Interested Article - Доктрина деиудаизации караимов

Доктрина деиудаизация караимизма доктрина С. М. Шапшала , основанная на его теории об алтайско-тюркском происхождении караимов и языческих корнях караимизма (почитание священных дубов, политеизм во главе с богом Тенгри , жертвоприношения). Тюркская теория этногенеза караимского народа сыграла значительную роль в формировании этнической идентичности караимов Восточной Европы и по-прежнему является темой острых научных и общественных споров.

Постулаты

  • Караимы являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида .
  • Учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а Иисуса и Мухаммеда караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований.
  • Реликты архаичных культов караимов восходят к язычеству , шаманизму , тенгрианству . Хотя, по словам Шапшала , «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев» , именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караимов, требующим изучения, сохранения и восстановления. Среди исконных обрядов караимов, подлежащих восстановлению: культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие [ уточнить ] .

Реформы

В 1932 году шестиконечная звезда была удалена с купола кенассы в Тракае , а в 1938 году, во время визита нацистских учёных, её уже не было и на воротах
Аттик кенассы в Симферополе , после 1922 караимского рабочего клуба, позднее телерадиокомитета, под пятиконечной звездой проступают следы шестиконечной Звезды Давида . Обе звезды убраны в ходе реставрационных работ в 2018 году .

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов, имеющих древнееврейскую этимологию , на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию

  1. замена термина « Гахам » на « Гахан » по созвучию со словом «хан», придумав при этом специальный обычай вступления в эту должность, якобы принятую у хазар ;
  2. отмена преподавания древнееврейского языка в караимских школах ;
  3. уничтожение еврейских элементов караимской культуры;
  4. замена названия праздников и еврейских месяцев на тюркские:
Традиционное название
(1915 год)
Вторичное название (с переводом на русский язык) Современное тюркское название Тюркское название в переводе на русский язык
« Песах » Хаг га- Маччот (Праздник опресноков) Tymbyl Chydžy Праздник пасхальных лепёшек (опресноков)
«Омер» Сефира ( Отсчёт Омера ) San Bašy Начало Счёта
Jarty San Середина Счёта
« Шавуот » Хаг Шавуот ( Праздник Седмиц (Недель) ) Aftalar Chydzy Праздник Недель
Пост 9-го Таммуза Чом hаревии (Пост четвёртого месяца) Burunhu Oruč Первый Пост
Пост 7-го Ава Чом hахамиши (Пост пятого месяца) Ortančy Oruč Средний Пост
Пост 10-го Ава Недава (Добровольное пожертвование) Kurban Жертва
« Рош га-Шана » Йом Теруа (День Трубения ) Byrhy Kiuniu День Труб
« Йом Киппур » буквально «День Прощения» Bošatlych Kiuniu День Прощения
« Пост Гедальи » Чом hашвии (Пост седьмого месяца) Отсутствует
« Суккот » буквально «Шалаши». Другое название: «Хаг га-Асиф» («Праздник Урожая») Alačych Chydzy или Орах Тою Праздник Шалашей или Праздник Урожая
Пост 10-го Тевета Чом hаасири (Пост десятого месяца) Oruč Пост
« Пурим » «Жребий». Kynyš Треугольный сладкий пирожок с маком
Не считался праздником Jyl Bašy Начало годa

Последователи

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление:

Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.

Кроме того, в постсоветскую эпоху наблюдаются следующие тенденции:

  • Обвинение учёных, критикующих теорию Шапшала, в заговоре против караимов ;
  • Некоторые караимоведы приписывают термину «караим» (от др.-евр. קָרָאִים ‏‎ — букв. читающие ) тюркскую этимологию ;
  • Некоторые караимские авторы отрицают любые семитские элементы в этногенезе караимов и элементы иудаизма в караимизме ;
  • Приписывание древним караимам древнеболгарского календаря ;
  • Распространённая среди караимов фамилия Коген получила новую трактовку: от хазарского титула каган , а по утверждению караимоведа С. И. Кушуль , караимы-носители фамилий Леви и Коген «не потомки израильского колена Левитов и Когенов , а потомки тюркских священнослужителей» ;
  • 20 мая 2016 года «Национальный съезд крымских караимов-тюрков » принял единогласное решение отказаться от использования названий « Чуфут-Кале » и «Иосафатова долина» для обозначения «народных святынь крымских караимов-тюрков» .

Примечания

Комментарии
  1. Отсутствует в «Очерке караимской религии» А. Зайончковского .
Источники
  1. С. Шапшал. «Караимы СССР в отношении этническом»
  2. Чореф М. Я. Крымские караимы: элементы язычества / Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 220—228.
  3. Цитата: «…its cupola was originally surmounted by a shield of David, but the removal of this emblem was ordered someten years ago by the local hakham [i.e. Szapszał] as smacking too much of tradi-tional Judaism. The offending symbol, however, still remains on the iron gate, from which it could hardly be removed without causing a conspicuous blemish…» Опубликовано в: ISRAEL COHEN, Vilna, Philadelphia 1943, pp. 463—464
  4. от 7 марта 2019 на Wayback Machine , 1938 «…126. Das Wappen der Karaimen am Eingang zu ihrer „Kenessa“ in Troki bei Wilna…»
  5. Кира Добровольская. . Пара слов о современной реставрации . . Кримський теренמשצק (4 марта 2018). Дата обращения: 6 ноября 2019. 29 апреля 2018 года.
  6. М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
  7. . Дата обращения: 29 ноября 2019. 8 марта 2022 года.
  8. . Дата обращения: 15 декабря 2013. 21 апреля 2021 года.
  9. . Дата обращения: 13 ноября 2019. 19 апреля 2014 года.
  10. Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. М. Шапшал. М., 1974
  11. . Дата обращения: 15 декабря 2013. 28 октября 2020 года.
  12. Шамаш Я. Б. . — Евпатория: типография И. Ф. Райхельсона, 1913. — 27 с. 15 июня 2021 года.
  13. . Дата обращения: 16 ноября 2019. 23 мая 2021 года.
  14. Зайончковский А. Очерк караимской религии. Для учеников средней школы / пер. А. А. Бабаджана, И. А. Бабаджан. — Симферополь, 2008. — 31 с.
  15. . Дата обращения: 15 декабря 2013. 16 февраля 2020 года.
  16. Во многих иудейских общинах принято употреблять треугольные маковые пирожки на Пурим. См. например Хоменташ
  17. Андрей Мальгин . от 23 мая 2013 на Wayback Machine
  18. «Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986) «Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990) «…они [фальсификаторы] не замедлят „сожрать“ нас — караимов — „живьем“… Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зелёной дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990) // А. Полканова от 23 декабря 2018 на Wayback Machine
  19. Ельяшевич В. А. . . Энциклопедия крымских караимов (11 июня 2015). Дата обращения: 6 ноября 2019. 30 января 2019 года.
  20. Щёголева Т. // Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. — М. , 2003. — Вып. 6 . — С. 222 . 8 мая 2021 года.
  21. . Дата обращения: 17 апреля 2014. 7 марта 2019 года.
  22. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine
  23. Кушуль С. И. . . Этно-культурный центр «Кале» (26 мая 2011). Дата обращения: 8 ноября 2019. 24 мая 2021 года.
  24. Дата обращения: 28 октября 2016. 28 ноября 2018 года.

Литература

  • Freund R. . — Stockholm, 1991. — 113 p.

Ссылки

  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
Источник —

Same as Доктрина деиудаизации караимов