Interested Article - Легат, Николай Густавович

Никола́й Густа́вович Лега́т ( 27 декабря 1869 , Москва , Российская империя 24 января 1937 , Лондон , Великобритания ) — русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых . Заслуженный артист Императорских театров ( 1914 ).

Биография

Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен ), брат Сергея Легата . Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.

Николай Легат образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища (педагоги Г. И. Легат , , П. А. Гердт , Х. П. Иогансон ) . По окончании в 1888 г. поступил в балетную труппу Мариинского театра , где дебютировал в том же 1888 г. (по другим источникам, дебютировал в 1887 году в сольной партии Гения леса в pas d’action с выпускницей А.Виноградовой в балете «Очарованный лес», хореография Л. Иванова ) и в 1888 году был принят в труппу императорского Мариинского театра сразу корифеем, в обход меньших амплуа .

Очень скоро к нему перешли основные партии, исполнявшиеся Э.Чекетти и П. А. Гердтом . Первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13.2.1891), где Н. Легат танцевал с партнершей — К. Брианца .

Был ведущим классическим танцовщиком, продолжая традиции академической петербургской балетной школы, обладал хорошими сценическими данными, отличался благородным стилем исполнения. Его внешние данные не соответствовали его репертуару: главным партиям балетных красавцев, но безукоризненная техника затмевала всё. В. Шелохаев. «Энциклопедия Русской эмиграции», 1997 г. пишет: «Невысокого роста, плотного мускулистого телосложения, с крупноватой головой, Л. был далек от идеала ведущего классического танцовщика. Но сила и ловкость делали его великолепным партнером» .

Николай Легат был партнёром лучших балерин своего времени, таких как А. П. Павлова , М. Ф. Кшесинская , Т. П. Карсавиной , П. Леньяни , К. Брианца , О. И. Преображенская и др .

Работал и как балетмейстер. Поначалу он поставил несколько дивертисментов и балетных номеров для своих друзей-танцовщиц и танцовщиков: для дальней родственницы танцовщицы В. Мосоловой поставил pas de deux ; для 25-летнего бенефиса М. М. Петипа , гражданской жены брата Сергея, был сочинен и поставлен Valse caprice А. Рубинштейна , исполненный вместе с О. Преображенской ; для Матильды Кшесинской разработал pas de deux. 2 февраля 1901 г. состоялась премьера комедии Шекспира « Сон в летнюю ночь » в Александринском театре — танец эльфов с Т. Карсавиной также принадлежал Николаю Легату . Постепенно перешел на постановки значительных балетных спектаклей. С 1902 году он был назначен на должность помощника балетмейстера, первая самостоятельная постановка (совместно с младшим братом Сергеем) — «Фея кукол» Байера , премьера прошла 1 сентября 1902 г. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решён полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст . Партии исполняли выдающиеся балерины театра: М. Ф. Кшесинская (фея кукол), А. Павлова (испанка), В. Трефилова (японка), А. Ваганова (китаянка), О. Преображенская (кукла Бебе), М. М. Фокин (первый Пьеро), Сергей Легат (второй Пьеро) и др .

С 1905 года он стал вторым балетмейстером, с 1910 года — главным балетмейстером императорского Мариинского театра , став наследником миссии и идей Мариуса Петипа. На своей должности он как приверженец классического направления стремился к сохранению хореографического наследия прошлого, и всяческие реформистские движения вызывали у него лишь полное неприятие и даже агрессию. Для пущей борьбы с конкурентами, по театральной традиции, не стеснялись прибегать к интригам; известно, что Н. Г. Легат немилосердно и не слишком достойно повел себя по отношению к своему конкуренту В. Нижинскому .

Одновременно проявил себя как художник. Вместе с младшим братом Сергеем нарисовал серию карикатур на деятелей петербургского балета. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903) , включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э. Чекетти , А. Я. Ваганову , М. К. Обухова , М. М. Петипа , А. В. Ширяева , Т. Карсавину , М. М. Фокина , М. Ф. Кшесинскую , К. М. Куличевская и множество других , а кроме того создали серию и на себя .

В 1896—1914 гг. работал педагогом в Петербургском театральном училище. Среди учеников: А. П. Павлова , М. М. Фокин , Т. П. Карсавина , Кшесинская , Трефилова , Л. Г. Кякшт , В. Ф. и Б. Ф. Нижинские , А. Я. Ваганова , Ю. Седова , Ф. В. Лопухов , Н. Ф. Манохин .

9 сентября 1914 года Мариинский театр торжественно отметил 25-летний юбилей творчества Николая Легата, удостоив его почётного звания заслуженного артиста императорских театров. После этого он покинул казённую сцену в том же 1914 г. , когда дирекция императорского театра не возобновила с ним контракт , однако поставил несколько балетов и дивертисментов в частных труппах: в Народном доме (среди постановок там балетный спектакль «Белая лилия» на музыку Б.Асафьева , основные партии исполняли: Золотой бабочки — О. И. Преображенская , Мотылька — сам Н.Легат, Лилии — вторая жена Н.Легата непрофессиональная балерина-любительница Н.Николаева, Ириса — А. Ф. Бекефи ), в Школе русского балета А. Л. Волынского, продолжал давать частные уроки, в том числе в частной балетной школе В.Москалевой. Он пробовал создать собственную балетную труппу, но из этого ничего не получилось — требовались большие материальные вложения. А любительские постановки, не требующие затрат на профессионалов, его самого не устраивали по уровню исполнения.

После революции в начале 1920-х Николай Легат был приглашён преподавать в Московское театральное училище , но там он не прижился. Вернувшись в Петроград, опубликовал статью в журнале «Жизнь искусства» (1922, № 25, 27 июня), в которой деятельность петроградской балетной школы подвергалась резкой критике. Статья имела скандальный резонанс, нашлись как соглашавшиеся с позицией автора, так и ; балет в эти годы действительно находился в упадке и вместе со всей страной пытался перестроиться на новые социалистические рельсы.

В августе 1922 года он был избран членом высшего хореографического совета бывшего Мариинского театра, призванного руководить труппой. Но осенью того же года Николай Легат покинул Россию.

В 1925—1926 гг. сотрудничал с труппой С. П. Дягилева , где преподавал классический танец; в 1929 открыл собственную балетную школу в Лондоне . По другим источникам, он открыл школу в Лондоне в 1923 году , а с 1926 её возглавила его жена — Н. А. Николаева-Легат. Постепенно эта школа стала не только важной вехой для становления нарождавшегося заново английского балета, но и мировым центром сохранения и передачи академических традиций, куда стали приезжать совершенствоваться артисты балета из разных стран. В школе занимались такие выдающиеся исполнители как В.Немчинова , А.Данилово, Л.Лопухова , А.Маркова , М.Фонтейн , Н. де Валуа , А.Долин , С.Лифарь , А.Картер , А. Эглевский , М.Ширер , Ф. Аштон . Школа превратилась также в первый интернациональный центр по пропаганде и распространению методических знаний о русской школе классического танца. Через некоторое время, по смерти Легатов, руководством школой перешло к Е.Бартелл.

В 1932 году Николай Легат издал в Лондоне книгу «Рассказ о русской школе» («Story of the Russian School»).

Внучка: выдающаяся балерина, солистка Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия), балетный педагог Татьяна Легат (1934 — 2022).

Партии

Постановки

В Мариинском театре:

  • 1903 — «Фея кукол» Й. Байера (совместно с С. Легатом)
  • 1906 — «Кот в сапогах» А. Михайлова
  • 1907 — «Аленький цветочек» Ф. Гартмана

Возобновил балеты, поставленные М. И. Петипа : «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Дриго (1909), «Синяя борода» П. Шенка (1910) .

В 1915—1917 для антрепризы в Народном доме танцы для опер:

Литература

  • Театральная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. С. С. Мокульский [до 1961 г.], П. А. Марков [с 1963 г.]; редкол.: Г. Н. Бояджиев, Ю. А. Дмитриев, Н. Г. Зограф [и др.]. — М. : Сов. энцикл., 1961—1967. — Т. 3: Кетчер — Нежданова. — 1964. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 41 300 экз.
  • Дунаева, Н. Л. Николай Легат: Письма из Лондона // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917—1940-е гг.) : междунар. науч. конф., 29 июня — 2 июля 2000 г. — М. : Русский путь, 2002. — Вып. 3 . — С. 409—423 . — ISBN 978-5-85-887-142-9 .

Николай Легат.История русской школы. 112 стр.Тираж 500 экз.Издание Академии русского балета имени Вагановой.2014 год

Примечания

  1. (недоступная ссылка) В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
  2. . Дата обращения: 11 июня 2010. 13 мая 2013 года.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7958 Биографический словарь]
  4. Воспоминания Т. П. Карсавиной и др. материалы о Легате см.: Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века: Исторический альманах / ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Эдиториал УРСС, 2006. — 639 с.
  5. (недоступная ссылка)
  6. . Дата обращения: 11 июня 2010. 1 марта 2017 года.
  7. . Дата обращения: 11 июня 2010. 17 февраля 2015 года.
  8. Матвеев М.А. Ленинградский Государственный Академический Театр оперы и балета имени Кирова / под ред. Боголеповой Т.В, Голубовского И. В.. — Ленинград, РСФСР: Издательство "Музыка", Ленинградское отделение, 1973. — С. 55, 62, 63, 105.
Источник —

Same as Легат, Николай Густавович