Чемпионат мира по хоккею с шайбой 1974
- 1 year ago
- 0
- 0
Alternatim (с лат. — по очереди, попеременно) — техника «альтернативного» исполнения псалмов , библейских песней , а также строфических форм григорианского хорала , вокального или вокально-инструментального. Получила распространение в западноевропейской церковной музыке Средневековья, Возрождения и барокко.
В технике alternatim часто распевались тексты гимнов , секвенций , больших марианских антифонов (например, Salve Regina ), псалмов ( Miserere ), кантиков ( Benedictus , магнификата ), частей ординария мессы (особенно Kyrie ) .
Один стих таких молитв распевался, как обычно , монодически , а другой — в виде многоголосной обработки хорала или стандартного псалмового тона — вокально (хором или ансамблем) либо инструментально — как правило, на органе . Из практики органной импровизации на хорал развились специфические формы органной музыки — версеты и органная месса .
Типичная схема alternatim-исполнения Kyrie :
№ стиха | |
---|---|
1. | Kyrie Kyrie Kyrie |
2. | Christe Christe Christe |
3. | Kyrie Kyrie Kyrie |
Примечание к таблице . Курсивом показаны органные проигрыши вместо соответствующих стихов (либо вставки «композиторского» хорового многоголосия), прямым — стихи, распеваемые монодически.
Техника alternatim развилась из традиции антифонного распева псалмов. Наиболее ранним примером alternatim-композиции считается аллилуйя Angelus Domini из Шартрской рукописи Ms 109 (ок. 1100). Впервые рутинно в технике alternatim исполнялись большие органумы школы Нотр-Дам . Примеры alternatim-композиций в эпоху Возрождения: гимн Ave maris stella Дюфаи (многоголосно, в технике фобурдона , распеваются чётные строфы), Dies irae из реквиема Брюмеля (многоголосно распеваются нечетные строфы секвенции), 8 магнификатов Гомберта , большинство (20 из 36) месс Х. Изака , 9 «мантуанских» месс и сборник «Hymni totius anni» Палестрины , Miserere и Benedictus Джезуальдо (многоголосно распеваются нечетные стихи), органные версеты (на Kyrie , стихи магнификата и др.) А. Кабесона , знаменитое «Miserere» Г.Аллегри . В музыкальном оформлении богослужения у протестантов место григорианского хорала заняла церковная песня (см. Протестантский хорал ). Множество alternatim-композиций в эпоху барокко оставили М. Преториус и С. Шейдт .
Практикой alternatim объясняется (кажущаяся) «неполнота» средневековых и ренессансных записей церковного многоголосия (рукописных и раннепечатных): композиторы выписывали только те стихи, которые они обрабатывали (монодические распевы были и без того известны певчим).