Константиновский, Вячеслав Леонидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Константиновский дворец ( Большой Стрельнинский дворец ) — памятник архитектуры XVIII века , формирующий дворцово-парковый ансамбль в Стрельне , с 2003 года — Государственный комплекс «Дворец конгрессов» . Комплекс находится на южном берегу Финского залива на реках Стрелка и Кикенка вдоль Петергофской дороги в 19 км от центра Санкт-Петербурга .
Находится в ведомственном подчинении Управления делами Президента Российской Федерации .
Садово-дворцовый комплекс складывался в XVIII — первой половине XIX веков . До 1917 года усадьба принадлежала российской императорской фамилии. Первым её владельцем был Пётр Великий , в конце XVIII века Стрельна стала частным великокняжеским владением — в 1797 году Павел I подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу , благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.
Ещё в 1709 году царь Пётр I присмотрел место для строительства собственной парадной резиденции, способной превзойти знаменитый Версаль . 26 мая 1710 года он «изволил по плану рассматривать места палатному строению, садам и паркам». Проект, выполненный римским архитектором , оказался слишком сложным. В 1715 году были заключены договоры с известным французским архитектором Жаном-Батистом Леблоном и архитектором Бартоломео Карло Растрелли . Победителем конкурса оказался Леблон. Однако Леблон скончался в 1719 году, и проектирование продолжил итальянец Николо Микетти . Архитектурная доминанта комплекса — Константиновский дворец — по проекту Микетти была заложена 22 июня 1720 года .
Чтобы превзойти дворцово-парковые ансамбли Европы, фонтаны и сопутствующие им механизмы должны были функционировать круглые сутки в течение нескольких месяцев, поддерживая необходимый уровень воды в накопительном резервуаре. Однако внезапно возникшая проблема поставила под вопрос возведение резиденции в Стрельне: для функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до соответствующей отметки (примерно 10 метров над уровнем моря), что привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки , так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги ) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки (местами отметки опускаются даже ниже нуля относительно уровня моря).
Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства « водных фиерий » в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер-гидротехник Бурхард Миних . После смерти Петра I к 1730 году строительные работы в Стрельне окончательно прекратились.
В 1750-х годах достройку дворца поручили архитектору Бартоломео Растрелли ; во дворце были произведены перепланировки, появилась большая парадная лестница в восточном флигеле. Однако вновь работы не были завершены. В кирпичной кладке Стрельнинского дворца Растрелли использовал привезённые со стройки Рундальского дворца экземпляры кирпичей необычно больших размеров. Предполагается, что именно под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон ) граф Растрелли спроектировал трёхчастную сквозную арку со стороны главного фасада Зимнего дворца .
В 1797 году усадьба утратила статус императорского владения и повелением Павла I перешла к его сыну Константину . В 1802 году архитектор А. Н. Воронихин переделал интерьеры в античном духе. Затем, после пожара 1803 года Воронихин и Л. Руска внесли значительные конструктивные и декоративные изменения: был надстроен бельведер , в бельэтаже сооружена парадная анфилада. Богатое живописное убранство исполнили художники и Джакомо Феррари . В 1847—1851 годах, по заказу нового владельца — великого князя Константина Николаевича , была проведена Христианом Мейером и Андреем Штакеншнейдером очередная реконструкция: на фасадах появились эркеры и балконы; личные покои были отделаны в стиле эклектики. Во дворце была устроена домовая церковь.
Затем здесь проживала, в основном только летом и осенью, большая семья Константина Константиновича (известен под поэтическим псевдонимом К. Р. ), а фактическим владельцем был его брат Дмитрий Константинович с матерью, Александрой Иосифовной .
Во дворце находились личные апартаменты греческой королевы Ольги Константиновны , после убийства мужа жившей в России.
После Октябрьской революции во дворце разместилась Первая Стрельнинская школа-колония . В 1937 году в нём открылся санаторий, затем расположились курсы усовершенствования высшего и среднего начсостава ВМФ . Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль в Стрельне был почти полностью разрушен, от здания дворца оставался только каменный остов. Дворец был полностью восстановлен уже к 1950 г. В восстановлении дворца активно участвовали курсанты Арктического училища. Училище в течение 45 лет готовило гидрометерологов, аэрологов, радистов, электромехаников и судомехаников для полярных станций и торгового флота. После закрытия училища, с 1990 года дворец фактически стал бесхозным.
В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента и начались масштабные строительно-восстановительные работы. По старинным чертежам были восстановлены фасады и интерьеры дворца, парк, система каналов. В 2002 году петербургской фабрике , специализирующейся на производстве резного декора из дерева, доверили изготовление декоративных элементов для дверей и консольных столов. Основной упор в проекте реконструкции был сделан на обеспечение государственных приёмов. Гидротехники углубили русла водоемов для приёма яхт и речных судов. Были сооружены мосты и фонтаны , существовавшие ранее только в проектах. Три моста были сделаны разводными . В парке сделаны задуманные ещё Петром I фонтаны.
Консульская деревня
Недалеко от дворца на берегу Финского залива построена «консульская деревня» — 20 двухэтажных коттеджей. Возведен пятизвездочный отель «Балтийская звезда», стилизованный под старинную русскую усадьбу. Здание бывшего яхт-клуба реконструировано под пресс-центр и оснащено спутниковыми средствами связи. В бывших царских конюшнях расположился административный корпус «Дворца конгрессов».
При реконструкции вместо не сохранившейся конной скульптуры Михаила Архангела установили конную скульптуру Петра I, копию скульптуры Густава Шмидта-Касселя, установленной в Риге в память о двухсотлетии присоединения Лифляндии к России. Рижскую скульптуру восстановил предприниматель Евгений Гомберг, при восстановлении он заказал гипсовые слепки, с которых в Санкт-Петербурге в мастерской Дениса Гочияева отлили копию.
Открытие воссозданного дворца состоялось 30-31 мая 2003 года.
В июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит « большой восьмёрки », а 5-6 сентября 2013 года здесь прошел саммит G-20 . В рамках подготовки к саммиту в Стрельне были проведены:
На территории комплекса Дворца конгрессов в начале 2006 года построен новый объект — экскурсионное бюро. Комплекс является особо охраняемой территорией, его посещение возможно только в составе экскурсионных групп.
25 июля 2015 года в Константиновском дворце прошла жеребьёвка отборочного турнира чемпионата мира по футболу 2018 года .
Во взаимодействии с музеями и частными коллекционерами России и Европы Константиновский дворец пополняет свои музейные собрания. Во дворце открыто несколько экспозиций, восстановлены некоторые исторические интерьеры. Летом 2005 года коллекция музея пополнилась четырьмя картинами, поступившими в рамках возврата культурных ценностей из Германии . В 2007 году Алишер Усманов передал в дар государству приобретённую им коллекцию произведений искусства, собранную Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской .
В 2007 году было принято решение о размещении в Константиновском дворце коллекции произведений искусства, собранной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской . Коллекция была выставлена Галиной Вишневской на продажу на аукционе « Сотбис », но за день до проведения торгов приобретена предпринимателем Алишером Усмановым и передана им в дар государству .
Сначала было объявлено, что коллекция будет официально представлена в конце марта 2008 года . В апреле срок был перенесён на 12 мая . 12 мая выставка была открыта премьер-министром России Владимиром Путиным. Для широкой публики открытие выставки было перенесено «на ближайшее время» .
В экспозиции представлены 853 предмета коллекции, в том числе и восемь работ Бориса Григорьева , чье имя на родине многие годы было под запретом, несмотря на его мировую известность. Центральное место среди этих картин занимает произведение Бориса Григорьева «Лики России» из цикла «Расея», написанное в 1921 году в Париже. Бывшее собрание Ростроповича-Вишневской, ставшее самой значительной частью художественной коллекции дворца, особенно ценно тем, что в разделе живописи и графики, кроме произведений классиков русского искусства, есть и работы художников‑эмигрантов «первой волны», являющиеся редкостью даже для крупных российских музеев. .
До Константиновского дворца можно добраться на трамвае № 36 , трасса которого проходит по ОРАНЕЛ , а также на автобусах от ст. метро Автово.