Interested Article - Малышева, Нина Александровна

Ни́на Алекса́ндровна Ма́лышева (урождённая Си́тникова ; 1914 , Орёл 1983 ) — советский скульптор-керамист.

Биография

Нина Малышева родилась 23 октября 1914 года в Орле в купеческой семье Ситниковых . В 1925 году вместе с семьёй переехала в Москву . В начале 1930-х годов окончила школу-семилетку и поступила в школу фабрично-заводского ученичества в группу токарей по металлу. В 1933 году перешла в художественное училище памяти 1905 года . Там среди её преподавателей были С. И. Фролов, И. Ф. Рахманов и Н. П. Крымов . После окончания училища была художественным руководителем в Доме художественного воспитания детей, преподавала в школе .

Во время Великой Отечественной войны вместе с маленькой дочерью была в эвакуации в Кустанае . Там она подала заявление в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), который в тот момент находился в эвакуации в Самарканде . Вернувшись в Москву, она поначалу отдавала предпочтение занятиям живописью, но затем перешла на факультет художественной керамики МИПИДИ, который окончила в 1947 году . Живопись ей преподавал Р. Р. Фальк , а скульптуру — Н. Г. Зеленская и Е. Ф. Белашова .

После окончания института пошла работать на Дулёвский фарфоровый завод , где проработала до конца жизни. Одной из главных тем творчества Малышевой было материнство и детство. В 1949 году создала сюиту «Счастливое материнство», в которую вошли композиции «Крайний Север», «Мать-грузинка», «Мать-узбечка». Эти работы неоднократно экспонировались и выпускались заводом массовыми тиражами .

В 1950-х годах на заводе ею были созданы скульптуры «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Заблудились», «Прогулка», «Песня дружбы», «Юная балерина» и другие . Многие её произведения посвящены танцу: «Танцующая девочка-таджичка» (1952), «Уральская кадриль» (1956), «Лезгинка» (1956), «Лявониха» (1956), «Русский перепляс» (1972), «Жок» (1972). В 1960-е годы она выполнила портреты артистов балета: Майи Плисецкой в «Кармен» и «Лебедином озере», Екатерины Максимовой в «Жизели», Юрия Жданова в «Ромео и Джульетте» .

Ряд своих работ скульптор назвала зарисовками с натуры: «Московские зарисовки» (1954), «На Пушкинском бульваре» (1958), серия пляжных зарисовок (1959). Некоторые работы Нины Малышевой имеют сатирическую направленность. Например, в скульптурах «Трутни» (1961) и «На одной волне» (1966), она высмеивала стиляг .

В 1970-х годах она выполнила ряд работ по мотивам произведений А. Н. Островского : « Правда хорошо, а счастье лучше », « Гроза », « Бесприданница ». В своих скульптурах Нина Малышева большое внимание уделяла изображению лиц, причёсок и деталей одежды. Для своих статуэток она была автором не только форм, но и образцов росписи .

Нина Малышева принимала участие в городских, региональных, всесоюзных и международных выставках. В 1982 году в Москве состоялась её персональная выставка. Работы Нины Малышевой хранятся в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , Всероссийском музее декоративного искусства , Государственном музее керамики Кусково , музее Дулёвского фарфорового завода, Тверской областной картинной галерее , Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля , Луганском областном художественном музее и других музеях .

Работы

Снегурочка

Статуэтка «Снегурочка» (наиболее распространённый вариант)

Фигурку «Снегурочка» Нина Малышева изготовила в нескольких вариантах в 1950-х годах . В одном из них Снегурочка предстаёт в образе из одноимённой картины , написанной В. М. Васнецовым в 1899 году. В этой скульптуре сходство с картиной имеет костюм и поза Снегурочки, а также антураж. Как и на картине, Снегурочка одета в длинную шубу с боковыми разрезами на полах и приподнятым широким воротником. Голова также повёрнута направо, а левая рука с отставленной кистью опущена. Выражение лица задумчивое. Рядом вплотную стоит маленькая ёлочка .

В более распространённом варианте Снегурочка предстаёт в образе, сформировавшемся в СССР после появления новогодних ёлок в 1930-х годах. У неё длинная коса, правая рука приподнята. На лице Снегурочки улыбка, она словно к чему-то прислушивается. Росписи статуэток варьировались в зависимости от времени и художника. Как правило, полихромная роспись дополнялась золотом. Эти статуэтки Дулёвский фарфоровый завод продолжает изготавливать и в 2020-х годах, однако современная роспись выполняется более простым способом с использованием люстра .

Сказка о Золушке

Внешние изображения

В качестве темы оформления фарфорового футляра для часов Нина Малышева выбрала сюжет сказки « Золушка ». В композиции «Сказка о Золушке» (1971) героиня изображена убегающей с дворцового бала, потеряв золотую туфельку. Золушка бежит влево, её фигура наклонена. Её длинные волосы и складки широких юбок отлетают назад. С ней контрастирует вертикальный часовой футляр, изготовленный в виде дворцовых напольных часов. Часы декорированы объёмными лепными рокайлями . Часы и платье Золушки покрыты полихромной и золотой росписью, однако оставлено много свободного белого пространства . В работе над этой композицией Нина Малышева показала себя знатоком интерьера: футляр для часов легко найдёт себе подходящее место в квартире .

Цитаты

Нина Малышева вспоминала о своей работе на Дулёвском фарфоровом заводе :

Работали запоем. Жили поблизости. Обжиг караулили заранее, сгорая от нетерпения. Это чудесное ощущение — открыть грубый полуостывший капсель, а там — белоснежный фарфор! И не покривился, пройдя через пламень обжига в 1300 градусов! Бывало, конечно, что и кривился, да еще как… Вот тогда снова, стиснув зубы, через несколько дней (сразу невозможно) брались за работу. Снова!

Примечания

  1. . Орловский музей изобразительных искусств . Дата обращения: 2 октября 2022. 2 октября 2022 года.
  2. Насонова И. С., Насонов С. М. Советский фарфор: каталог. — М. : Локус Станди, 2007. — С. 181—182. — ISBN 978-5-94428-033-6 .
  3. Нина Александровна Малышева: Декоративная скульптура, фарфор. Каталог выставки / [Вступительная статья Е. А. Бубновой]. — М. : Советский художник, 1982.
  4. Ковалинская В. Ю. : [ 5 октября 2022 ] // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. — 2020. — Сентябрь.
Источник —

Same as Малышева, Нина Александровна