Interested Article - Monumenta Estoniae Antiquae

Памятник создателю «Monumenta Estoniae Antiquae» Якобу Хурту в Тарту

«Monumenta Estoniae Antiquae» корпус эстонских народных песен, содержащий около 800 000 страниц рукописей 100 000 произведений в стандартном хорейном диметре . Является одним из самых крупных и значимых собраний фольклора в мире .

История

Научный интерес к эстонскому фольклору зародился в начале XIX века. В 1839 году было образовано Эстонское общество знаний ( эст. Õpetatud Eesti Selts ), которое занялось организованным сбором эстонского фольклора. При координации общества был записан эстонский эпос « Калевипоэг », работу над которым начал Фридрих Фельман , а закончил Фридрих Крейцвальд .

В 1843 году Крейцвальд высказал идею систематического сбора эстонского фольклора. Александр Неус, при поддержке Общества эстонской литературы ( эст. Eesti Kirjameeste Selts ), основанного в 1842 году, опубликовал три тома антологии эстонских песен в 1952 году. Это издание, в которое вошли 1300 песен, считается первой научной публикацией на данную тему .

В 1872 году, вскоре после того как Общество эстонской литературы возглавил Якоб Хурт , по всей Эстонии начался целенаправленный сбор фольклора. Запись и редактирование песен координировал сам Хурт, сумевший привлечь к работе около 1400 добровольцев, выступая с обращениями лично, через прессу и письма. По задумке Хурта, собранные материалы должны были выйти в шести томах под общим заглавием «Monumenta Estoniae Antiquae».

Между 1875 и 1886 годами из печати вышло два тома народных песен, объединённых общим заглавием «Vana Kannel» («Alte Harfe» на немецком , дословно «старое кантеле »). В каждый том вошли материалы, собранные в одном приходе — таким образом был установлен принцип географического и диалектного, нежели тематического, единства. «Vana Kannel I» включал в себя песни, собранные в приходе Пылва на юго-востоке Эстонии; в «Vana Kannel II» вошли песни прихода Колга-Яани в центре Эстонии. Хурт практически закончил работу над третьим томом с песнями прихода Вильянди , но сложности публикации и постоянный приток нового материала помешали его выпустить.

Между 1904 и 1907 годами, при поддержке Общества финской литературы , Хурт опубликовал в трёх томах коллекцию песен «Setukeste laulud». В него пошли материалы, собранные в области Сетумаа на юге Эстонии. В конце 1907 года Якоб Хурт умер.

В 1930-е годы Эстонский фольклорный архив возрожил первоначальный проект Хурта и выпустил III и IV тома «Vana Kannel» в 1938 и 1941 годах соответственно. Вышедшие под общей редакцией , третий том содержал песни, записанные в приходе Куусалу, четвертый — в приходе Каркси. Готовился к печати пятый том, посвящённый фольклору острова Муху , но публикации помешала Вторая мировая война . К этому моменту были опубликованы песни четырёх приходов и области Сетумаа из общего числа в 112 приходов.

В советский период проект «Monumenta Estoniae Antiquae» возобновился в середине 1950-х годов. К выпуску было запланировано 40 томов: в 1960 должен был выйти том с песнями прихода Хальяла на острове Сааремаа , затем ежегодно должен был появляться очередной том. Работу совместно выполняли Музей литературы и Тартуский университет . Однако книги не появлялись до 1985 года, когда в свет вышел «Vana Kannel V» с песнями прихода Мустьяла. «Vana Kannel VI» (приход Хальяла) увидел свет в 1989. После обретения независимости в Эстонии были опубликованы «Vana Kannel VII» (приход Кихну, 1997) и «Vana Kannel VIII» (приходы Йыхви и Ийзаку, 1999).

Примечания

  1. Puhvel, Jaan. On the fate of Monumenta Estoniae Antiquae // Journal of Baltic Studies. — 1970, 1:4.
  2. Oinas, Felix. Studies in Finnic Folklore. — 1997. — P. 22.
Источник —

Same as Monumenta Estoniae Antiquae