Interested Article - Революционер (фильм, 1917)

«Революционер» — российский художественный немой фильм , снятый в 1917 году режиссёром Евгением Бауэром . Фильм вышел на экраны 3 апреля 1917 года . Сохранился без надписей .

История создания

Фильм снимался в Москве в марте 1917 года и был снят за несколько дней. По сюжету в фильме присутствовали снежные поля Якутии . Снег был найден только в Нескучном саду . Приходилось подвозить мокрый снег из Нескучного сада и подсыпать его в пределах кадров картины .

Сюжет

Революционер со стажем по прозвищу «Дедушка» несколько лет провёл на каторге . После освобождения политических заключённых он возвращается домой. Его сын за эти годы стал студентом и противником войны. Однако старый революционер переубеждает сына. Отец и сын уезжают на фронт добровольцами .

В ролях

Революционер (1917)

Съёмочная группа

Критика

В газете «Театр» фильм был назван «ярким образчиком агитационной картины». В рецензии было также отмечено: «Содержание оставляет впечатление, но художественная часть оставляет желать многого. Особенно неблагоприятное впечатление оставляет в постановке „север“, который изобразил режиссёр при помощи „домашних“ средств. Тайга была парком, езда на собаках вырезана из какой-то научной картины и т. п. Картину спасают надписи и игра артистов г. Перестиани и г. Стрижевского» .

Обозреватель «Театральной газеты» Витольд Ахрамович высоко оценил фильм: «Среди потока революционных лент … эта картина отличается благородством тона и художественностью. Несмотря на очевидную спешность постановки, реж. Е. Бауэр дал несколько очень красивых сцен, трогательных и сильных…» .

Историк кино Вениамин Вишневский выделял эту одну из первых картин на революционную тематику из-за «более серьёзной и вдумчивой работы режиссёра и актёров» . Другой известный советский историк кинематографа Cемён Гинзбург также выделял «наивный, но искренний фильм „Революционер“, посвящённый героической борьбе революционеров социал-демократов против царизма и не менее героическому их поведению в ссылке » .

Культуролог Игорь Смирнов выделял интересный художественный приём в фильме: «Разделение пространства в одном и том же кадре на несколько участков ( гетеротопия) могло достигаться и без полиэкрана — за счёт освещения павильона из разных точек (в бауэровском „Революционере“ (1917) свет падает на героя, сжигающего свой архив в ожидании ареста, из-за спины и одновременно вырывается ярким снопом из печи)» . Он также обратил внимание на «обескураживающий образчик зрительного возврата — известное полотно Александра Герасимова И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле после дождя“ (1938), копирующее сцену из фильма Бауэра „Революционер“ (1917): и там, и здесь две фигуры прогуливаются на фоне решётки, кремлёвских башен и Москва-реки » .

Примечания

  1. , с. 137.
  2. , с. 398.
  3. , с. 270.
  4. , с. 399.
  5. «Театр», 1917, № 2001, с. 10.
  6. «Театральная Газета», 1917, № 15, с. 15.
  7. , с. 51.
  8. , с. 315.
  9. , с. 79—80.
  10. , с. 62.

Литература

  • Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 137. — 194 с.
  • Перестиани И.Н. 75 лет жизни в искусстве. — М. : Искусство, 1962. — С. 270. — 346 с.
  • Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М. : Искусство, 1963. — С. 315. — 456 с.
  • Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — С. 398—399. — 568 с.
  • Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 51. — 430 с.
  • Смирнов И.П. Видеоряд: историческая семантика кино. — СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2009. — С. 62, 79—80. — 404 с.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • на сайте RUData.ru
Источник —

Same as Революционер (фильм, 1917)