Interested Article - Хромой Тимур (пьеса)

«Хромой Тимур» ( азерб. Topal Teymur / توپال تیمور ), или «Топал Теймур» пьеса , историческая драма в пяти действиях азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида , написанная в 1925 году о среднеазиатском тюркском завоевателе Тамерлане , также известном как Амир Тимур. Пьеса впервые была поставлена на сцене в Баку в 1926 году . Впервые пьеса была опубликована в том же 1926 году также в Баку издательством «Азернешр» .

В пьесе сказались рецидивы противоречий Джавида, связаных с расплывчатостью его мировоззрения . Ряд авторов отмечал, что поэт в своём произведении идеализировал феодальных завоевателей . Тамерлан был показан Джавидом не как жестокий хромой завоеватель, а как величайший полководец, объединитель тюркского мира, покровитель наук, искусств, ремёсел и торговли .

История

История создания и первой постановки

Марзия Давудова и Гамэр Топурия в пьесе

При работе над образом Амира Тимура Гусейн Джавид столкнулся с большими трудностями. Следует отметить, что в советские годы Амир Тимур преподносился как жестокий завоеватель. Было сложно осветить образ Тимура в такое время. С самого начала Джавид столкнулся с давлением властей. В 1925 году Джавид закончил драму. Авторитет Гусейна Джавида в Азербайджане был настолько высок, что драму всё-таки драму разрешили поставить на сцене под названием «Хромой Тимур». Автор, несмотря на все попытки, отказался что-то менять в драме, не дав очернить облик Амира Тимура. 15 ноября 1925 года бакинская газета « Коммунист » опубликовала информацию о том, что в Драматическом театре им. Д. Буниятзаде начались спектакли драмы «Хромой Тимур» (главный режиссёр — Александр Туганов , режиссёр — Аббас Мирза Шарифзаде ) . Таким образом, в сезоне 1925/26 годов пьеса ставилась на сцене Государственного тюркского (азербайджанского) театра им Дадаша Буният-заде режиссёром Тугановым. Первыми исполнителями ролями в пьесе были Сидги Рухулла , Аббас Мирза Шарифзаде , Марзия Давудова , Ульви Раджаб , Исмаил Идаятзаде , Мирза Ага Алиев и др. .

Но поскольку в драме Джавид показал Тимура не как злого, жестокого хромого завоевателя, а как величайшего полководца, объединителя тюркского мира, покровителя наук, искусств, ремёсел и торговли, образ Амира Тимура не вписывался в рамки советской идеологии . Советских идеологов не устраивало также и то, что другой персонаж драмы, Шейх Бухари, был показан как мудрец и высокообразованный человек. Уже 24 ноября в газете « Коммунист » некто под псевдонимом «Критик» указал, что «Хромой Тимур» написан и поставлен «с некоммунистической точки зрения, и драму надо запретить». Но несмотря на это спектакли в этом сезоне продолжались .

Дальнейшая история

Сидги Рухулла , сыгравший роль Амира Тимура в 1926 году

В 1926 году Академический театр Азербайджана вновь поставил в Баку пьесу «Хромой Тимур» Гусейна Джавида. В главной роли сыграл известный артист драматического плана Сидги Рухулла . Зрители приняли спектакль с восторгом, однако на этот раз Джавиду и руководству театра было настоятельно рекомендовано больше не ставить драму, где Амир Тимур «показан в привлекательном виде» .

В произведении чувствовали отстранённость от современности , находили националистические мотивы . М. Алекберли в 1934 году на первом всесоюзном съезде советских писателей докладывал, что в драме «идеализируется Тамерлан с его идеями объединения тюркско - татарских монгольских народов под флагом единой Туранской империи » .

Когда в 1937 году Джавид был арестован, среди многочисленных обвинений, предъявленных ему, было и обвинение в пропогандировании личности Амира Тимура. Гусейна Джавида осудили на 8 лет и отправили в сибирский лагерь , где тот и скончался .

В 1983 году драма Гусейна Джавида «Хромой Тимур» была экранизирована. Впервые после долгого перерыва азербайджанскому зрителю вновь был представлен образ полководца безо всяких клише и политических заказов. Образ Амира Тимура создал известный азербайджанский актёр драматического плана Гамлет Ханызаде .

В 2004 году турецкий исследователь Эрдоган Уйгур написал и опубликовал в Анкаре на турецком языке книгу «Литературная деятельность Гусейна Джавида и пьеса „Хромой Тимур“». В книге подробно освещено отношение Гусейна Джавида к личности Тимура, судьба драмы, а также трагичная судьба самого Джавида .

Примечания

  1. Мамед Ариф . История азербайджанской литературы. — Б. : Элм, 1971. — С. 163. — 216 с.
  2. Ф. Д. Ашнин , В. М. Алпатов , . Репрессированная тюркология. — М. : Восточная литература РАН, 2002. — С. 143. — 294 с.

    В 20-е годы Гусейн Джавид был знаменит прежде всего стихотворными трагедиями на литературные или исторические сюжеты: «Пророк» (о Мухаммеде), «Хромой Тимур». В них чувствовалась отстраненность от современности.

  3. М. М. Рзакулизаде . Азербайджанская литература / Под ред. Г. И. Ломидзе , Л. И. Тимофеева . — История советской многонациональной литературы: Наука, 1970. — Т. 1 . — С. 203 .
  4. Очерк истории азербайджанской советской литературы / Под ред. Ж. С. Кедрина, Г. Бабаева. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1963. — С. 53. — 570 с.
  5. Джавид / Под ред. Н. Л. Мещерякова . — Малая советская энциклопедия : Советская энциклопедия , 1931. — Т. 2 . — С. 842 .
  6. А. Назим . Джавид, Гусейн. — Большая биографическая энциклопедия, 2009.
  7. . Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII — начала XVIII в.). — М. : Наука, 1976. — С. 21. — 286 с.
  8. Һүсејн Ҹавид. Драм əсәрләри (азерб.) / Составитель , под ред. проф. . — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1975. — С. 545.
  9. Ахмедов С. . — газета «Эхо», 21 Апреля 2009. — № 68 . 24 сентября 2015 года.
  10. Доклад М. Алекберли о литературе Азербайджанской ССР. — Стенографический отчет. Первый всесоюзный съезд советских писателей: Советский писатель, 1934. — Т. 1 . — С. 123 .
Источник —

Same as Хромой Тимур (пьеса)