Interested Article - Король Парижа
- 2021-12-19
- 1
«Король Парижа» — российский художественный фильм, снятый в 1917 году по одноимённому роману французского писателя Жоржа Онэ режиссёром Евгением Бауэром совместно с .
Сценарий фильма по французскому роману написал сам Е. Бауэр.
История создания
Фильм снимался в Ялте . Этот фильм — последняя работа режиссёра. Ещё на съёмках предыдущей картины « За счастьем » Евгений Бауэр сломал ногу, и свой последний фильм он снимал, находясь в кресле, а вскоре заболел пневмонией . Он приступил к съёмкам в самом начале лета 1917 года . Но уже скоро был помещен в ялтинскую больницу и там 9 (22) июня 1917 года режиссёр скончался. Заканчивала картину . Однако многие источники утверждают, что в режиссёрской работе по завершению этой картины принимал участие Лев Кулешов , начинавший свою кинематографическую карьеру как актёр и художник и работавший художником при начале съёмок фильма .
Этот фильм стал последним в зарождавшемся русском кинематографе, относящимся к Серебряному веку — конец Серебряному веку в русском кинематографе положили смерть Е. Бауэра и произошедшая через несколько месяцев Октябрьская революция .
Премьера прошла 6 декабря 1917 года . Однако на экранах России фильм пробыл недолго, да и революционное время не очень располагало ни к сюжету, ни к поднимаемым проблемам. Единственная копия фильма почти 100 лет пролежала в архиве . Одна из сцен фильма была использована Аллой Суриковой в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" 1987 года. Лишь через много лет фильм наконец обрел зрителей: он демонстрировался на фестивале продюсерского кино «Кино-Ялта» на открытом показе к 130-летию А. Ханжонкова в сентябре 2007 года , а также был показан по телеканалу «Культура» 24 октября 2008 года .
Фильм сохранился без надписей .
Сюжет
Фильм поднимает нравственные проблемы высшего элитарного общества Парижа, за которым часто стоит моральное разложение и пустота.
Действие фильма происходит в Париже. Герой — молодой человек по имени Роже, который, оказавшись в затруднительном положении, попадает под влияние парижского авантюриста Паскаля Венкона — он-то и обучает своего юного друга, как стать «королём Парижа». Для этого не требуются таланты и труд, требуется совсем другое — нужные связи, богатые титулованные покровители и покровительницы и умение проводить аферы. Старый аферист учил молодого: «Смотрите… В этом великом городе, где царствует разврат и пошлость, кумиры которого золото и женщины, там вы будете охотиться среди этих волков, тигров и змей. Умейте же их уничтожать и драть с них шкуру — иначе они сожрут вас».
С помощью престарелой герцогини Дьернштейн Роже входит в желанный мир и добивается определенного высокого положения, став там завсегдатаем. Он действительно ощущает себя победителем и «королём Парижа». Однако его авантюры становятся всем известны…
В ролях
- — Роже
- Николай Радин — Венкон
- — герцогиня Дьернштейн
- — скульптор Жан Генар, сын герцогини
- — Жульетта
- Лидия Коренева — Люсьенна Марешаль
- Мария Куликова (II)
- Елена Южная
Съёмочная группа
- Режиссёры: Евгений Бауэр и
- Сценарист: Евгений Бауэр
- Оператор: Борис Завелев
- Художник: Лев Кулешов
- Продюсер: Александр Ханжонков
Фильм снят на студии АО «А. Ханжонков и К»
Критика
Рецезент журнала «Проектор» (1917) похвалил фильм: «Постановка картины, принадлежащая покойному Бауэру, в общем очень импозантна, а местами — прямо блестяща (бал у герцогини, сцена на берегу моря и др.)» . В то же время он отметил ряд недочётов: «Слабо выдержана постановка студии скульптора Жана Генара, хотелось бы больше разнообразия в пользовании натурой».
Рецензия в «Киногазете» (1918) также содержала в себе как восхищение творчеством Е. Бауэра, так и элемент критики: «Каждая сцена великолепна сама по себе, но именно только в зрительном отношении она очаровывает, ласкает глаз, заставляет восторгаться талантом художника-режиссёра. Но в общем впечатления от картины остается мало» .
Cоветский историк кинематографа Cемён Гинзбург упрекал авторов фильма в неправильной оценке роли буржуазии: «Картина «Король Парижа» по своему материалу, заимствованному из романа Жоржа Оне, была далека от современности. Но она продолжала ту же линию возвеличения крепкой своими моральными устоями буржуазии и противопоставления её аристократии» .
Примечания
- — Google .
- ↑ . Дата обращения: 14 января 2011. 9 октября 2011 года.
- ↑ (недоступная ссылка)
- , с. 382.
- . Дата обращения: 14 января 2011. Архивировано из 14 марта 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- , с. 383.
- «Проектор», 1917, № 19—20, с. 14—15.
- , с. 385.
- , с. 52.
- «Киногазета», 1918, № 1, с. 7.
- , с. 384.
- , с. 365.
Литература
- Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М. : Искусство, 1963. — С. 315, 365. — 456 с.
- Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — С. 382—385. — 568 с.
- Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897-1921. — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 52. — 430 с.
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- 2021-12-19
- 1