Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворе́ц Виле́йшисов ( дом Вилейшиса , лит. Vileišio rūmai ) ( Vileišių rūmai ) — ансамбль дворца литовского инженера, предпринимателя и общественного деятеля Пятраса Вилейшиса на Антоколе , ныне Институт литовской литературы и фольклора ( Antakalnio g. 6 ) с необарочными формами; памятник истории и архитектуры начала XX века , построенный в 1904 — 1906 годах по проекту виленского архитектора немецкого происхождения, представителя историзма Августа Клейна .
Комплекс построен на средства Пятраса Вилейшиса и под его наблюдением для своей семьи, при этом с возможностью проведения различного рода культурных и общественных мероприятий. Вилейшис с семьёй проживал здесь до начала Первой мировой войны .
В доме при улице располагалась типография (в подвале) и редакция и администрация (на первом этаже) газеты « Вильняус жинёс » ( „Vilniaus žinios“ ). Верхний этаж сдавался жильцам. Здесь жили литовский скульптор Рафал Яхимович ( Раполас Якимавичюс ), польский философ профессор Владислав Татаркевич . На втором этаже жилого здания у улицы в 1907 году состоялась первая литовская художественная выставка. Её организовали художники Антанас Жмуйдзинавичюс , Микалоюс Константинас Чюрлёнис и скульптор Пятрас Римша . На церемонии открытия 9 января 1907 года речь сказал Йонас Басанавичюс . На выставке впервые экспонировались картины Чюрлёниса.
Во время отъездов Вилейшисов и позднее, после смерти Пятраса Вилейшиса ( 1926 ), за дворцом присматривала унаследовавшая его дочь инженера Эляна Вилейшите-Яловяцкене ( Elena Vileišytė-Jaloveckienė ). В 1931 году она переехала в Варшаву и ансамбль продала литовскому просветительному обществу «Ритас» ( Rytas , «Утро»). В 1932 году во дворце обосновалось также Литовское научное общество ( Lietuvių mokslo draugija ) со своей библиотекой, архивом, музеем. Несколько недель в этом здании жил Йонас Басанавичюс , председатель Литовского научного общества. В 1938 году польскими властями Литовское научное общество было закрыто.
С 1941 года ансамбль перешёл в ведение Академии наук Литовской ССР , которая разместила здесь Институт литовской литературы и Институт литовского языка, с основанным в 1947 году Литературным музеем АН Литовской ССР, и Институт истории (в здании у улицы) , с 1952 года Институт литовского языка и литературы. Позднее Институт истории был переведён в здание на , 30, затем во вновь сооружённое здание на . Институт литовского языка и литературы был реорганизован в два учреждения и в настоящее время в ансамбле бывшего дворца Вилейшиса располагается Институт литовской литературы и фольклора .
Ансамбль располагается на Антоколе неподалёку от костёла Святых Петра и Павла . Он сооружён на искусственной террасе у реки Вилии (Нерис). Ансамбль составляют главный дворец в глубине участка общей площадью около 0,46 га, жилого дома при улице и вспомогательного хозяйственного здания и ограды с воротами. Юго-восточный угол террасы укрепляет стенка с балюстрадой , в западной части сооружена круглая обзорная площадка. Участок обсажен декоративными деревьями и кустами.
Столбы главных больших ворот украшены декоративными фонарями, по обеим сторонам от них и у жилого дома имеются трое ворот меньшего размера. Основную часть ограды составляет металлическая решётка с характерной для барокко орнаментикой между кирпичными оштукатуренными столбами, другая часть — стена и столбы из нештукатуреных жёлтых кирпичей.
Здания относят к числу первых, построенных в Вильнюсе с применением новых по тем временам и ещё редких материалов — бетона , цемента , железобетонных перекрытий. По свидетельствам очевидцев строительства, известь разводилась не водой , а молоком . Вместо традиционных кирпичных дымоходов смонтированы медные нержавеющие трубы. Камень для фундамента по заказу вытесан в Финляндии . Все три здания были оборудованы электричеством , водопроводом и канализацией с биологическим фильтром.
Доминанта ансамбля — главный двухэтажный дворец с полуподвальным этажом, бывшая резиденция семьи Вилейшиса. Дворец квадратный в плане с железобетонными перекрытиями. Крыша с мансардой и четырьмя куполами , крытыми свинцовыми плитами формы рыбьей чешуи . Между куполами располагаются декоративные металлические трубы. Главный и дворовый фасады оштукатурены; в центре имеют мало выступающие ризалиты , оформленные пилястрами с композитными капителями и акцентированные портиками с балконами . Вход подчёркнут пышными сенями и лестницей по обеим сторонам, террасой, огороженной полукруглой балюстрадой . Западный фасад отмечен портиком с двумя колоннами — чёрным входом для слуг. В архитектурном облике доминируют формы, имитирующие барокко , и отчасти модерна .
Жилой трёхэтажный дом при улице построен из кирпича , с железобетонными перекрытиями, в необарочном стиле; кровля жестяная. Помещения на трёх этажах коридорной системы расположены асимметрично. Главный пышный вход с улицы (ныне вход через бывшую служебную дверь со двора). Здание включено в список памятников истории республиканского значения.
Хозяйственное здание с чертами модерна построено из жёлтого кирпича, в декоре использовано дерево . Основная часть двухэтажная, пристройка в один этаж. Во времена Вилейшиса здесь располагались жилища сторожа и кучера, а также конюшня, в которой стоял фаэтон . Над конюшней действовала переплётная мастерская. Ныне в здании размещаются служебные помещения, склады и хранилища Института литовской литературы и фольклора.
Главное здание делится капитальными стенами на три части. Планы двух этажей аналогичны. Из коридора двери ведут в комнаты одинаковых размеров — бывшие кабинет хозяина и приёмную. Из небольшого вестибюля репрезентативная лестница справа ведёт на второй этаж. Рядом с вестибюлем расположены два салона, столовая и помещение для сервировки. Кухня находилась в полуподвале. Верхний этаж предназначался для отдыха .
В интерьере жилого дома преобладает декор с мотивами неоклассицизма . Большой светильник в вестибюле — подарок рабочих фабрики Вилейшиса «Вилия»; как и две подставки для цветов в том же стиле, он изготовлен из стали и железа в 1907 — 1910 годах .
Интерьер отличается декоративностью и характеризуется сочетанием элементов, присущих модерну и историзму . Перила лестниц необарочных форм.
Из оборудованных при строительстве дворца 28 богато декорированных печей сохранилось тринадцать печей различных типов с рельефными изразцами в стиле неоренессанса , неорококо , классицизма , с картушами и со скульптурными бюстами . Изразцы для печей привезены из Голландии . Наибольшую ценность представляет собой «зелёный камин», украшавший будуар Эляны Вилейшене, жены Пятраса Вилейшиса. Печь в бывшей столовой в неоренессансном стиле. Печь в гостиной с орнаментикой в стиле неорококо, украшенная изогнутыми карнизами, рельефными скульптурами и изразцами пастельных тонов.
Во дворце хранятся портреты , бюсты , барельефы литовских писателей и деятелей литовской культуры, произведения декоративно-прикладного искусства, принадлежавшие Литовскому научному обществу.