Родившиеся в 1190 году
- 1 year ago
- 0
- 0
« 1190 » — дебютный альбом российской группы АИГЕЛ , вышедший 9 апреля 2017 года.
Альбом описывает соприкосновение человека с судом и тюрьмой с точки зрения партнёра заключённого. Тексты основаны на реальной истории и переживаниях Айгель Гайсиной, вокалистки и автора текстов. Музыку альбома написал Илья Барамия .
Широкую известность альбому принёс клип на композицию «Татарин», который стал вирусным и получил награду «Видео года» на Jager Music Awards . «1190» получил положительную критику, некоторые издания назвали его одним из лучших русскоязычных альбомов 2017 года и даже десятилетия.
В 2016 году поэтесса Айгель Гайсина связалась с музыкантом Ильёй Барамия через Facebook и предложила ему написать музыку к спектаклю по собственному циклу стихов «Суд», который на тот момент был в печати. По их собственным словам, работа не пошла, спектакль не был выпущен, но сотрудничество привело к тому, что Гайсина написала несколько новых текстов на аранжировки Барамии . Эти композиции составили треклист будущего альбома. Всё время музыканты работали дистанционно, связываясь и пересылая друг другу черновики по Интернету .
Лирика альбома вдохновлена реальными событиями: на момент сочинения и записи молодой человек Гайсиной отбывал наказание в тюрьме. Его срок составлял 1190 дней (более 3 лет), к чему отсылаются название композиции «1190» и само название альбома. Сама Гайсина так описывала свои ожидания от альбома :
Я-то планировала противным голосом напеть противных слов под грубые биты — вот просто чтобы всем-всем стало плохо. С одной стороны, я боялась отторжения, потому что когда тебя хейтят, это естественно неприятно. С другой — я его ждала, потому что наш альбом — это если и не протест, то определенно некий жест. Айгель Гайсина
Альбом был опубликован на стриминговых платформах 9 апреля 2017 года . 18 и 19 мая 2017 года прошли презентации альбома, они же стали первыми концертами для АИГЕЛ . Несколько изданий отказались презентовать альбом из-за его необычности; в итоге первым из СМИ о «1190» написала Colta . 31 июля вышла версия альбома с инструменталами, без вокала . 25 августа музыканты выпустили видеоклип на песню «Татарин», который стал вирусным в Интернете и привлёк к группе и альбому внимание . Вскоре «АИГЕЛ» выступили на телепередаче « Вечерний Ургант » .
После выхода Гайсина также рассказала подробнее о бэкграунде некоторых композиций с альбома изданию «Батенька, да вы трансформер» . В декабре 2017 года её молодого человека отпустили по УДО .
Альбом состоит из десяти композиций с вокалом Гайсиной. Жанровую принадлежность описывали как «хип-хоп, абсолютно лишённый всяких штампов» , «альтернативный хип-хоп» , «музыкально-поэтическое произведение, не совсем стихи <…> и не совсем песни» . Завершающий трек «Көтәм» написан на татарском , также фрагмент текста на татарском есть в «Татарине»; остальной текст — на русском языке .
Тексты «1190» в основном посвящены описанию заключения человека в тюрьму: в разных песнях описываются суд, общение со следователем, «свидания» с партнёром в тюрьме и вообще тяготы отношений с заключённым на расстоянии. Айгель Гайсина на протяжении альбома выступает от лица разных лирических персонажей, в числе которых сам заключённый, его партнёрша, следователь, судья и потерпевший .
Татьяна Симакова из The Village назвала альбом «литературным рэпом про тюрьму и волю» . По мнению редакторов The Flow, альбом наполнен «мрачными рассказами о российском правосудии», «о тюрьме и воле, вере, несправедливости и любви» , редакторы издания «Сторона» назвали его «едким высказыванием о силе власти, безответственности и безразличия» . Редакторы « Медузы » отметили необычность и разнообразие лирического и музыкального стиля: «Айгель меняет правила в языке, вольно обращается с ударениями и литературной нормой. На альбоме звучит только ее голос, но кажется, что поют как минимум три разных человека; тут есть и танцевальные хиты („Татарин“), и до дрожи пугающие песни („Царапки“), и социальная драма („Ария судьи“), и признание в любви („Переписка“)» . Дмитрий Куркин из Wonderzine назвал тексты «1190» «исповедью человека, лично столкнувшегося с карательной машиной „басманного правосудия“» , а музыку — «электронным постшансоном с ломким, эмоциональным речитативом в духе M.I.A. » .
Музыку альбома в прессе охарактеризовывали как «жёсткий, замедленный, мрачный» и «увесистый минималистичный бит» . Андрей Никитин из Афиши Daily так описал стиль музыки «1190»: «то жесткий, то гипнотичный электронный хип-хоп, избавленный от неприятных жанровых клише и вообще идущий вразрез с мейнстримным рэпом» . Журналист Александр Горбачёв назвал её «аскетичной, но очень хорошо работающей» . Сама Гайсина описала звучание «1190» как «минималистичное, жесткое, индустриальное» . Редакторы «Стороны» отметили разнообразие читки и манеры пения Гайсиной, написав, что она «то шепчет, обволакивая, то агрессивно зачитывает, по-настоящему прокачивая, то нежно поет» . Барамия рассказал, что на звук альбома сильно повлияла группа Run the Jewels , а также, что сама Гайсина не слушает рэп: «…Было интересно вытащить ее на незнакомую территорию, где для нее нет никаких референсов, и поэтому она фигачит ни на кого не похоже. Получается совершенно дикая вещь». Вот что он сказал по поводу текстов :
А я подумал, что в этом есть какая-то странная мягкая сила, мощь и послания, и текста, которой в нашем рэпе нет почти. Ну и точность высказывания — там нет строчек для рифмы. Я несколько раз докапывался: ну строчка «перистальтика малыша, едавшего Пастернака» — это для красного словца. Оказалось, она за каждое слово прямо отвечает. Илья Барамия
«1190» получил чрезвычайно положительные отзывы прессы. Журналисты называли альбом «бескомпромиссным высказыванием» , «мощнейшим высказыванием по самой актуальной российской проблематике» . Подчёркивая драматизм лирики и тот факт, что она основана на реальных событиях, обозреватели Colta назвали альбом «трудным слушанием и тяжелым испытанием» . Обозреватели « Дождя » в статье, посвящённой выходу альбома, посчитали, что он «имеет шансы стать самым громким дебютом этого года» . Дмитрий Куркин из Wonderzine написал, что «во всей русскоязычной музыке этого года найдётся не так много пластинок, которые настолько точно попадали бы в нерв времени» .
Поэтесса Вера Полозкова поделилась положительным мнением об альбоме: «Когда я услышала Айгель, поняла, что в современной музыке вообще нет такого голоса. У нее всё про большую правду, и она так это умеет рассказать, что переносит тебя в другое измерение» .
Видео на композицию «Татарин» получило награду Jager Music Awards в номинации «Видео года» . «Татарин» также номинировалась на «Сингл года», но награду получила песня « Тает лёд » группы « Грибы » . Клип также вошёл в число лучших видео года по версии «Стороны» .
« Meduza » включила «1190» в список самых важных альбомов 2017 года, назвав его «главной пластинкой года на русском языке» . Colta включила его в список лучших альбомов года в категории «Чудо года» . «Сторона» включила «1190» в свой список альбомов года без ранжирования , The-Flow поставил его на 15 место в своём списке . Также альбом попал на 3 место в категории «Электронный альбом» в голосовании среди посетителей сайта . Интернет-портал «Инде» назвал «1190» «одним из самых значимых событий российского музыкального ландшафта 2017-го» . Некоторые издания включили альбом в списки лучших русскоязычных альбомов 2010-х — так сделали «Buro 24/7» и Time Out .
Все тексты написаны Айгель Гайсиной, вся музыка написана Ильёй Барамия .
№ | Название | Длительность | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Царапки» | 5:36 | |||||||
2. | «Ария судьи» | 4:35 | |||||||
3. | «Тело» | 3:15 | |||||||
4. | «1190» | 5:12 | |||||||
5. | «Невеста» | 4:41 | |||||||
6. | «Духи огня» | 5:14 | |||||||
7. | «Переписка» | 4:47 | |||||||
8. | «Татарин» | 3:14 | |||||||
9. | «Яд» | 3:51 | |||||||
10. | «Көтәм» | 3:26 | |||||||
43:51 |