Interested Article - Теория многополярного мира

Теория многополярного мира — , предложенная российским философом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным , и в наиболее полном виде представленная в .

Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности . Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического осмысления закономерностей развития международных отношений на современном этапе, а также выступает в качестве ориентированного на практику политического проекта по деконструкции , критике и изменении существующего миропорядка и, таким образом, является примером «ангажированного знания» в теории международныx отношений.

Идейные истоки

При создании Теории многополярного мира А. Дугин вдохновлялся идеями, заимствованными из разнообразных политических и культурно- антропологических направлений исследований и учений, а также социально-философских систем, таких как геополитика , евразийство , цивилизационные исследования , историческая социология , а также идеология «консервативной революции» и традиционализм «новых правых» . Кроме того, существенное влияние на создание Теории многополярного мира оказала постпозитивистская революция в ТМО, рост популярности критической теории (Теория многополярного мира позиционируется как критическая теория «справа» в противоположность «традиционной» критике «слева» ) и попытки построения незападной теории международных отношений.

Попытки ввести цивилизационное измерение в исследования международных отношений предпринимались и ранее. В частности, широкое распространение получила концепция столкновения цивилизаций , предложенная в 1993 году американским политологом Сэмюэлом Хантингтоном .

Основные положения теории

Дугин предлагает пересмотреть смысловое наполнение категорий «актора» и «полюса» в теории международных отношений. По мнению автора, место национального государства, традиционно считавшегося актором мировой политики и выступавшего в качестве основного объекта международно-политического анализа, должна занять цивилизация, понимаемая как «коллективная общность, объединенная причастностью к одинаковой духовной, исторической, культурной, ментальной и символической традиции (чаще всего религиозной в своих корнях, хотя не обязательно осознаваемой в терминах конкретной религии), члены которой осознают близость друг к другу, независимо от национальной, классовой, политической и идеологической принадлежности» [ аффилированный источник? ] . Международно-политическим воплощением цивилизации выступает заимствованная из геополитики категория «большого пространства», получающего окончательное политическое оформление в виде «политейи», упорядоченного сообщества.

Согласно Дугину, не существует единой человеческой цивилизации, а многополярность мирового порядка определяется наличием и взаимодействием нескольких равноправных субъектов — локальных цивилизаций. Автор вслед за С. Хантингтоном выделяет следующие цивилизации, которые одновременно выступают в качестве полюсов в складывающейся многополярности:

Проект многополярности по Дугину предполагает, что каждая локальная цивилизация обладает абсолютным суверенитетом во внутренних делах, а также перед лицом других цивилизаций. Последнее необходимо для сохранения и развития культуры каждой цивилизации и в соответствии с темпами и логикой протекания социальных процессов, определяемой конкретной культурой без воздействия извне ( протекционизм ). Организация власти и политического пространства внутри самой цивилизации определяется традиционными представлениями о политическом, существующими в данной цивилизации. Дугин отрицает претензии западной цивилизации на универсальность и исключительность ее ценностей, норм и институтов, трактуя их как прямое проявление глобальной гегемонии Запада, отрицание которой рассматривается автором в качестве морального императива.

Структурирование «большого пространства» и создание «политейи» сопряжено с процессами региональной интеграции , формирования внутрицивилизационного разделения труда, а также конструирования политических иерархий, включая установление региональной гегемонии или строительство империи , в результате чего возникает феномен внутрицивилизационного мира.

В свою очередь в отношениях между цивилизациями сохраняется состояние анархии, открытой также остается возможность конфликта и войны. Каждой цивилизации присущи уникальные, принципиально несопоставимые, цивилизационные интересы, ценности и формы могущества. Помимо культурно-идейной автономии, цивилизационные элиты должны стремиться к установлению экономической автаркии соответствующих «больших пространств».

В качестве мер по нормативно-институциональному закреплению цивилизационной многополярности Дугин предлагает реформировать систему международного права и международных институтов с целью их адаптации к реалиям мира нескольких сосуществующих цивилизаций, в частности, предлагается создание совещательного межцивилизационного совета, призванного формулировать общие правила межцивилизационного взаимодействия.

Критика

Концепция Дугина была подвергнута критике академическим сообществом . Так, российский международник И. А. Истомин упрекает автора Теории многополярного мира в маргинальности и чрезмерной , а также поднимает вопрос об устойчивости полицентричной международной системы .

Примечания

  1. от 23 октября 2018 на Wayback Machine // Theory Talks
  2. Дугин А.Г. . Плюриверсум (2015). 27 ноября 2018 года.
  3. Истомин Игорь Александрович. . Вестник МГИМО. 2016. №5 (50) . Киберленинка . 14 мая 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Теория многополярного мира