Interested Article - Я Руская

Я Ру́ская ( итал. Jia Ruskaja ; урождённая Евгения Фёдоровна Борисенко ; 6 января 1902 года , Керчь 19 апреля 1970 года , Рим ) — итальянская танцовщица русского происхождения, хореограф , педагог -теоретик и организатор-практик преподавания «классического» или «свободного» танца . Псевдоним «Jia Ruskaja» (в некоторых ранних написаниях 1920 1930-х годов встречающийся также в вариантах «Yia Ruskaja», «Ja Russkaja» или «Jia Ruskaya»), зафиксировавший латинскими буквами звукосочетание «Я русская» , был предложен Антоном Джулио Брагалья , а со времени получения Я Руской итальянского гражданства и признания на профессиональном уровне — практически вытеснил из употребления прежнее имя (в более поздних документах указываемое как «Эуджения Бориссенко: итал. Eugenia Borissenko »). В чрезвычайно редких за истекшее столетие упоминаниях по-русски встречается вариант транскрипции имени в составе псевдонима как «Ия» : он не представляется обоснованным, так как женское имя «Ия» греческого происхождения имеет иную общепринятую форму в итальянском языке — «Ia» (см. Итальянское имя ), и тем более не соответствует вышеперечисленным альтернативным написаниям, а главное — «смысловому замыслу» псевдонима .

Биография

Эмиграция

Рождённая в семье офицера русской армии Фёдора Борисенко и Екатерины Курагинской , беженка из России вскоре после Октябрьской революции и начала гражданской войны , сопровождая отца, Е. Борисенко (будущая Я Руская) прервала обучение танцевальному искусству , начатое в Крыму , и перевелась на факультет медицины Женевского университета . В 1920 году оказалась в Константинополе , где вышла замуж за Эванса Дэниела Пола ( англ. Evans Daniel Pole ) и родила тому сына, поселившегося вместе с отцом в Лондоне после расторжения этого брака . С 1921 года жила и работала в Италии (главным образом в Риме , а с 1927 по 1940 год в Милане ), гражданство которой она получила в 1935 году вслед за профессиональным признанием и вторым замужеством.

Артистическая деятельность (1921—1934)

В Римский период 1920-х годов Я Руская вошла в артистические круги « » ( итал. Casa d'Arte Bragaglia ) , в котором 4 июня 1921 года состоялся её сценический дебют: сольная концертная программа « мимических действий и танцев » ( итал. «azioni mimiche e danze» ) по ходу вечера, посвящённого чтению стихов . Антону Джулио Брагалья принадлежала идея её псевдонима (отвечавшего моде на русских танцовщиков, порождённой Сергеем Дягилевым и захлестнувшей в это десятилетие всю Европу ) . Вскоре Я Руская обрела признание в качестве танцовщицы в спектаклях « » ( итал. «Teatro degli Indipendenti» ) , основанного Брагалья (он же стал и постановщиком ряда из них).

Сцена из фильма « Юдифь и Олоферн »

После успешного римского начала она продолжила балетную карьеру в Милане, где в 1928 году в « » ( итал. «Teatro dell'Esposizione» ) исполнила партию Сумитры в «мономимической индийской легенде» ( итал. «leggenda monomimica indiana» ) , на музыку будущего главы миланской консерватории Риккардо Пика Манджагалли и в постановке ( итал. Guido Salvini ).

Тогда же двумя изданиями — в 1927 и 1928 году — вышла в свет её программная книга «Танец как способ бытия» ( итал. «La danza come un modo d'essere»/«La danza come un modo di essere» ) , получившая широкую известность.

Из рекламной брошюры фильма

А в 1929 году Руская появилась в двойной главной роли последнего немого фильма классика итальянского кино Балдассарре Негрони — « Юдифь и Олоферн ».

В том же она впервые всерьёз испытала свои педагогические силы, открыв школу при миланском ( итал. «Teatro Dal Verme» ). Знаменательно, что с первых же шагов это была не только профессиональная школа для «взрослых», но и пропедевтические курсы — для девочек с восьми лет . Опыт оказался настолько успешным, что с 1932 по 1934 год Я Руская разделила руководство балетной школой театра « Ла Скала » , где одновременно выходила на сцену в хореографических партиях .

Серьёзность поставленных перед собой педагогических задач, страстное увлечение теорией и практикой реформы искусства танца предопределили непростой выбор (вплоть до конфликта с руководством театра ): к 1934 году Я Руская завершила сценическую карьеру, чтобы далее полностью сосредоточиться на главной миссии своей жизни.

Педагогическая деятельность (1934—1970)

Заручившись опытом преподавания ритмического танца и « » в «Ла Скала», Я Руская открыла в 1934 году свою новую школу первоначально на улице Спига ( итал. via Spiga ), а вскоре муниципалитет Милана специально для её нужд построил театр под открытым небом более чем на 2000 мест на Монте Тордо ( итал. Monte Tordo ). Как сообщалось в « Corriere della Sera » от 2 ноября 1934 года :

« Я Руская в данный момент организует в Милане „Стационарную труппу“ из учениц школы античных танцев, воплощая художественные замыслы, уже ставшие заметными и получившие живую оценку после спектаклей в Сиракузах и Эрбе, а также благодаря публичным экзаменам под её руководством в „Ла Скала“. Искусство, страсть и упорство Я Руская делают из этих заботливо отобранных учениц основу для появления современных танцовщиц, подготовленных музыкально, интеллектуально и физически к воплощению танцев античного стиля, привлекательных и возвышенных в силу присущего вкуса и утончённости. В стационарной труппе Я Руская участвуют многочисленные танцовщицы, уже снискавшие успех на экзаменах в „Ла Скала“ и в других театрах; вместе с дебютантками они должны обрести готовность к истинным и подлинным спектаклям чистого танца » .

Этот период обретения безоговорочного авторитета в профессии был дополнен изменениями в личном и общественном статусе: Я Руская вступила в 1935 году в брак с Альдо Борелли ( итал. Aldo Borelli ), редактором « Corriere della Sera », и оформила гражданство Италии. Её супруг в том же году принял участие в нападении на Эфиопию не только в качестве журналиста, но и младшего лейтенанта 1936 года лейтенанта ) артиллерии , до 25 июля 1943 года продолжал редактировать проправительственную газету , но и после свержения фашизма был амнистирован и оставался в журналистике до своей смерти в 1965 году .

Я Руская в эти годы продолжала поиски в области педагогики и хореографии , поставив для своей миланской школы «Танец жертвоприношения» из « Ифигении в Авлиде » на музыку Ильдебрандо Пиццетти ( 1935 ) и «Похищение Персефоны » на музыку ( 1937 ). Группа из её учениц, выступив в «Театре на площади Хорста Весселя » ( нем. Horst-Wessel-Platz ), завоевала серебряную медаль в рамках программы Олимпийских игр в Берлине в 1936 году .

Наконец, в 1940 году Я Руская вернулась в Рим — как оказалось, чтобы вплотную приблизиться к своему главному достижению. Она основала здесь Национальную Королевскую Школу Танца ( итал. Regia Scuola Nazionale di Danza ), поначалу присоединённую к ( итал. Accademia Nazionale d'Arte Drammatica ) и окончательно ставшую автономной в 1948 году под сохранившимся до настоящего времени наименованием: ( итал. Accademia Nazionale di Danza ). Принимая сюда для обучения исключительно женщин, Я Руская руководила этим главным хореографическим учебным центром Италии с первого дня и до самой своей смерти в 1970 году (впоследствии это наследие подхватили её ученицы, расширяя и включая в его орбиту передовые и классические течения в искусстве и педагогические новации, с 2006 года почётным директором Академии также стала блистательная Пина Бауш ).

Следует вновь подчеркнуть, что, начиная с самого первого опыта при театре «Даль Верме» и на протяжении всего периода деятельности, включая «академический», Я Руская неизменно совмещала идею высшего образования в искусстве танца и подготовительной ( пропедевтической ) детской школы (в Академии Танца это были, да и остаются, учащиеся в возрасте 6—10 лет). Причём методические задачи этого раннего развития имели для неё чуть ли не противоположный характер по сравнению с «техническим тренингом» классических школ балета, как и спортивной гимнастики «высоких достижений» или т. п. Для указанной методологии пропедевтического воспитания во главе угла особенно явно лежит концепция танца как искусства и творчества прежде всего «психофизического», нежели «технико-артистического» . Если перед более старшим учеником может стоять и задача технической «постановки тела на службу искусству» (но и тогда лишь после «оптимизации механизма этого конкретного тела, развития всех его особенностей и корректировки его дефектов» , как писал ещё Э. Жак-Далькроз ) , то для шестилетних и чуть старше эта развивающая и корректирующая задача становится не только самой важной, но, по сути, единственной.

Надгробие на Тестаччо

Я Руская похоронена на римском «некатолическом» кладбище Тестаччо — территории традиционного мемориального некрополя, в том числе и для россиян (по гражданству или происхождению). Её надгробие на плане и в «реестре знаменитостей», упокоившихся здесь, обозначено кодом 22а в «старой зоне» ( итал. «zona vecchia» ) . Над плитой и постаментом из травертина возвышается бронзовый бюст, изображающий женщину в платке, со скрещенными под горлом руками . На постаменте надпись:

JIA RUSKAJA
EUGENIA
BORISSENKO
6.I.1902
19.IV.1970

И на плите:

FONDATRICE DELL'ACCADEMIA
NAZIONALE DI DANZA
DEDICÓ ALL'ARTE COREUTICA
CON SLANCIO ED ABNEGAZIONE
TUTTA SE STESSA.

(«Основательница национальной академии танца. Посвятила хореографическому искусству с решительностью и самоотверженностью всю себя без остатка»).

Оценки искусствоведческие и историко-политические

С начала 1930-х годов и своего преподавания в танцевальной школе театра « Ла Скала » Я Руская развивала технику и культуру танца, носившую в итальянской хореографии того периода название « » ( итал. orchestica ). Она следовала при этом теории и практике Эмиля Жак-Далькроза и другим получившим распространение к тому времени примерам (среди которых как один из образцов необходимо вспомнить Айседору Дункан ), а также создала для них собственную систему записи движений, назвав её «Оркестикографией» ( итал. Orchesticografia ) . То, что нередко именовалось в тот период «классическим танцем» (то есть возрождающим, по мнению основоположников, « античные » идеалы), сейчас более принято обозначать как разновидность « свободного » танца , подчёркивая этим его намеренное отступление от академической техники «классического балета ». Другой эстетической опорой этого «поиска свободы» (не ослабевающего — и не только в хореографии — на протяжении столетий ) является стремление отделить искусство танца от «театра драмы» (понимаемого как « нарративный сюжет », «рассказанная история», что является, по сути, привилегией совсем другого, даже не сценического искусства: нарративной литературы ), воссоздав таким образом « чистый танец » как вид искусства неизобразительного , непосредственно отображающего внутренний мир (в отличие от изобразительных искусств , подражающих внешней реальности) , подобного музыке и т. п. Критики этого эстетического идеала полагают его «излишне холодным и абстрактным» . Тем не менее, такому кредо в танцевальном искусстве Я Руская оставалась верна на протяжении всей своей жизни и деятельности.

Практически всем известным основателям этого художественного направления (см. Свободный танец ) оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше ). Историкам предстоит разобраться, в какой степени эти утопические взгляды влияли на возникновение — или же просто оказались «удобны и полезны» для — тоталитарной фашистской идеологии .

Так или иначе, судьба и творческая деятельность Я Руская и её школы в период итальянского фашизма, то есть до 1945 года , тоже способны служить примером «искусства на службе преступной политики»: ей закономерно ставят в вину и «успехи на государственных конкурсах», и «обслуживание мифологем, питавших режим», и в ещё более справедливой степени — «сотрудничество от случая к случаю с молодёжными женскими организациями Национальной фашистской партии » . Вплоть до «приговора» такой деятельности как «культуре соглашательства» , а также откровенного забвения этого имени на «исторической родине». Однако не менее справедливо, быть может, задаться вопросом, а настолько ли сильно отличается эта судьба от обстоятельств жизни и творчества её коллег в условиях иного (но, возможно, более нам знакомого) тоталитарного режима или иной, но столь же утопической или обманчиво «романтической» идеологии, в каких не испытывал недостатка XX век ? Взаимоотношения искусства и режима в Италии тоже не развивались «линейно» (можно вспомнить в этой связи, что в предвоенную эпоху культурную политику упомянутого режима олицетворяла, несмотря на еврейское происхождение, многолетняя подруга и биограф Муссолини писательница и критик Маргерита Сарфатти ( итал. Margherita Sarfatti ), страстная поклонница в том числе российского авангарда и сезонов Дягилева , вдохновительница футуристического движения « XX век », вынужденная эмигрировать лишь в конце 1930-х годов из-за насаждения « » и ужесточения репрессивной идеологии по «германскому образцу») . Беспристрастное изучение и сопоставление этих процессов и явлений в культуре и судьбах художников и идей, государств и гражданских обществ представляется ещё далеко не тривиальной задачей.

Вне зависимости от политических потрясений и в послевоенной Италии на протяжении четверти века, отпущенной ей, Я Руская в полном объёме сохраняла за собой авторитет и ключевую роль в национальном танцевальном образовании и культуре. Помимо очевидных заслуг организатора и администратора в масштабах страны, она воспитала плеяду учениц и последовательниц, продолжая неустанно развивать это направление искусства, что было не раз отмечено престижными премиями, среди которых заслуживают упоминания за последнее десятилетие её жизни:

Как отмечают критики и биографы:

« Заигрывания с фашистской властью, передача своих ценностей после смерти в наследство наиболее верным ученицам, вместе с распространением самых невероятных баек про её жизнь, создали из неё фигуру, способную вдохновлять максимальную враждебность, либо же — самое страстное преклонение » .

Публикации

  • «Танец как способ бытия» (Jia Ruskaja, La danza come un modo d’essere ), предисловие Марко Рамперти, Milano, I.R.A.G., 1927; повторное издание : Milano, Alpes, 1928 (итал.) .
  • «Разъяснение о гимнастических свойствах танцевального искусства, в качестве базового элемента женского физического воспитания» (Jia Ruskaja, Precisazione sulla ginnica della Danza intesa come elemento base dell’educazione fisica femminile ), «Il Cigno», № 2, 1953, стр. 57—59 (итал.) .
  • «Теория и запись танца» (Jia Ruskaja, Teoria e scrittura della danza ), Editoriale Spazio, Roma, 1970 (итал.) .

Библиография

  • Маргерита Сарфатти, «Знаки, цвета и лучи. Заметки об искусстве» (Margherita Sarfatti, Segni, colori e luci. Note di arte ), Bologna, N. Zanichelli, 1925 (итал.) .
  • Антон Джулио Брагалья, «Танцующая красавица» (Anton Giulio Bragaglia, La bella danzante ), Roma, Nuova Europa, 1936 (итал.) .
  • «Программы и деятельность» Римской Национальной Академии Танца ( Programmi e attività dell’Accademia Nazionale di Danza di Roma), в «единственном номере», изданном под редакцией Академии («Numero Unico» edito a cura dell’AND), Roma, 1961, архив AND в Риме (итал.) .
  • Джампьеро Тинтори, «Двести лет театра „Ла Скала“. Хронология опер — балетов — концертов 1778—1977» (Giampiero Tintori, Duecento anni di Teatro alla Scala. Cronologia opere-balletti-concerti 1778—1977 ), Bergamo, Grafica Gutenberg, 1979 (итал.) .
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine , « от 12 июля 2010 на Wayback Machine », № 2, 1995, стр. 356—357 (итал.) .
  • Флавия Паппачена, «Оркестикография, созданная Я Руская» (Flavia Pappacena, L’orchesticografia di Jia Ruskaja ), «Chorégraphie. Studi e ricerche sulla danza», год V, № 10, 1997, стр. 53—84 (итал.) .
  • Флавия Паппачена, «1948—1998: 50 лет Национальной Академии Танца» (Flavia Pappacena, 1948—1998: i cinquant’anni dell’Accademia Nazionale di Danza ), Roma, ROMAeventi, 1999, стр. 9—13 (итал.) .
  • Патриция Вероли, «Танцовщица новой Италии» (Patrizia Veroli, La danzatrice della nuova Italia ), в сборнике Baccanti e dive dell’aria. Donne danza e società 1900—1945 , Edimond, Città di Castello 2001, стр. 145—181 (итал.) .
  • Патриция Вероли, «Танец фашизма. Тела, практики, представления» (Patrizia Veroli, Dancing Fascism. Bodies, Practices, Representations ), в сборнике Discourses in Dance , том 3, выпуск 2, 2006, стр. 45—70 (англ.) .
  • от 30 декабря 2009 на Wayback Machine , материалы 1-го национального совещания от 17 мая 2011 на Wayback Machine , Музей Рима в Трастевере, 26—27 апреля, 2003 ( от 4 марта 2016 на Wayback Machine ) (итал.) .

Документальная фильмография

  • «Школа классических танцев и ритмической гимнастики Я Руская в театре „Даль Верме“» ( Scuola di danze classiche e di ginnastica ritmica di Yia Ruskaja al Teatro dal Verme ), в сборнике Stramilano presentato da Za Bum , режиссёр , ч/б, немой, 1929 , 16 минут.
  • «Девушки и танцы. Демонстрация методов преподавания Школы классических танцев Я Руская, в Милане» ( Fanciulle e danze. Dimostrazione dei metodi didattici della Scuola di danze classiche di Yia Ruskaja, in Milano ), хореограф Я Руская, режиссёры Анджело Йаннарелли и Гвидо Альбертелли, ч/б, без даты (1940—1941), 39 минут. Фильм запечатлел следующие хореографические постановки Я Руская: «Романтический XIX век» ( итал. Ottocento romantico ), «Музыкальный момент» ( итал. Momento musicale ), «Саломея» ( итал. Salomé ), «Первое любовное письмо» ( итал. Prima lettera d'amore ), «Лесное утро» ( итал. Mattinata boschereccia ).
  • «Школа искусства под руководством Я Руская» ( La scuola d’arte di Jia Ruskaja ), киножурнал «La Settimana INCOM», № 00261, 10 марта 1949 года , ч/б, звуковой, 2,5 мин. — « » от 4 февраля 2015 на Wayback Machine
  • «Я Руская. Танец как способ бытия» ( Jia Ruskaja. La danza come modo di essere ), режиссёр и хореограф Я Руская, звуковой, 1950-е годы , 25 мин.
  • (недоступная ссылка) — Об истории Академии танца, в том числе её основательнице.

Архивные источники

  • от 30 июня 2011 на Wayback Machine . Биографич. м-лы Я Руская: Gab. Pref. I, cart. 453. Корреспонденция Я Руская: .
  • Архив от 16 декабря 2021 на Wayback Machine . Программы курса Пропедевтики и курсов Воспитания в Движении (Programmi del corso di Propedeutica e dei corsi di Educazione al Movimento) — машинописные не опубликованные материалы.

Ссылки

  • от 17 мая 2011 на Wayback Machine (Итальянская Ассоциация Исследований в сфере Танца)
  • от 16 декабря 2021 на Wayback Machine

Примечания

  1. от 6 октября 2011 на Wayback Machine в Итальянской энциклопедии наук, литературы и искусств (итал.)
  2. См. на стр. 356—357 очерка от 4 марта 2016 на Wayback Machine (итал.)
  3. от 6 января 2014 на Wayback Machine (рус.) — для правильного перехода по ссылке необходимо пройти через от 16 апреля 2011 на Wayback Machine
  4. В отдельных аудио/киноматериалах (как, например, в от 4 февраля 2015 на Wayback Machine ) и обиходном произношении, встречающемся в Италии, можно услышать также и фамилию с ударением на 2-й слог: в вариантах «Йиа Руска ́я» и т. п. Это тоже необходимо считать ошибочным чтением, поскольку наиболее авторитетная Итальянская энциклопедия наук, литературы и искусств — указывает только вариант от 6 октября 2011 на Wayback Machine .
  5. от 5 марта 2016 на Wayback Machine некрополя на Тестаччо (см. подробности к захоронению 699) (итал.)
  6. от 24 августа 2009 на Wayback Machine (рус.) — для правильного перехода по ссылке необходимо пройти через от 16 апреля 2011 на Wayback Machine
  7. См. (недоступная ссылка) и второго издания в интернет-продаже (итал.) ; заглавие второго издания отличается полной формой предлога «di».
  8. См. от 30 декабря 2009 на Wayback Machine Элена Вити «Танцевальная пропедевтика в 40-х и начале 50-х годов» (итал.)
  9. Открытки и постеры, запечатлевшие «прима-балерину миланского театра „Ла Скала“ Я Руская», до сих пор заметны в коллекциях. См., например: от 4 марта 2016 на Wayback Machine , от 4 марта 2016 на Wayback Machine и от 4 марта 2016 на Wayback Machine (или ) на сервисах печати «All Posters»
  10. В первоисточнике — „классических“, однако этот термин имел иное, нежели в современной хореографии, понимание: см. раздел „ Оценки искусствоведческие и историко-политические
  11. от 6 апреля 2016 на Wayback Machine (итал.) — для правильного перехода по ссылке необходимо пройти через от 15 апреля 2011 на Wayback Machine
  12. от 22 апреля 2016 на Wayback Machine в Биографическом словаре Итальянской энциклопедии (итал.)
  13. от 21 июля 2011 на Wayback Machine на Тестаччо (см. надгробие 22а) (итал.) , (англ.)
  14. от 4 марта 2016 на Wayback Machine , опубликованная на портале от 15 апреля 2011 на Wayback Machine
  15. См., например,
  16. Написание в титрах первоисточника
Источник —

Same as Я Руская