдор писал о старообрядцах-беспоповцах:

[Село Русский Турек, как центр старообрядчества, представляет собой] «тесно сплоченную, религиозно-экономическую общину, в коей одно держится другим: рубль растет верою, а вера крепнет рублем. Общинный строй поддерживается благоустроенными моленными, широкой благотворительностью и своевременной в нужде помощью „своим“, питанием бедных поминальными обедами в богадельном доме и экономической зависимостью населения от щедрот работодателей богатых лесопромышленников — раскольников. Крепка такая община» .

По инициативе о. Фёдора в 1901 году на съезде миссионерского общества 2-го Благочинного округа постановили открыть «вновь церковную школу в д. Комаровой прихода с. Вотского , где центр раскола, и открыть церковную школу в д. Чернушке прихода села Лаж , которое тоже с раскольничьим населением». Проводил беседы со староверами, о чём публиковал отчёты в «Вятских епархиальных ведомостях», в частности, в 1903 году .

Начало политической деятельности

В феврале 1905 группа из 20 священников обратилась к митрополиту Антонию (Вадковскому) с просьбой принять их для обсуждения положения, в котором находилась Русская православная церковь. 14 февраля священники передали ему при встрече записку с призывом начать церковные реформы, созвать поместный Собор и восстановить канонические свободы Церкви. Вокруг этой группы священников сформировалось ядро «обновленческого» движения, в которое входил в том числе и о. Фёдор Тихвинский .

Депутаты II Государственной Думы от Вятской губернии .
Стоят: И. А. Наумов , А. В. Бодров , М. Г. Зайцев , В. А. Вахрушев , Н. В. Алашеев , В. И. Шешин ; Сидят: С. Н. Салтыков , Л. А. Ефремов , Я. С. Шабалин , Ф. В. Тихвинский, Д. И. Деларов , Х. А. Масагутов , И. Л. Финеев

В 1905 году о. Фёдор переведён из Байсы в город Уржум , где стал настоятелем Троицкого собора. Представлен к сану протоиерея, но не получил его. В том же 1905 году попал в опалу и, за «несоответствие во взглядах» на Манифест 17 октября 1905 года с епархиальным начальством, переведён настоятелем Троицкой церкви в селе Чудиново Орловского уезда . Затем служил законоучителем в Уржумской женской гимназии. Член и организатор Всероссийского Крестьянского союза в Уржумском уезде .

В Государственной Думе

14 февраля 1907 года был избран в Государственную думу II созыва от общего состава выборщиков Вятского губернского избирательного собрания. Вошёл в состав Трудовой группы и фракции Крестьянского союза .

Православный публицист Д. Скрынченко пишет о том, как был шокирован появлением священника на левом фланге Думы:

«Присутствуя на одном из заседаний Государственной Думы, я невольно обратил внимание на священника сидящего на левой стороне, среди депутатов, бравирующих своими красными галстуками, красными приколками на пиджаках, красными карточками на креслах. „Кто это“ — спросил я. — „О. Тихвинский“, — сказали мне… И хотелось от всей души крикнуть этому „отцу“: зачем Вы здесь? Зачем вы оскорбляете тот крест, который носите на своей груди?»

О. Фёдор был членом думской комиссии об отмене военно-полевых судов, комиссии по запросам, комиссии о свободе совести и комиссии по делам православной церкви. С Думской трибуны он произнёс немало речей, и стал известен как один из лучших ораторов. Выступая по поводу отмены смертной казни, он определил их, как «противные Христу» деяния и отказал правительству в оправдании его жестокости . В своих речах по аграрному вопросу о. Фёдор говорил:

«Земля Божья, и трудящийся крестьянин имеет право на неё так же, как каждый из нас имеет право на воду и воздух».

"… крестьянство в массе царелюбиво. Крестьянство трудовое требует только, чтобы строго был проведён принцип: «вся земля — всему народу». Каким путем земля будет отчуждаться в пользу крестьян не столь важно, главное — наделить всех «по справедливости», а не из «практических соображений» .

Кроме того известны выступления Тихвинского о военно-полевых судах и об амнистии.

В 1907 году во время работы в Думе сотрудничал в издании органа Трудовой группы газеты « ».

Лишение сана

7 мая 1907 года в Думе было назначено обсуждение по поводу запроса правительству о слухах про покушение на Николая II (дело Никитенко и других). Но трудовики и члены левых фракций демонстративно отсутствовали при объяснениях правительства. В том числе отсутствовали и пять священников: Антоний Гриневич , Александр Бриллиантов , Александр Архипов , Константин Колокольников и Феодор Тихвинский. Это вызвало обсуждение в Святейшем Синоде , 12 мая 1907 года он принял определение «О священниках, состоящих членами Государственной думы и принадлежащих к крайним революционным партиям». В нём говорилось, что перечисленные клирики «явно уклонились от порицания замыслов цареубийства» , что сан священника требует «быть покорным высшим властям» и стремление к ниспровержению власти несовместимо со званием «духовного пастыря». «Оправдаться» удалось только А. Гриневичу, остальные, включая и о. Фёдора, были запрещены в служении .

После лишения сана пытался поступить в Юрьевский университет , но получил отказ. Поселился в городе Слободском , поступил в частную службу . Затем поступил на военную службу. В 1917 году служил старшим ординатором Холмского военного госпиталя , по другим сведениям работал врачом .

6 марта 1917 года от собрания духовенства города Вятки было направлено приветствие бывшим священникам Николаю Огнёву и Фёдору Тихвинскому, как членам клира, пострадавшим при старом строе за свои убеждения .

12-15 августа 1917 участвовал в Государственном совещании в Москве .

Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.

Отзывы

«Он коренаст и широк, с большой бородой, большими серыми простодушными глазами. Несмотря на свое красноречие. Он застенчив и мнителен. Ему все кажется: не так сказал, недостаточно сильно». В. Г. Тан-Богораз .

Семья

  • Жена — Афанасия Петровна, урождённая ?, дочь священника.
    • Сын — Иоанн, окончил Вятскую духовную семинарию в 1910 году .
    • Сын — Никанор,
    • Дочь — Афанасия
    • Дочь — Варвара (?—17.05.1899)
  • Сестра — Александра, в замужестве ?, просфорница в Успенской церкви города Нолинска , вдовствовала с 1885 года.

Награды

  • 1891 — набедренник .
  • 1896 — Медаль в память императора Александра III .
  • 1897 — скуфья .
  • Якобы, награждён [ чем? ] Временным правительством, как «жертва царизма» .

Сочинения

  • Тихвинский Ф. История раскола в деревне Русский Турек Уржумского уезда Вятской епархии. // Вятские губернские ведомости, 1897.
  • Тихвинский Ф. Турек и его значение в старообрядчестве. 1897.
  • Тихвинский Ф. О мерах пастырского воздействия на раскол. // Вятские епархиальные ведомости, 1903.

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
  2. . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
  3. В других источниках дата иная 11 апреля 1897 года от 17 октября 2017 на Wayback Machine
  4. . Дата обращения: 17 октября 2017. 18 октября 2017 года.
  5. Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012.
  6. Дата обращения: 16 октября 2017. 5 июня 2021 года.
  7. В источнике дата иная 4 февраля 1907 года — это очевидная опечатка, так как собрание общего состава выборщиков Вятской губернии проходило 14 февраля, см. биографии других депутатов
  8. Скрынченко Д. В. По поводу текущих событий. Что же делать? // Минские епархиальные ведомости, 1907 № 10, с. 297. Цит. по: Вадим Колмаков. С Россией в сердце. Дмитрий Скрынченко, история жизни. Воронеж. 2012. Следует подчеркнуть, что судя по дате издания, эта оценка опубликована уже после лишения о. Фёдора сана.
  9. Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900—1914 гг. : На материалам Саратовской губернии Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  10. . Дата обращения: 17 октября 2017. 18 октября 2017 года.
  11. . Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
  12. Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С. 4. Цит. по: от 18 октября 2017 на Wayback Machine
  13. Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.

Литература

  • Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900—1914 гг. : На материалам Саратовской губернии Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Рекомендуемые источники

  • Герасимов Л. Во второй Государственной Думе. // Современный мир, № 6 за 1907 год;
  • Тан . Депутаты II Думы: Очерки и наброски. // Русское богатство, № 4 за 1907 год;
  • А. Марков. Энциклопедия Земли Вятской. т. 6. Знатные люди. Киров. 1996. стр. 440—441
  • Николаев А. Б. Борьба сил революции и контрреволюции в связи с созывом Государственного совещания (апрель — август 1917 года): Диссертация…. кандидата исторических наук. Л, 1989.
  • Буланакова М. А., Куликов С. В., Патрикеева О. А., Чубинский-Надеждин В. В., Шамахов В. А. Ораторы России в Государственной Думе (1906—1917 гг.): 1906—1907 гг.. В 2-х томах. Т. 1 °C. 334—342

Архивы

  • Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 433; Дело 601. Лист 2.
Источник —

Same as Тихвинский, Фёдор Васильевич