Гринько, Григорий Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Григорий Федорович Климовский (1791 — февраль 1831, Санкт-Петербург) — оперный и концертный певец (тенор). Встречается написание Григорий Феодорович Климовский . Настоящая фамилия — Иваницкий.
Происходил из обедневшей дворянской семьи.
Пению обучался в Придворной певческой капелле . В 1814—29 выступал в петербургском Большом театре, дебютировав в партии Модеста в опере «Ям» А. Н. Титова (Музыкальный словарь называет роль Василия Горюна ). Совершенствоваться в освоении актерского мастерства ему помогал В. Самойлов . По свидетельству современников, обладал выдающимся по красоте и силе голосом чистого и мягкого тембра, которым прекрасно владел; певцу были близки лирические партии. Особенным успехом пользовался в операх А. Титова , К. Кавоса и во многих водевилях. . Музыкальная энциклопедия особо подчёркивает музыкальное дарование артиста .
Был первым исполнителем очень многих ролей. Среди партий: Василий («Крестьяне, или Встреча незваных» композитора Титова по пьесе А. А. Шаховского ), Дальчини («Ломоносов, или Рекрут-стихотворец»), Храбренко («Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме», текст П. Н. Семенова , музыка И. А. Ленгарда, 1817), Тороп («Добрыня Никитич, или Страшный замок» Катерино Кавоса ), (опера-водевиль «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской »), Эрнест («Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра»), Альсим («Светлана, или Сто лет в один день»), Эдуард (водевиль «Дом сумасшедших, или Странная свадьба» Верстовского ), Стрельский («Карантин») Верстовского); Гарун («Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна»), Левсил («Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича»), Разрубов («Лунная ночь, или Домовые»), Леонардо («Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста», авторизованный перевод А.Шеллера, музыка К. Кавоса и И. Ленгарда); Красников (« Пан Твардовский » Верстовского ), Рославлев-старший (« Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом » на текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского и музыку Верстовский, Алексей Николаевич 1824), Вельский («Продажная одноколка, или Похищенная Европа» композитора Ф. Шольца ), Флорвий («Опрокинутые повозки» композитора Буальдьё ), Эрнест («Отец и дочь»), Лестер («Елизавета, королева Английская»), Телемак («Телемак на острове Калипсо»), Алидор («Сандрильона» Д. Штейбельта ), Антонио («Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности»), Бельмонт (« Похищение из сераля »), Карл («Саржин» Э. Мегюля ), Альмавива (« Севильский цирюльник » Дж. Россини ), Макс (« Вольный стрелок »), Паолино («Тайный брак» Чимарозы), Иосиф , Публий Гораций («Гораций и Куриаций»), Арман («Водовоз»), Блондель , Оливье , Валер , Юрко , Студент («Лунная ночь, или Домовые» Алябьева ).
Исполнял сольные партии в ораториях «Времена года» И. Гайдна (22 дек. 1815) и «Архангел Михаил» И. Миллера (1817 и 1818).
Партнерами по сцене были легендарные артисты: П. Злов , А. И. Иванова , В. Рязанцев , В. и С. Самойловы , Е.C. и С.H. Сандуновы , Н.C. Семенова , А. Ефремов , В. Шемаев , М. Шелехова , Е. В. Рыкалова (Марсель) .
М. И. Глинка в своих «Записках» называет Климовского среди «весьма примечательных певцов», наряду с Самойловым и Зловым . «По свидетельству современников, К. был человеком слабой воли и неустойчивого характера. Богемный образ жизни, который вел певец, подорвал его силы, и еще в молодости он потерял голос», — заключает Климовский, Григорий Федорович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007. . В 1828 году он покинул сцену.