Interested Article - Якопетти, Гуальтьеро
- 2020-04-08
- 1
Гуальтьеро Якопетти ( итал. Gualtiero Jacopetti ; 4 сентября 1919 , Барга , Тоскана , Италия — 17 августа 2011 , Рим, Италия) — итальянский режиссёр документального кино , журналист.
Биография
Ранние годы
Гуальтьеро Якопетти родился 4 сентября 1919 года в коммуне Барга на северо-западе Италии. Во время Второй мировой войны сражался в движении сопротивления против итальянских фашистов . После неё, по совету своего друга и наставника Индро Монтанелли , начал работать журналистом. В 1953 году стал одним из основателей влиятельного либерального еженедельника , однако, издание вскоре было закрыто за публикацию откровенных фотографий Софи Лорен . Более того, Якопетти был приговорён к году тюрьмы за распространение порнографии . Впоследствии работал рядовым журналистом, редактором новостей, актёром и режиссёром короткометражных фильмов. Сотрудничал в написании сценариев с режиссёрами Рене Клеманом и Алессандро Блазетти .
Карьера в кино
В 1960 году он обратился к своим коллегам Франко Проспери и Паоло Кавара с идеей создания «антидокументального фильма». Через два года состоялась премьера картины «Mondo cane» ( рус. Собачий мир ). Она имела шумный успех у зрителя и дала название целому направлению в документальном кино ( Мондо или Shockumentary ) . При этом лента не получила ни одной профессиональной награды за художественные достижения (не принимая в расчёт национальную премию «Давид ди Донателло» лучшему продюсеру ), но была удостоена двух престижных номинаций: на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и на премию «Оскар» за лучшую песню к фильму в год своей премьеры в США (1963).
Успех «Mondo cane» вдохновил не только последователей и подражателей. Сами авторы продолжили развитие стилистики в картинах « » ( итал. La Donna nel mondo… , 1963 год), « » ( итал. Mondo Cane 2 , 1963 год), « Прощай, Африка » ( итал. Africa addio , 1965 год) и ряде других.
1971 году Якопетти и Проспери сняли псевдодокументальный фильм «Прощай, дядя Том» ( итал. Addio Zio Tom ), который получил чрезвычайно негативные отзывы критиков. После ещё двух не успешных проектов в кинематографе Гуальтьеро Якопетти вернулся к работе в печатных СМИ .
Смерть
Якопетти умер 17 августа 2011 года в возрасте 91 года. Он завещал, чтобы его похоронили рядом со своей возлюбленной — английской актрисой Белиндой Ли , которая погибла в 1961 году в автомобильной аварии по дороге из Лас-Вегаса в Лос-Анджелес . Сам Якопетти тогда был только ранен .
Критика творчества
Одним из первых негативную критику работам Якопетти дал американский киновед Роджер Эберт . Начав с фильма «Прощай, дядя Том», он назвал его самым отвратным и презрительным оскорблением документального кино, которое злорадствует над человеческой деградацией. Если первой картине постановщика «Собачий мир» удалось ввести в заблуждение нескольких критиков из наиболее бездарных, неспособных отличить постановочных сцен от хроникальных, то вторая — «Женщина в мире…», снята лишь для тех, «кому нравятся эпизоды женской борьбы в грязи под вопли пьяных нацистов» . Фильм «Прощай, Африка» назван критиком жестоким, нечестным и откровенно расистским . Гуальтьеро Якопетти в ряде интервью отвечал позже на эти комментарии, что Роджер Эберт видел лишь копию фильма, которая была перемонтирована для американской аудитории, а это было произведено без согласия итальянских кинематографистов (например, оригинальное название изменено на «Africa: Blood and Guts» (≈ «Африка: Кровь и Кишки»). Кроме того, неудачный перевод на английский, пренебрежение к оттенкам итальянского языка привели, по мнению Якопетти, к полному извращению первоначальной идеи картин .
Крайне негативной оценки всех лент Гуальтьеро Якопетти придерживается российский критик Михаил Трофименков . Он считает их пасквилем на несостоявшийся «документальный жанр» итальянского кино. Рассматривая попытку других критиков оценить «Собачий мир» и «Прощай, дядя Том» как антибуржуазное, нигилистическое кино, он вспоминает, что даже официальные деятели культуры СССР, когда шла речь о «революционности» фильмов Якопетти, делали оговорку, что последний — лишь « коммерческая эксплуатация бунтарских настроений».
…монтировал Якопетти безобразно, то есть, вообще, не монтировал, а клеил один за другим сюжеты, как бы свидетельствующие о деградации цивилизации… Можно только восхититься проворливостью итальянского режиссёра, при помощи лома и какой-то матери адаптирующего на свой лад … одну идею: никакого прогресса в истории нет.
Киновед Александр Дерябин, рассуждая об этике в кинематографе, называет Якопетти жупелом документалистики, отрицаемым как прогрессивной, так и реакционной общественностью . Журналист Татьяна Алёшичева, называя итальянского постановщика «занудой и моралистом», что его анти-заслуга не в том, что он первым осознанно принял шок и эпатаж главными приёмами документального кино, а в том, что последовательно проповедует идею бесконечности регресса, цинизма и демагогии цивилизации .
Режиссура Гуальтьеро Якопетти, являясь спорной и противоречивой, в чём-то обогнала своё время. При этом позиция постановщика-провокатора, цинизм в подборе материала, чрезмерная жесткость, граничащая с аморальностью, — неотъемлемые черты его лент [ источник не указан 128 дней ] .
Художественное влияние
Появившийся в середине 1970-х годов жанр Снафф очевидно является субжанром Мондо , с отличием в том, что кинематографисты перестали «ловить» реальность, а создавали её сами. Первым представителем направления стал фильм «Снафф» («Snuff»), снятый в Аргентине в 1971 Майклом и Робе́ртой Финдли .
Анти-эстетика социального вызова, жёсткость, иногда жестокость происходящего на экране позволили кинокритикам неоднократно сопоставлять работы Гуальтьеро Якопетти и более современного австрийского режиссёра Михаэля Главоггера . Однако сам Главоггер заявлял, что совершенно не знаком с творчеством итальянского документалиста и не видел ни одного его фильма .
Упоминавшийся выше российский критик Михаил Трофименков считает, что «Собачьи миры» стали основой для идеологических программ телевидения СССР. Сознательно или нет, но произошло это весьма органично: монтаж Якопетти — это типичный монтаж телепередачи, составленной из не связанных историй. Ещё более современным наследником приёмов Якопетти киновед называет программы Discovery Channel . Итальянский режиссёр провокационно демонстрирует условное тихоокеанское племя, где у каждого жителя в результате встречи с акулами нет тех или иных конечностей. Ещё более циничен и эпатажен , по мнению Михаила Трофименкова, современный сюжет Discovery о сёрферах без руки или без ноги, остающихся в любимом спорте .
Дуэт Якопетти-Проспери не только создал новый «жёлтый», «коммерческий» поджанр не игрового кино «шокьюментари», но и стал первооткрывателем «мокьюментари» [ источник не указан 128 дней ] .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1959 | док | Ночь над Европой | Europa di notte | автор сценария |
1961 | док | Мир ночи | Il mondo di notte | автор сценария |
1961 | док | Как хорошо жить | Che gioia vivere | автор сценария |
1962 | док | Собачий мир | Mondo cane | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1963 | док | Женщина в мире | La donna nel mondo | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1963 | док | Собачий мир 2 | Mondo cane 2 | режиссёр, продюсер |
1966 | док | Прощай, Африка | Africa addio | автор сценария, режиссёр |
1966 | док | Шаман во фраке | Witchdoctor in Tails | режиссёр |
1971 | ф | Прощай, дядя Том | Addio zio Tom | автор сценария, режиссёр, продюсер |
1975 | ф | Щенячий мир | Mondo candido | автор сценария, режиссёр |
1980 | ф | Фанхио: Жизнь на 300 км/ч | Fangio: Una vita a 300 all'ora | автор сценария, проект не реализован |
Примечания
- ↑ Трофименков М. С. . Сеанс (6 марта 2014). Дата обращения: 10 февраля 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ Алёшичева Т. . Сеанс (№ 32). Дата обращения: 11 февраля 2015. 8 декабря 2015 года.
- G. Lupi. (итал.) . La Stampa (18 августа 2011). Дата обращения: 10 февраля 2015. 10 февраля 2015 года.
- ↑ Дерябин А. Сеанс (№ 25-26, 2006 год). Дата обращения: 11 февраля 2015. 8 декабря 2015 года.
- Douglas Martin. (англ.) . The New York Times (19 августа 2011). Дата обращения: 11 февраля 2015. 11 февраля 2015 года.
- Roger Ebert. (англ.) . rogerebert.com (14 ноября 1972). Дата обращения: 11 февраля 2015. 8 декабря 2015 года.
- Roger Ebert. (англ.) . rogerebert.com (25 апреля 1967). Дата обращения: 11 февраля 2015. 8 марта 2015 года.
- (англ.) . World Public Library. Дата обращения: 11 февраля 2015. 11 февраля 2015 года.
- Сычев С. . Искусство кино (ноябрь 2012). Дата обращения: 11 февраля 2015. 11 февраля 2015 года.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-04-08
- 1