Брюне, Жан-Андре Луи
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре Жан Лебрен (Ле Брен) ( фр. André Le Brun ; 1737, Париж — 30 сентября 1811, Вильнюс ) — французский художник: скульптор и рисовальщик при дворе польского короля Станислава Августа Понятовского в Варшаве. Член Парижской Академии Святого Луки . Работал также в Риме и Санкт-Петербурге .
Андре Жан Лебрен родился в Париже в 1737 году в семье Франко - фламандского происхождения. Учился у скульптора Жана-Батиста Пигаля . В 1756 году выиграл Римскую премию Королевской Академии живописи и скульптуры и с 1759 года продолжил обучение во Французской академии в Риме . Выполненные им скульптуры, в том числе статуя Давида для церкви Сан-Карло-аль-Корсо , портретные бюсты папы Климента XIII и кардинала Джузеппе Мария Ферони , получили признание в римском обществе.
В 1768 году, благодаря содействию Марии Терезы Жофрен , хозяйки знаменитого литературного салона в Париже, Лебрен получил место придворного скульптора короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского , руководил скульптурной мастерской в Королевском замке в Варшаве . Через несколько лет король отправил его обратно в Рим для изучения древностей, чтобы совершенствовать своё мастерство. По возвращении в Варшаву в 1779 году Лебрен работал над отделкой дворца в Лазенках .
В 1795 году Андре Жан Лебрен вместе со свергнутым с престола Станиславом II отправился в Санкт-Петербург , где создал, среди прочего, портретные бюсты императрицы Марии Фёдоровны и полководца Александра Васильевича Суворова .
В 1802 (по иным данным в 1808) году Лебрен начал работать профессором скульптуры и резьбы по камню в императорском Виленском университете . Андре Жан Лебрен оставался в этой должности до своей смерти в 1811 году . Лебрен был членом Академии Святого Луки в Париже и Академии наук, литературы и искусства в Марселе.
Индивидуальный стиль Лебрена складывался под влиянием школы римского барокко . Работая в Польше, Лебрен постепенно склонялся к классицистическому стилю. Его близким соратником был Якуб Мональди . Скульптуры и рисунки Лебрена, встречающиеся в польских и российских коллекциях, атрибутируются относительно легко. Подписанный лист в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге , описанный М. В. Доброклонским , подтверждает подобные атрибуции. Эрмитажное собрание рисунков художника, поступившее в музей в 1925 году из коллекции Н. Б. Юсупова , состоит всего из десяти листов художника, в том числе редких образцов бытового жанра .
Рисунки, хранящиеся в парижском Лувре :
Произведения, хранящиеся в Королевском замке в Варшаве :