Interested Article - Шлезингер, Джон

Джон Ричард Шлезингер ( англ. John Richard Schlesinger ; 16 февраля 1926 , Лондон 25 июля 2003 , Лос-Анджелес ) — британский режиссёр театра и кино. Один из кинорежиссёров , определивших облик британского кино в послевоенный период. С 1973 года работал также в Королевском национальном театре. Командор ордена Британской империи (CBE).

Жизнь и карьера

Джон Шлезингер родился в Лондоне в еврейской семье, в которой он рос старшим из пяти детей. Его отец Бернард Эдвард Шлезингер (1896—1984), выпускник Кембриджского университета , был врачом-педиатром, служил в Медицинской службе Вооружённых сил Великобритании . Родители как отца, так и матери (Генриетты Винифред) происходили из Франкфурта-на-Майне . Его племянник — публицист .

В 1943 году Шлезингер был призван в армию, где увлёкся экспериментальным театром и развлекал сослуживцев показом фокусов. После войны изучал английскую литературу в Оксфорде . В конце 1950-х гг. снимал документальные фильмы для Би-би-си . Его документальный фильм « Конечная станция » (1961) о буднях вокзала Ватерлоо стал событием на фестивале в Венеции .

В начале 1960-х Шлезингер снял свои первые игровые фильмы — « Такого рода любовь » ( 1962 ; « Золотой медведь » Берлинского фестиваля) и « Билли-лжец » ( англ. Billy Liar , 1963 ). С этих картин началось его многолетнее сотрудничество с актёрами Аланом Бейтсом и Джули Кристи . Изображение Шлезингером будней рабочего класса на севере Англии получило восторженную оценку Британской киноакадемии . Тематически примыкает к этим фильмам экранизация романа Томаса Харди « Вдали от обезумевшей толпы » ( 1967 ).

Запечатлев культуру « свингующего Лондона » в картине « Дорогая » ( англ. Darling , 1965 ), не скрывавший своей гомосексуальности режиссёр обратился к теме однополой любви (прежде остававшейся табу ) в своих наиболее известных лентах « Полуночный ковбой » ( 1969 ) и « Воскресенье, проклятое воскресенье » ( 1971 ). Первый из этих остросоциальных фильмов принёс ему « Оскар » за лучшую режиссуру и орден Британской империи . Апатию, охватившую английское общество в начале 1970-х годов, Шлезингер тонко отразил в фильме « Воскресенье, проклятое воскресенье » ( англ. Sunday, Bloody Sunday , 1971 ), который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения после бума 1960-х годов , когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны «хоть на половину куска». Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуала и интеллигентной молодой женщины, которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов бросающего обоих и уезжающего в Америку.

В США незадолго до этого отправился и сам режиссёр, снявший там свой наиболее известный фильм « Полуночный ковбой » ( англ. Midnight Cowboy , 1969 ). Тему компенсации жизненных разочарований в тепле межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Джон Войт и Дастин Хоффман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом . Во многом благодаря Хоффману успех сопутствовал политическому триллеру « Марафонец » ( англ. Marathon Man , 1976 ). Мастерски сделанная экранизация жестокой сатиры Н. Уэста на Голливуд 1930-х годов « » ( англ. The Day Of The Locust , 1975 ) оказалась слишком академичной для кассового успеха.

С 1980-х Шлезингер снимает кино в самых различных жанрах: теледраму для Би-би-си « », 1984 ) о встрече в Москве бывшего шпиона Гая Бёрджесса из группы Кима Филби с , актрисой театра « Олд Вик », мистический триллер « » ( англ. The Believers , 1987 ); мелодраму « Мадам Сузацка » ( англ. Madame Sousatzka , 1988 ) — историю обучения и воспитания подростка-индуса эксцентричной пианисткой ( Ширли Маклейн премия « Золотой глобус », приз МКФ в Венеции за лучшую женскую роль ); триллеры « Район «Пасифик-Хайтс» » ( англ. Pacific Heights , 1990 ), « Невинный » ( англ. Innocent , 1993 ); комедию « Лучший друг » ( англ. The Next Best Thing , 2000 ) с Мадонной и Рупертом Эвереттом в главных ролях.

Последние тридцать лет жизни Шлезингер, не скрывавший своей сексуальной ориентации , прожил в калифорнийском городке Палм-Спрингс с фотографом Майклом Чайлдерсом.

В 1998 году прошёл операцию коронарного шунтирования, в декабре 2000 года перенёс инсульт. Скончался в возрасте 77 лет 24 июля 2003 года, на следующий день после выписки из палаты интенсивной терапии медицинского центра Палм-Спрингс .

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1956 кор Воскресение в парке Sunday in the Park Режиссёр
1958 1965 с Монитор Monitor Режиссёр
1961 кор Конечная станция Terminus Режиссёр
1962 ф Такого рода любовь A Kind of Loving Режиссёр
1963 ф Билли-лжец Billy Liar Режиссёр
1965 ф Дорогая Darling Режиссёр
1967 ф Вдали от обезумевшей толпы Far from the Madding Crowd Режиссёр
1969 ф Полуночный ковбой Midnight Cowboy Режиссёр
1971 ф Воскресенье, проклятое воскресенье Sunday Bloody Sunday Режиссёр
1975 ф День саранчи The Day of the Locust Режиссёр
1976 ф Марафонец Marathon Man Режиссёр
1979 ф Янки Yanks Режиссёр
1981 ф Хонки-Тонк шоссе Honky Tonk Freeway Режиссёр
1982 тф За отдельными столиками Separate Tables Режиссёр
1983 ф Англичанин за границей An Englishman Abroad Режиссёр
1984 ф Агенты Сокол и Снеговик The Falcon and the Snowman Режиссёр, продюсер
1985 2002 с Один экран Screen One Режиссёр
1987 ф Верующие The Believers Режиссёр, продюсер
1988 ф Мадам Сузацка Madame Sousatzka Режиссёр, сценарист
1990 ф Тихоокеанские высоты Pacific Heights Режиссёр
1993 ф Невинный The Innocent Режиссёр
1994 тф Неуютная ферма Cold Comfort Farm Режиссёр
1996 ф Око за око Eye for an Eye Режиссёр
1997 тф Суини Тодд The Tale of Sweeney Todd Режиссёр
2000 ф Лучший друг The Next Best Thing Режиссёр

Награды и номинации

Оскар

  • Лучший режиссёр (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучший режиссёр (1970) («Полуночный ковбой») — победа
  • Лучший режиссёр (1972) («Воскресенье, проклятое воскресенье») — номинация

BAFTA

  • Лучший короткометражный фильм (1962) («Конечная станция») — победа
  • Лучший британский фильм (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучшая режиссура (1970) («Полуночный ковбой») — победа
  • Лучшая режиссура (1972) («Воскресенье, проклятое воскресенье») — победа
  • Лучшая режиссура (1980) («Янки») — номинация
  • Лучший драматический фильм (1984) («Англичанин за границей») — победа
  • Лучший драматический фильм (1992) ( A Question of Attribution , телефильм) — победа
  • BAFTA Academy Fellowship Award (1996)

« Золотой глобус »

  • Лучший режиссёр (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучший режиссёр (1970) («Полуночный ковбой») — номинация
  • Лучший режиссёр (1977) («Марафонец») — номинация

Примечания

  1. Barson M. John Schlesinger // (англ.)
  2. John Schlesinger // — 2005.
  3. Diaries 1996–2004 // Untold Stories. — P. 335.
Источник —

Same as Шлезингер, Джон