Interested Article - Портрет Петра Михайловича Волконского
- 2021-02-01
- 1
«Портрет Петра Михайловича Волконского» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца.
Картина представляет собой погрудный портрет генерал-лейтенанта князя Петра Михайловича Волконского из состава Военной галереи Зимнего дворца .
Во время Отечественной войны 1812 года генерал-майор Волконский был генерал-адъютантом и состоял при М. И. Кутузове . Во время Заграничных походов занимал должность начальника Главного штаба действующей армии и начальника Главного штаба Его Императорского Величества; за отличие в битве при Лютцене произведён в генерал-лейтенанты .
Изображён в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года, с свитским аксельбантом на груди и вензелями императора Александра I на эполетах. Через плечо под эполетом переброшена Андреевская лента ; на шее крест ордена Св. Георгия 3-го класса; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте , крест австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й степени, крест английского ордена Бани и крест неустановленного иностранного ордена (крест и лента очень похожи на шведский Военный орден Меча низших степеней, однако Волконский имел этот орден только высшей степени — Большой крест, который выглядит иначе), звёзды орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира 1-й степени. Справа внизу подпись художника: Painted from nature by Geo Dawe RA . Подпись на раме: Князь П. М. Волконскiй, Генералъ Лейтенантъ, Начальникъ Главнаго Штаба Е. И. В.
Готовый портрет был принят в Эрмитаж 7 сентября 1825 года. Изображения Андреевской ленты и ордена Св. Андрея Первозванного, которым Волконский был награждён в декабре 1823 года, позволяют сделать вывод, что портрет написан в промежуток между этими датами . В. М. Глинка считал что «внешним обликом, так ярко воспроизведённым на портрете Доу, а также постоянным брюзжанием Волконский напоминал старую ворчливую женщину» .
Доу написал несколько однотипных портретов князя П. М. Волконского, отличающихся лишь деталями.
На портрете из собрания Большого Гатчинского дворца П. М. Волконский изображён в генеральском мундире Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, введённом в 1817 году. На обороте имеется надпись, что портрет написан во время Ахенского конгресса , и хотя Волконский тогда позировал Доу, фактически портрет был закончен уже в Санкт-Петербурге , поскольку на нём изображён орден Св. Андрея Первозванного. Появление императора Александра I в апартаментах Волконского в Ахене в тот момент, когда он позировал Доу, и наблюдение императора за работой художника послужили поводом для приглашения Доу в Россию. А. И. Михайловский-Данилевский этот эпизод описал в своих воспоминаниях:
Он [Доу] принес мне три или четыре портрета, коих сходством все были поражены, и между прочим, князь Волконский… сказал, чтобы я к нему прислал Доу для снимания с него портрета. Надобно знать, что из комнат государя была лестница, которая вела прямо к князю Волконскому и по которой император сошёл к нему в одно утро, как Доу князя писал, и государь был столь удивлён необыкновенным сходством, что велел мне сделать предложение Доу приехать в Россию для снятия портретов с наших генералов, на что он, как легко можно вообразить, с радостью согласился .
В собрании Эрмитажа имеется ещё один портрет П. М. Волконского, его основные отличия от галерейного — более тёмная колористическая гамма, уменьшенный размер наконечников аксельбанта, Андреевская лента отсутствует и вместо ордена Св. Андрея Первозванного изображена звезда ордена Св. Александра Невского (хранитель британской живописи в Эрмитаже ошибочно идентифицирует орден как Св. Андрея Первозванного) . Подпись художника: Geo Dawe RA pinxt 1823 (последние две цифры несут следы поздней правки). Его размеры 71 × 61,5 см, инвентарный № ГЭ-6460 . Этот портрет находился в собственности великого князя Михаила Павловича и до 1894 года хранился в Михайловском дворце . После выкупа Михайловского дворца в казну и устройства в нём Русского музея этот вариант портрета П. М. Волконского оказался в особняке графини Карловой, после Октябрьской революции был национализирован и в 1923 году передан в Эрмитаж . Эта версия портрета датируется не позже осени 1822 года, поскольку с него в Лондоне по заказу петербургского книготорговца С. Флорана была сделана гравюра Т. Райта с указанием даты 1 января 1823 года. Отпечаток этой гравюры также имеется в собрании Эрмитажа (китайская бумага, гравюра пунктиром, 59,7 × 41,5 см, инвентарный № ЭРГ-275) . В « Отечественных записках » было напечатано извещение о печатании первых двух гравюр с галерейных портретов А. А. Закревского и П. М. Волконского, причём отмечалось что «Гравер Райт, который в сих новых произведениях резца своего показал неимоверное искусство сохранить в гравюре не только поразительное сходство, но и всю живость красок, свойственных сильной кисти Г. Дова…» .
В 1840-х годах в мастерской по рисунку с галерейного портрета была сделана литография , опубликованная в книге «Император Александр I и его сподвижники» и впоследствии неоднократно репродуцированная . На литографии к наградам Волконского добавлен портрет императора Николая I с алмазами. Поскольку эту награду Волконский получил в 1830 году, то А. А. Подмазо высказывает предположение, что литография выполнялась с копии галерейного портрета работы А. В. Полякова , который в 1833 году получил разрешение на снятие живописных копий портретов из Военной галереи и в процессе работы к портретам добавлял актуальные на тот момент награды изображённых. Современное местонахождение этой копии неизвестно .
-
Вариант портрета, с подписью художника, принадлежавший великому князю Михаилу Павловичу .
-
Гравюра Томаса Райта по варианту из собрания великого князя Михаила Павловича
-
Литография К. Крайя по предположительной копии А. В. Полякова
Примечания
- Дата обращения: 16 июня 2019. 4 марта 2016 года.
- , с. 342—343.
- , с. 274.
- ↑ , с. 177.
- , с. 100—101.
- Михайловский-Данилевский А. И. Из воспоминаний. 1818 год. Путешествие с Александром I на Ахенский конгресс // Русская старина . — Т. 92. — 1897. — С. 548.
- , с. 92.
- Дата обращения: 16 июня 2019. 27 октября 2018 года.
- , с. 80, 92—93.
- Дата обращения: 16 июня 2019. 27 октября 2018 года.
- Отечественные записки. — 1822. — Ч. 12. — С. 413).
- , № 26.
Литература
- Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л. : Лениздат, 1988. — 238 с.
- Михайловский-Данилевский А. И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. — СПб. : В типографии Карла Крайя, 1847. — Т. 4.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 342—343 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
- 2021-02-01
- 1