Мечети Стамбула
- 1 year ago
- 0
- 0
Полиа́рхия ( др.-греч. πολυαρχία , от поли- + др.-греч. αρχία (власть) — «многовластие, власть многих») — политическая система , основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей .
В современную политологию термин был введён в употребление в 1953 году Робертом Далем для обозначения совокупности базовых институтов , общих для либеральных демократий . Термин используется, чтобы отличать современные реализации демократии в национальных государствах как от идеала, так и от исторических разновидностей демократии в городах-государствах . Даль рассматривает полиархию как «очищенный» вариант существующих систем и приходит к выводу, что её институты необходимы (хотя, возможно, недостаточны) для достижения идеальной демократии . Модель полиархии также используется в качестве стандарта для измерения уровня демократии.
Согласно современным теориям демократии , полиархия обозначает систему, которая включает следующие семь институтов :
Полиархия предполагает наличие правового государства , в частности, наличие конституционных ограничений на исполнительную власть и обеспечение её подотчётности другими органами власти ( парламентом , судами , омбудсменами , генеральными аудиторами ) .
Главными особенностями полиархии являются возможность политической состязательности, обеспечение права на участие в политике и управление на основе коалиции . Правление осуществляется с учётом предпочтений множества различных автономных групп интересов , каждая из которых по отдельности является меньшинством. Появление этих групп вызвано тем, что каждый гражданин принадлежит кругу людей, у которых есть определённые узкие интересы, тесно связанные с их повседневной жизнью. Такое правление противоположно диктатуре , когда при выборе политического курса доминируют предпочтения одной группы.
Более того, власть при полиархии обычно распределена между независимыми по отношению друг к другу, и иногда по отношению к государству, крупными общественными структурами (правительственными агентствами, политическими партиями, профсоюзами и т. д.). Такое распределение власти нехарактерно для авторитаризма , хотя возможная при этом концентрация власти в руках независимых от государства организаций также плохо согласуется и с идеалом демократии . Важную роль играет потребность конкурирующих элит заручиться поддержкой со стороны широких групп населения. По мнению Даля, это способствует росту народного суверенитета и политического равенства, в противоположность олигархии , хотя на практике значительная часть населения проявляет пассивность и на процесс принятия решений оказывает слабое влияние .
На протяжении второй половины XX века политологи склонялись к мнению, что значительное число стран поддерживало институты полиархии, и поэтому на практике могут считаться демократическими . К таким странам относились, в частности, страны Скандинавии , Финляндия , Великобритания , США , Франция , Индия и большинство других западноевропейских или англоязычных стран, а также Япония .
Однако реализации демократии в лучшем случае представляют собой приближение к идеалу. На практике минимальные требования постоянно повышаются. При этом страна может отвечать стандарту полиархии, даже если в ней отсутствуют пропорциональное представительство, референдумы , предварительные выборы партий, социально-экономическое равенство или демократия на уровне местного самоуправления . Как отмечает Роберт Даль, идеал демократии предъявляет крайне высокие требования, и, вероятно, со временем полиархия начнёт считаться недостаточно демократичной системой.
Для стран с полиархией также характерны следующие черты :
Эти черты препятствуют концентрации власти в руках одной сплочённой группы. Однако следует отметить, что в США институты полиархии сложились ещё когда страна была преимущественно аграрной, а для современной Индии перечисленные особенности почти не свойствены .