Interested Article - Кольбе, Максимилиан

Максимилиа́н Мари́я Ко́льбе ( польск. Maksymilian Maria Kolbe ; в миру Ра́ймунд Кольбе , польск. Rajmund Kolbe ; 8 января 1894 , Здуньская-Воля , Лодзинское воеводство 14 августа 1941 , концлагерь Освенцим , ) — польский католический священник - францисканец , погибший в Освенциме , добровольно пойдя на смерть ради незнакомого ему человека.

10 октября 1982 года Папа Иоанн Павел II причислил Максимилиана Кольбе к лику святых как мученика, объявив его «святым покровителем нашего трудного века». Является святым покровителем наркозависимых, политических заключённых, журналистов, радиолюбителей, узников и движений в поддержку жизни .

Биография

Раймунд Кольбе родился в 1894 году в польском городе Здуньская-Воля , находившемся тогда на территории Российской империи . Он был вторым сыном Юлиуша Кольбе и Марии Домбровской, отец был этническим немцем, а мать — полькой. У него было четыре брата: Франтишек, Юзеф, Валентин (прожил всего год) и Анджей (прожил четыре года) .

Вскоре после его рождения семья переехала в город Пабьянице , где родители Раймунда сначала работали ткачами. Потом его мать работала акушеркой (часто отказываясь брать деньги за свои услуги) и содержала магазин, где торговала бакалеей и хозяйственными товарами . Кольбе-старший работал на мельнице, а также выращивал овощи на взятом в аренду участке земли.

В 1907 году Кольбе и его старший брат Франтишек решили вступить во францисканский орден . Они нелегально перебрались через русско-австрийскую границу и поступили во францисканскую предсеминарию , находившуюся во Львове. В 1910 году Раймунд получил монашеское облачение , годом позже принёс первые обеты, приняв при этом имя Максимилиан. В 1914 году он принёс вечные обеты и принял имя Максимилиан Мария, желая подчеркнуть своё глубокое почитание Пресвятой Богородицы .

В 1912 году Максимилиана Марию Кольбе направили на учёбу в Рим, где он изучал философию, теологию, математику и физику. В 1915 году он защитил диссертацию и стал доктором философии, а в 1919 году получил докторскую степень по теологии. Во время учёбы в Риме он часто видел бурные антипапские демонстрации; это и вдохновило его создать особую церковную организацию — Militia Immaculata (Воинство Непорочной Девы). Целью существования Воинства стало обращение к Богу грешников и врагов Церкви через заступничество Девы Марии . Кольбе считал, что для достижения этой цели необходимо использовать последние достижения науки и техники, в первую очередь — технологии массовых коммуникаций . Сам он был до войны радиолюбителем-коротковолновиком , личный позывной , зарегистрированный в декабре 1938 года — SP3RN .

По мнению Кольбе, христианская вера должна проповедоваться прежде всего:

  • там, где воспитывается юношество (в школах, колледжах, университетах, академиях);
  • там, где формируется общественное мнение (средства массовой информации — газеты, журналы, радио, кино, а также фонды библиотек).

В 1918 году Кольбе был рукоположён во священника, а ещё через год вернулся в теперь уже независимую Польшу, где принялся активно проповедовать во имя Непорочной Девы. Вскоре неподалёку от Варшавы на совершенно пустом месте он основал огромный монастырь Непокалянув (в переводе с польского — монастырь Непорочной Девы). В состав огромного монастырского комплекса входили редакция журнала « Рыцарь Непорочной », семинария, радиостанция, оснащённая новейшим оборудованием типография, железнодорожная станция, автостоянка, пожарная команда, склады, сапожные, столярные, швейные, слесарные мастерские и даже небольшой аэродром. Каждый монах был обязан овладеть хотя бы одной гражданской специальностью, благодаря чему в монастыре были свои лётчики, машинисты, наборщики, журналисты, радисты, водители, столяры, слесари, портные.

В 1930-х годах Максимилиан Кольбе совершил ряд миссионерских путешествий в Китай и Японию. На окраине японского города Нагасаки он основал японский Непокалянув, японоязычную газету и семинарию . В Японии этот монастырь стал одним из самых известных католических монастырей. Вопреки синтоистским канонам, Кольбе построил свой монастырь не в лучшем месте, так, чтобы его от города отделяла гора. Но оказалось, что он был прав: в августе 1945 года Нагасаки был уничтожен американской атомной бомбой , но основной удар пришёлся на ту сторону горы, где был город, а монастырь не пострадал. Последуй Кольбе советам японцев, и все плоды его стараний, вся монастырская братия погибли бы .

Освенцим

После того, как Германия напала на Польшу , большинство монахов покинули Непокалянув. Оставшиеся, в том числе Кольбе, были арестованы гестапо в декабре 1939 года, но вскоре их отпустили и позволили вернуться в уцелевшие после разгрома немцев помещения монастыря . Непокалянув стал прибежищем для тысяч беженцев, в том числе для 2000 евреев , которых Кольбе прятал от нацистов . Под его руководством заработала нелегальная радиостанция, в передачах которой разоблачались зверства немецких оккупантов .

17 февраля 1941 года Максимилиан Кольбе был арестован гестапо и заключён в варшавскую тюрьму Павяк . 28 мая того же года его перевели в Освенцим , где он стал заключённым номер 16670 . Эсэсовцы постоянно избивали его коваными сапогами, заставляли бегом носить неподъёмные тяжести (при том, что он был калекой- туберкулёзником , у него было только одно лёгкое ), но он не только сохранял силу духа, но и как мог помогал другим. Даже в таких бесчеловечных условиях Максимилиан продолжал свою пастырскую деятельность — утешал, крестил, исповедовал, шёпотом совершал богослужения . Он сам попросил отвести ему место в самом грязном месте барака — у дверей, где стояла параша , чтобы всегда иметь возможность благословлять выносимых умерших узников .

В июле 1941 года из блока № 14, в котором жил отец Максимилиан, исчез заключённый. Беглеца найти не удалось (позже выяснилось, что он утонул в выгребной яме). Тогда заместитель коменданта лагеря оберштурмфюрер СС Карл Фрич отобрал 10 человек, которым было суждено умереть голодной смертью в блоке № . Это наказание Фрич назначил в назидание и на устрашение заключённым, чтобы больше никто не пытался бежать. Всех обитателей барака построили, оставили без ужина (его у них на глазах вылили в канаву), а весь следующий день люди снова провели в строю под палящим солнцем. Вечером пришёл Фрич и стал отбирать 10 смертников. Один из отобранных ими людей, польский сержант Франтишек Гаёвничек заплакал и сказал: «Неужели я больше не увижу жену и детей? Что же теперь с ними будет?». И тогда Кольбе вышел из строя и предложил Фричу свою жизнь в обмен на жизнь Гаёвничека. Фрич принял его жертву .

Памятник Максимилиану Кольбе в Хшануве

Сидя в зловонной камере и умирая от голода и обезвоживания, Кольбе продолжал поддерживать товарищей по несчастью. Они проводили время в песнях и молитвах. Через две недели он и трое других смертников были ещё живы. 14 августа 1941 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы , старший по лазарету Ганс Бок получил приказ немедленно покончить с узниками. Кольбе и его троим товарищам была сделана инъекция фенола , после чего они скончались. На следующий день тело Максимилиана Кольбе кремировали , а прах развеяли по ветру .

Посмертно награждён крестом Независимости с мечами ( Правительство Польши в изгнании , 1954) и золотым крестом ордена « Virtuti militari » ( ПНР , 1972) .

В 2011 году в Польше обнаружили единственную киноплёнку, на которой запечатлён Максимилиан Кольбе. Видеоматериалы нашли и оцифровали монахи- францисканцы в архивах монастыря Непокалянув, расположенного в гмине Тересин в 40 километрах на запад от Варшавы .

Причисление к лику святых

Статуя Максимилиана Кольбе (слева) в Вестминстерском аббатстве

В 1971 году папа римский Павел VI причислил Максимилиана Марию Кольбе к лику блаженных . 10 октября 1982 года Папа Иоанн Павел II в присутствии Франтишека Гаёвничека, в торжественной обстановке под аплодисменты 200 000 верующих, официально причислил Максимилиана Кольбе к лику святых мучеников .

Святой Максимилиан — один из десяти святых мучеников XX века, в честь которых в Вестминстерском аббатстве в Лондоне были воздвигнуты статуи.

В литургическом календаре Римско-Католической Церкви 14 августа является днём памяти святого Максимилиана Марии Кольбе.

См. также

Примечания

  1. Saint Maksymilian Maria Kolbe // (англ.)
  2. Maksymilian Maria Kolbe // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (28 октября 2008). Дата обращения: 18 сентября 2012. 1 февраля 2012 года.
  4. .
  5. , с. 47—62.
  6. . Дата обращения: 28 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  7. , с. 96—102.
  8. , с. 101.
  9. Мария Крамм. . Jewish.Ru . Дата обращения: 16 января 2021. 22 января 2021 года.
  10. , с. 128—129.
  11. , с. 132.
  12. , с. 132—133.
  13. , с. 134—136.
  14. , с. 136—137.
  15. от 25 июня 2021 на Wayback Machine . W: Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej [on-line]. Londyn, 1954-08-14. s. 45. [dostęp 2017-01-19].
  16. от 25 июня 2021 на Wayback Machine . W: Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej [on-line]. Londyn, 1959-04-08. s. 19–21. [dostęp 2017-01-19].
  17. от 27 октября 2020 на Wayback Machine . W: Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej [on-line]. Londyn, 1959-04-24. s. 19–21. [dostęp 2017-01-19].
  18. Zbigniew Puchalski: Dzieje polskich znaków zaszczytnych . Warszawa: Wyd. Sejmowe, 2000, s. 247.
  19. . Дата обращения: 18 апреля 2012. 10 апреля 2014 года.

Литература

  • Мария Кончковская. = пер. с польского. — Издательство Братьев Францисканцев, 1994. — ISBN 5-87793-031-1 .
  • Немтина А. А. Отец Максимилиан. — М.: Издательство Францисканцев, 2011. — ISBN 978-5-89208-099-6
Источник —

Same as Кольбе, Максимилиан