Source
- 1 year ago
- 0
- 0
Дарья Владимировна Фомичёва (род. 25 мая 1968 года ) — российский художник - график , коллекционер, член-корреспондент Российской академии художеств (2012).
Родилась 25 мая 1968 года в Москве.
В 1993 году — окончила , факультет живописи, руководитель диплома — М. М. Курилко-Рюмин . Дипломная работа (интерьер Успенского собора Московского Кремля ) приобретена Музеями Московского Кремля .
С 1996 по 2004 годы — сотрудник , с 2002 по 2004 годы — работала эксклюзивно для Королевских Дворцов. Выполнила серии портретов членов иорданской королевской семьи, пейзажей Иордании по заказу королевы Рании аль-Абдулла (подписаны: Dasha Fomicheva). Произведения находятся в коллекции иорданской королевской семьи.
В 1999 году по заказу королевы Иордании Рании аль-Абдулла выполнила ботанические акварели для книги «Jordan in Bloom. Wildflowers of the Holy Land» .
Член Американской ассоциации ботанических художников (ASBA) (2000—2003) .
Ботанические акварели Д. В. Фомичевой (подписаны: Dasha Fomicheva) находятся в собрании галереи Ширли Шервуд в Королевском ботаническом саду Кью (Лондон).
С 2009 года по настоящее время — работает в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки : ученый секретарь (2009—2012), ведущий научный сотрудник (2014—2017), проректор по научной работе (2017—2021), руководитель научно-издательских проектов (2021), проректор (с 2022 года) .
В 2012 году — избрана членом-корреспондентом Российской академии художеств от Отделения графики.
В 2013 году награждена Дипломом РАХ.
В 2015—2016 годах по заказу Управления делами Президента Российской Федерации в составе Научно-творческой группы по воссозданию исторического облика Московского Кремля выполняла научно-исследовательскую работу в архивных, музейных и библиотечных фондах, верстку архивных материалов для экспозиции в рабочей зоне Президента РФ.
В 2017 году совместно с Сергеем Николаевичем Андриякой основала научно-методический журнал “Secreta Artis”.
С 2018 года — первый заместитель главного редактора научно-методического журнала "Secreta Artis" .
Автор научных публикаций .
В 2021–2022 годах выполнила серию акварелей (подписаны Dasha Fomicheva-Anarina) по заказу принцессы для ее резиденции (дизайнер интерьеров – Нина Кэмпбелл ( )).
В 2022 году награждена Благодарностью министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и в связи с 10-летием со дня создания учреждения (Приказ № 26-ВН от 10.10.2022).
Коллекционер антикварных инструментов и материалов живописи и графики, оптических приборов для живописи (XVIII—XIX вв.), каталогов художественных материалов и учебников рисунка и живописи XIX—XX вв.
Автор лекций «Оптика и классическая живопись» на ВГТРК « Культура » в программе «ACADEMIA»:
Эфир 28 апреля 2014 :
Эфир 29 апреля 2014 .
1.В соавторстве В.С. Погодиным, [Вступительная статья] // Профессор Ф. Дитрих. Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. М.: Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2001. С. 1–12
2.Птичьи перья и сандарак для графики и каллиграфии // Художественный совет. № 6 (58), 2007. С. 18–20
3.Зеркало Клода // Художественный совет. № 1 (59), 2008. С. 17–21
4.Тростниковое перо // Художественный совет. № 2 (60), 2008. С. 18–21
5.Янтарный лак // Художественный совет. № 3 (61), 2008. С. 14–18, № 4 (62), 2008. С. 14–17
6.Рисунок серебряным штифтом // Художественный совет. № 5 (63), 2008. С. 14–18
7.Бумага, на которой работал Тёрнер // Художественный совет. № 1 (65), 2009. С. 14–17
8.Золото Климта, «бронзянка» Врубеля // Художественный совет. № 6 (64), 2008. С. 17–21
9.Пергамент // Художественный совет. № 2 (66), 2009. С. 18–21
10.Производители и поставщики редких художественных материалов // Художественный совет. № 3 (67), 2009. С. 14–17, № 4 (68), 2009. С. 16–18
11.Старинные рецепты красивых драпировок // Художественный совет. № 5 (69), 2009. С. 18–20
12.[Вступит. статья и комментарии к кат.] // Императорская академия художеств. Высокое искусство рисунка XVIII–XX вв. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2010. С 4–7, 18–70
13.Энкаустика – живопись восковыми красками // Художественный совет. № 6 (70), 2009. 19–22, № 1(71), 2010. С. 14–17, № 2 (72), 2010
14.Беседы с А.Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты // Художественный совет. № 4 (74), 2010. С. 14–19
15.Материалы классической европейской акварели XIX века // Художественный совет № 5 (75), 2010. С. 14–18
16.Внук Бога. Леонардо да Винчи // Художественный совет. № 6 (76), 2010. С. 15–19
17.Рисунки Ганса Гольбейна Младшего // Художественный совет. №1 (77), 2011. С. 12–18
18.Живопись Древнего Египта // Художественный совет. № 2 (78), 2011. С. 13–19
19.Композиция растительного орнамента // Художественный совет. № 3 (79), 2011. С. 26–29
20.Академия акварели и изящных искусств // Художественный совет. № 4 (80), 2011. С. 54–56
21.…Сейчас от денег все с ума сошли // Художественный совет. № 5 (81), 2011. С. 11–14
22.Классическая культура работы с цветом и тоном // Художественный совет. № 6 (82), 2011. С. 14–19
23.Художник, Мастер, Философ, Учитель. (К юбилею А.Н. Овчинникова) // Адольф Овчинников – реставратор и копиист древнерусской темперной живописи. М.: ФГБУК «ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря», 2011. С. 36–39
24.В соавторстве с С.Н. Андриякой. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2012
25.Материалы европейского акварельного пейзажа XIX века // Художественный совет. № 1 (83), 2012. С. 14–19, № 2 (84), 2012. С. 22–26, № 3 (85), 2012. С. 16–21
26.В соавторстве с С.Н. Андриякой, Московская государственная академия акварели и изящных искусств – инновационная модель художественного вуза // Открытое образование. № 4, 2012. С. 88–92
27.Материалы европейского акварельного пейзажа XIX века // Арт-магистр (научно-методическое приложение к журналу «Художественный совет»). № 1, 2012. С. 26–38
28.Микрокосм: кристаллические пигменты // Художественный совет. № 4 (86), 2012. С. 12–15
29.Птичьи перья и сандарак для графики и каллиграфии // Технологии изобразительных искусств. Сборник статей. Вып. 2 / Отв. ред. В.В. Ванслов. М.: Памятники исторической мысли, 2012. С. 158–162
30.В соавторстве с С.Н. Андриякой, И.Н. Зверевым. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2013
31.Свет в мастерской художника // Художественный совет. № 1 (87), 2013. С. 35–39
32.Скромный гравер Иван Пожалостин // Очарование старинных шедевров. Рязань. Выставка произведений И.П. Пожалостина из коллекции Рязанского художественного музея к 175-летию художника и 100-летию создания музея. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2013. С. 8–10
33.Императорская Академия художеств. Искусство рисунка и акварели: Учебное пособие. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2014
34. В соавторстве с Джордж О’Хэнлон. Краски из цветного и бесцветного стекла в живописи Рембрандта // . № 1 (01), 2018. С. 20–29 .
35. Забытые ценные элементы академической школы рисунка XVIII-XIX веков // . № 1 (1), 2018. С. 58–67
36. В соавторстве с Л. Чуплыгиной. «Символы престолов, временно забытых…». О секретах фотосъемки драгоценностей. Беседа с Николаем Рахмановым // . № 2 (2), 2018. С. 2–15
37. В соавторстве с В. Борисовым. О паволоке. Беседа с Адольфом Овчинниковым // . № 2 (2), 2018. С. 82–87
38. «Нерукотворный» рисунок: О графических техниках эпохи Ренессанса // . № 3 (3), 2018. С. 58–75
39. В соавторстве с Н. В. Курбатовой. День открытых дверей в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // . № 4 (4), 2018. С. 102–103
40. В соавторстве с В. В. Борисовым. Доски для живописи. Беседа Виктора Борисова и Дарьи Фомичевой с Адольфом Овчинниковым // . № 4 (4), 2018. С. 68–73
41. Композиционные приемы классической европейской школы живописи: виньетирование // . № 1 (5), 2019. С. 16–29
42. О дипломной работе Алексея Писаренко // . № 1 (5), 2019. С. 82–83
43. [Перевод и комментарий] Грин Н. Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть 1: Линейная композиция // . № 2 (6), 2019. С. 16–32
44. [Перевод и пояснения] Грин Н. Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть II. Тоновая композиция // . № 3 (7), 2019.С. 20–29
45. Свет как основа композиции. размышления по поводу книги Н. Э. Грина «Приемы рисования пейзажа с натуры. Часть II. Свет и тень» // . № 3 (7), 2019. С. 30–43
46. [Послесловие] Мэтисон С., Маккей А. Отражая Детройт: зеркало Клода в США. . № 4 (8), 2019. С. 80–88
47. В соавторстве с В. В. Борисовым. Левкас: нанесение, просушка, шлифовка. Рельефный левкас. Беседа с А. Н. Овчинниковым В. В. Борисова и Д. В. Фомичёвой // . № 1 (9), 2020. С. 61–64
48. [Сокращенный перевод, авторская адаптация текста и иллюстративного ряда] Грин Н. Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть IV // . № 2 (10), 2020. С. 87–91
49. В соавторстве с С.Н. Андриякой. О лесе, об Иване Ивановиче Шишкине и его пейзажных композициях // . № 4 (12), 2020. С. 6–19. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-4-6-19
50. Третье измерение в пейзаже // . № 4 (12), 2020. С. 74–82. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-4-74-82
51. «Живописная» графика: техника трех карандашей, многослойный угольный рисунок. . Том 4, № 1. 2021. С. 16–46. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-16-46
52. В соавторстве со Смирновой А.С. Теория композиции орнамента в первой четверти XX века. Композиция ленточных орнаментов // . Том 4, № 1. 2021. С. 92–96. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-92-96
53. В соавторстве с Лифшицем Л. Ю. Техника витражной живописи в XIX веке. Обзор материалов книги Генри Джеймса Снелла «Руководство по живописи эмалевыми красками на стекле, фарфоре, керамической плитке и т. д.» (Лондон, 1874). Часть I // . Т. 4, № 4, 2021. С. 30–41. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-4-30-41
54. Прием концентрации визуального образа (к теории композиции первой половины XX века) // . Т. 4, № 4, 2021. С. 42–49. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-4-42-49
55. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть I. Композиция ленточных орнаментов (бордюров): Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2014
56. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к произведениям И.И. Шишкина] // Иван Шишкин. Неразгаданные тайны. Композиция классического пейзажа (по материалам текста и иллюстраций книги Н.Е. Грина «Hints on Sketching from Nature»): Учебно-методическое пособие по композиции классического пейзажа. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2014
57. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть II. Орнаментальные модули и их сочленения: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2015
58. Оптические приборы и искусство живописи: союзники или противники? Размышления по поводу «сенсационных открытий» Дэвида Хокни // Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция (2015). Т. I: Общие проблемы развития науки и техники. М.:ЛЕНАНД, 2015. С. 41–49
59. Оптические приборы и искусство живописи: союзники или противники? Размышления по поводу «сенсационных открытий» Дэвида Хокни // Исследования из истории физики и механики. 2014–2015. Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН / Отв. ред. Вл.П. Визгин. М.: Янус-К, 2016. С. 465–488
60. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть III. Стилизация рисунков с натуры: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2017
61. [Предисловие] // Композиция орнамента: учебно-методическое пособие по композиции орнамента: по материалам текста и иллюстраций книги Maurice Pillard Verneuil «Étude de la plante. Son application aux industries d'art». 2-е изд., испр.. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2019. С. 3–7
62. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть I. Композиция ленточных орнаментов (бордюров): Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. 2-е изд., испр. Альбом. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2019. 68 с.
63. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть III. Стилизация рисунков с натуры: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. 2-е изд., испр. Альбом. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2019. 76 с.
64. [Научный редактор] // Андрияка С.Н. Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2019. 88 с.
65. [Научный редактор, составитель] // Андрияка С.Н. Композиция натюрморта: Учебно-методическое пособие. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2020. 96 с.
66. [Пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду] // Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «Étude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть II. Орнаментальные модули и их сочленения: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. 2-е изд., испр. Альбом. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2021. 64 с.
67. [Научный редактор] // Андрияка С.Н. Акварельная живопись: учебно-методическое пособие. Часть II, книга 2. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2022. 96 с.