Иудаизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Талмуди́ческий иудаи́зм (раввинисти́ческий иудаи́зм, раввини́зм) — основная форма иудаизма с VI века с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы . Начал формироваться после разрушения второго Храма в условиях, когда в силу отсутствия Храма ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.
В основе раввинизма лежит вера в то, что Синайское откровение (см. десять заповедей ), наряду с Пятикнижием Моисеевым , содержало и его устную интерпретацию или принципы интерпретации, которые передавались из поколения в поколение, пока не были записаны в лаконичной форме в виде Мишны и других сборников Барайты — положений устного закона, не вошедших в записанную Мишну.
Раввинистический иудаизм контрастирует с саддукеями , караимским иудаизмом и самаритянством , которые не признают ни Устную Тору, ни божественный авторитет, ни раввинские процедуры, используемые для толкования еврейских писаний. Хотя в настоящее время между еврейскими конфессиями раввинистического иудаизма существуют глубокие разногласия в отношении обязательной силы « галахи » (еврейского религиозного закона) и готовности оспаривать предшествующие толкования, все они идентифицируют себя как происходящие из традиции Устного Закона и раввинистического метода анализа.
Именно от раввинизма ведут своё происхождение все основные течения современного иудаизма. Несмотря на глубокие различия в подходе к галахе между ними и на разное отношение к пересмотру решений, принятых авторитетами прошлого, все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Исторически раввинизм противопоставляют караимизму , не признающему авторитет Устной Торы и её принципов интерпретации. В ретроспективе «раввинистическим» называют и иудаизм ранних веков Новой эры (до завершения Талмуда), пришедший на смену библейскому иудаизму в новых условиях.
Последователей раввинизма иногда называют «раввини́стами» («раббани́стами», «раббани́тами», от мн. ч. ивр. רבנים , раббани́м , ед. ч. раббáни ).
Название «раввини́ст» в качестве антонима слову «караим» было широко распространено в те времена, когда значительная часть иудеев исповедовало караимизм (IX—XIII века) и употреблялось как караимами, так и раввинистами (см. « Кузари »). С закатом караимского иудаизма термин стали употреблять реже, так как почти все иудеи являются раввинистами.
В Караимско-русско-польском словаре под редакцией Н. А. Баскакова, А. А. Зайончковского , С. М. Шапшала (1974) — караимский вариант слова раббáни или раббáн переводится как « еврей », а его производные — раббáнка как «еврейка» и раббанлык как «иудаизм». Таким образом, исторические антираввинистские высказывания караимов, имеющие религиозную почву, могут быть истолкованы и как антиеврейские, что отражает мнение составителей словаря о нееврейском происхождении караимов и отличии караимизма от иудаизма.