Interested Article - Серенко, Дарья Андреевна

Да́рья Андре́евна Сере́нко (род. 23 января 1993 или 1993 , Хабаровск ) — российская общественная деятельница, интерсекциональная феминистка , акционистка , поэтесса и художница .

Биография

Родилась в Хабаровске 23 января 1993 года. В 1997 году семья переехала в Омск . В 2010 году Серенко окончила омскую гимназию № 75 и переехала в Москву .

В 2010—2015 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького (семинар поэзии И. И. Ростовцевой ) . Затем работала в Центре библиотечных проектов СВАО , в библиотеке имени Н. А. Некрасова , была заведующей в галерее «Пересветов переулок» . По словам Серенко, её дважды увольняли с работы за феминистский активизм .

Литературное творчество

Дебютировала со стихами в возрасте 16 лет в журнале « День и ночь » . Вошла в лонг-листы премии « Дебют » (2013) и премии Аркадия Драгомощенко (2014) , печаталась в журналах « Воздух » (2014) и « Новое литературное обозрение » (2015).

В 2017 году опубликовала дебютный поэтический сборник «Тишина в библиотеке», изданный в книжной серии «Поколение» издательства « АРГО-РИСК ». По мнению откликнувшегося на эту книгу в журнале « Новый мир » философа Александра Маркова , в своей поэзии Серенко рассказывает о привычных явлениях вроде того, как на коже выступает соль, а в сумерках становится легче дышать, но действующими лицами становятся сами предметы, у Серенко они обретают свободу и даже могут эту свободу ощутить . Поэт Влад Гагин причисляет Серенко, наряду с Галиной Рымбу и Оксаной Васякиной , к наиболее выразительным представительницам новой волны феминистской поэзии, в качестве её отличительной черты выделяет тонкость рефлексии и неоднозначность оценок, противостоящую более плакатной, агитационной поэтике Васякиной . Литературный критик Лев Оборин отмечает в первой книге Серенко интенсивное взаимодействие персонального, в том числе телесного опыта, и социальной повестки .

В 2021 году опубликовала книгу «Девочки и институции» в издательстве No Kidding Press . Книга описывает «российскую машинерию административного ада и жизнь наших девочек в нём». Книга вышла также на шведском языке под названием Flickor och institutioner в переводе Лиды Стародубцевой в издательстве Ersatz в 2022 году . В 2023 году книга вышла на японском языке в издательстве etc. books в переводе Сатоко Такаянаги ( 高柳 聡子 ) , а также на испанском языке в издательстве errata naturae под названием Chicas e instituciones .

После ареста в 2022 году в спецприемнике начала работу над новой книгой поэзии/прозы — «Я желаю пепла своему дому». Этот текст опубликован в переводе на немецкий язык в издательстве Suhrkamp Verlag в 2023 году под одной обложкой с книгой «Девочки и институции» под названием Mädchen und Institutionen . Роман переведён также на шведский язык. Летом 2023 года роман опубликован на русском языке в Издательстве книжного магазина «Бабель» в Тель-Авиве . Роман «Я желаю пепла своему дому» вошёл в лонг-лист специальной награды «ПолитПросвет» премии « Просветитель » .

Тихий пикет

В 2016 году Серенко организовала акцию «Тихий пикет» . Начиная с 28 марта 2016 года Серенко ежедневно ездила в Московском метро с плакатами с политическими, правозащитными и феминистскими высказываниями . Среди высказываний — «Так шьёт наше государство очередное дело очередного политзаключенного» (на двух сшитых листах бумаги), «Мне кажется, В. В. Путина не существует», «Революция неизбежна», размышления на социальные темы и стихотворения русских поэтов .

По словам Серенко, целью «Тихого пикета» было «установить связь с читателями, пассажирами, сидящими рядом или напротив» : она каждый день разговаривала с десятком незнакомых людей, обсуждала разные проблемы, «давала номера кризисных центров, адвокатов или психологов» .

Фотограф Сергей Максимишин привлёк внимание к Серенко, засняв её в метро во время акции . Спустя некоторое время к ней присоединились другие люди из разных городов, тоже ездившие с плакатами и публиковавшие отчёты об этом. Активная фаза акции длилась до 2017 года. В августе 2020 года Серенко выпустила книгу «#тихийпикет», состоящую из отчётов с этой акции. В предисловии к ней культуролог Илья Кукулин рассказывает о сути акции, поясняет, почему она является арт-активизмом и какое место она занимает в истории российского акционизма .

По мнению философа Александра Маркова, в плакатах Серенко главное — не конкретные сообщения, а выражаемые в них проблемы: Серенко не сообщает об отдельных проявлениях проблем, а выражает недоумение о том, что ничего не меняется, хотя проблемы очевидны. Критик считает важным, что Серенко задаёт общие вопросы вроде того, почему стереотипы оказываются сильнее здравого смысла и почему наказание не имеет никакого отношения к преступлению, и что эти общие вопросы важны аудитории, которая не может сказать, что её это не касается .

Чрезвычайная коммуникация

19 мая 2018 года в подъезде дома на опорах на проспекте Мира , 184, открылась галерея «Чрезвычайная коммуникация» за авторством Серенко и кураторов Александры Киселевой и Ольги Машинец, с которыми она ранее работала над библиотечными проектами. «Чрезвычайная коммуникация» была открыта частично на средства, собранные краудфандингом . В ней находятся библиотека, рабочее место и постоянная экспозиция произведений, посвящённых самому дому на опорах и модернизму .

Цепь солидарности

14 февраля 2021 года Серенко выступила одним из организаторов женской акции «Цепь солидарности и любви», которая прошла в Москве и Санкт-Петербурге в знак солидарности с Юлией Навальной и другими женщинами, арестованными на январских протестах . Она не принимала непосредственное участие в акции, но выступила создателем её страницы в Facebook .

За день до этого личные данные Серенко и некоторых участниц акции из организации « » были опубликованы в Telegram -канале « Мужское государство » блогера-женоненавистника Владислава Позднякова с призывами прийти на место проведения акции и «перекрикивать активисток, вырывать плакаты, снимать на камеру крупным планом и ********* [обзывать] на видео» .

Девушки получили сообщения с угрозами и оскорблениями, больше всего пришло Серенко : по её словам, к моменту окончания акции она получила около 600 сообщений вроде «Умри фемло. Когда поздняк придёт к власти, мы до вас доберемся и уже легально уничтожим» или «Ну что ты мразь? Обосралась морда говяжья» . По словам Серенко, за ней следили , а дом её родственников, адрес которого был слит Поздняковым, находился под охраной .

В ответ в Twitter был запущен хэштэг #ДуровОтветь с вопросом к основателю Telegram Павлу Дурову о том, почему в мессенджере блокируют каналы, размещающие личные данные силовиков, но не блокируют каналы, размещающие личные данные женщин, что приводит к их травле .

13 марта 2020 года Дарья Серенко, Ника Водвуд и Алёна Попова должны были выступить на 64-й сессии Комиссии ООН по положению женщин в Нью-Йорке по приглашению команды «Видимо-невидимо» и рассказать о кампаниях по борьбе с гендерным неравенством в России , но поездка была перенесена в связи с пандемией COVID-19 .

Фемдача

В ноябре 2020 года Дарья Серенко совместно с Софьей Сно, Дарьей Жирновой и Роксаной Киселёвой открыла «Фемдачу» — место отдыха для ЛГБТ+ и фемактивисток, в котором они могут восстановиться после своей деятельности . Идея возникла из периодических поездок Серенко и Сно в дальнее Подмосковье для отдыха от активизма .

«Фемдача» была открыта на средства от различных фондов, часть суммы пожертвовали инстаграм-блогер Саша Митрошина и транс-активист Джерри . На эти деньги был арендован дом в Подмосковье, его местонахождение не раскрывается . Активистки получали адрес «Фемдачи» через «секретный чат» в Telegram. На «Фемдаче» одновременно могли жить до пяти человек, оставаясь на срок от недели до месяца. За исключением первого дня, когда «прибывших гостей просят перечислить их главные страхи и огорчения, связанные с их активистской деятельностью», не поощрялось обсуждение работы .

Политическая деятельность

Весной 2021 года Дарья Серенко стала главой предвыборного штаба Алексея Миняйло , кандидата на выборах в Государственную думу . Участвовала в выпуске документального фильма «По горизонтали: один в Думе воин», в котором политики и политологи объясняют важность участия в выборах независимых кандидатов . Когда в начале июля Миняйло не попал на выборы из-за отказа партии « Яблоко » включить его в свои партийные списки , Дарья Серенко переключилась на работу в штабе Алёны Поповой , которая баллотировалась в депутаты Госдумы по соседнему избирательному округу. После трёх недель работы Дарья уволилась, впоследствии обвинив Алёну Попову в невыполнении договорных условий и невыплате зарплаты .

8 февраля 2022 года Дарья Серенко была задержана сотрудниками уголовного розыска, после чего её отправили в ОВД по Тверскому району . Её оставили на ночь в отделении полиции до начала суда . В дальнейшем стало известно, что Серенко задержали из-за демонстрации символики « Умного голосования », которую полицейские нашли в её посте в Instagram . Она опубликовала пост в сентябре 2021 года, в котором рассказывала почему не стоит голосовать за кандидата от « Единой России » Татьяну Буцкую . Символика «Умного голосования» не признана экстремистской, и предыдущие несколько задержаний за её публикацию различных российских активистов оканчивались как прекращением дел в связи с отсутствием состава преступления, так и штрафами и арестами до 10 суток . 9 февраля Тверской суд Москвы арестовал Серенко на 15 суток .

В 2022 году, после начала вторжения России на Украину , акцию Серенко «Тихий пикет» перезапустили проекты « Феминистское антивоенное сопротивление » и «Восьмая инициативная группа», активисты которых ездят по своим городам, надевая антивоенные лозунги или нося с собой на сумках или рюкзаках небольшие плакаты . Сама Серенко уехала из России и стала координатором проекта «Феминистское антивоенное сопротивление» . 27 января 2023 года была включена Министерством юстиции РФ в реестр «иностранных агентов» .

Библиография

Примечания

  1. Кристина Сафонова. . The Village (12 мая 2016). 16 апреля 2021 года.
  2. . Такие дела (22 июля 2020). 12 сентября 2021 года.
  3. . Wonderzine (26 октября 2020). 1 ноября 2020 года.
  4. . ВКонтакте . 12 сентября 2020 года.
  5. . Facebook . 8 сентября 2021 года.
  6. . Журнальный мир . Дата обращения: 9 сентября 2021. 12 сентября 2021 года.
  7. . Премия Аркадия Драгомощенко . 6 сентября 2019 года.
  8. Тамара Ляленкова. . Радио «Свобода» (28 января 2021). 4 февраля 2021 года.
  9. в « Журнальном зале »
  10. Александр Марков. // Новый мир . — 2017. — № 8 . 10 сентября 2021 года.
  11. Влад Гагин. . syg.ma . Дата обращения: 13 сентября 2021. 13 сентября 2021 года.
  12. . Новая карта русской литературы . Дата обращения: 13 сентября 2021. 7 июля 2018 года.
  13. . The Village (2 декабря 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. 21 июля 2023 года.
  14. Sten Wistrand. (швед.) . Kulturdelen (27 марта 2023). Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  15. Håkan Lindgren. (швед.) . Svenska Dagbladet (26 ноября 2022). Дата обращения: 24 марта 2023. 24 марта 2023 года.
  16. (яп.) . etc. books. Дата обращения: 24 марта 2023. 24 марта 2023 года.
  17. . Kosa.Media (8 мая 2023). Дата обращения: 10 мая 2023. 10 мая 2023 года.
  18. (англ.) . Suhrkamp Verlag (2023). Дата обращения: 10 мая 2023.
  19. Серенко, Дарья. . «Дискурс» (30 июня 2023). Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
  20. . Радио «Свобода» (30 июня 2023). Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
  21. Карина Меркурьева. . Радио «Свобода» (8 августа 2020). 23 марта 2021 года.
  22. Дмитрий Волчек . . Радио «Свобода» (5 мая 2016). 20 марта 2019 года.
  23. Лёва Левченко. . The Village (18 мая 2018). 3 мая 2021 года.
  24. Олег Зурман. . Медиазона (15 февраля 2020). 13 апреля 2021 года.
  25. Фариза Дударова. . Новая газета (16 февраля 2021). 21 февраля 2021 года.
  26. Карина Меркурьева. . Радио «Свобода» (21 февраля 2021). 5 марта 2021 года.
  27. . Wonderzine (15 февраля 2021). 15 февраля 2021 года.
  28. . Meduza (17 февраля 2021). 18 февраля 2021 года.
  29. . Wonderzine (28 февраля 2020). 16 апреля 2021 года.
  30. . 7x7 (9 апреля 2021). 14 апреля 2021 года.
  31. Isabelle Khurshudyan ; Svetlana Kovalenko.: (англ.) . The Washington Post (8 марта 2021). 16 апреля 2021 года.
  32. Изабель Хуршудян. . ИноСМИ.ру (11 марта 2021). 16 марта 2021 года.
  33. . Москвич Mag (26 октября 2020). 22 января 2021 года.
  34. Фариза Дударова. . Новая газета (23 мая 2021). 18 июня 2021 года.
  35. Елизавета Фохт, Владимир Деграчев. . Русская служба Би-би-си (4 июля 2021). 10 июля 2021 года.
  36. Юлиана Максимова. . The Village (24 июля 2021). 25 июля 2021 года.
  37. Алексей Красовский. . Daily Storm (26 ноября 2021). Дата обращения: 14 декабря 2021. 30 мая 2023 года.
  38. . Эхо Москвы (8 февраля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  39. . Новая газета (8 февраля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  40. Павел Чиков. . Meduza (8 февраля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  41. . Русская служба Би-би-си (9 февраля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  42. . Холод (15 апреля 2022). Дата обращения: 21 апреля 2022. 15 апреля 2022 года.
  43. Дарья Серенко. . Холод (12 августа 2022). Дата обращения: 2 сентября 2022. 2 сентября 2022 года.
  44. . Meduza . 2023-01-27. из оригинала 29 января 2023 . Дата обращения: 27 января 2023 .
  45. . Meduza . Дата обращения: 2 января 2024.

Ссылки

Источник —

Same as Серенко, Дарья Андреевна