Interested Article - Фонтенельское аббатство

Фонтенельское аббатство или аббатство Сен-Вандриль аббатство монахов- бенедиктинцев солемской конгрегации, расположенное на севере Франции на территории коммуны Сен-Вандриль-Рансон в департаменте Приморская Сена региона Верхняя Нормандия . Долгая история одного из самых старинных во Франции аббатств (основано в 649 году ) отмечена тремя периодами крупных разграблений и разрушений: в эпоху вторжения викингов , в период религиозных войн и, наконец, после французской революции . В настоящее время здесь находится действующий бенедиктинский монастырь.

В 1862 году аббатство классифицировано как национальный исторический памятник Франции .

История аббатства

От основания до набегов викингов (649—858 годы)

Основание аббатства
Флигель на месте прежнего входа в церковь Сен-Пьер

В древности здесь находилось галло-римское владение, по территории которого протекал ручей Фонтенель и на нём работала мельница . 4 марта 638 года владение было передано королю франков Дагоберту I , а 1 марта 650 года король Хлодвиг II передал монахам все права собственности на эти земли.

В 649 году святой Вандриль основал здесь аббатство и дал ему имя Фонтенель (от латинского Fontanella ) по имени протекавшего по его территории ручья. С 650 по 668 годы святой Вандриль с монахами возвели ряд построек и пять церквей (Сен-Пьер, Сен-Поль, Сен-Лоран, Сен-Аманд, Сен-Сатюрнен); построили библиотеку, где хранили привезённые из Рима труды папы Григория I , а также устав святого Коломбана . Следующий настоятель аббатства в период с 678 по 690 годы построил приют для двенадцати нищих и шестнадцати больных. В 704 году король франков Хильдеберт Приёмный подарил аббатству земли Опек . В 787 году, по распоряжению короля Карла Великого , настоятель соседнего Жюмьежского аббатства Ландри и граф Руана Ричард подарили аббатству полиптих , в наше время утраченный. С 787 года в течение 18 лет пост настоятеля аббатства занимал Гервольд , получивший от Карла Великого новые важные полномочия. Он реконструировал систему отопления, монастырские кухни, лазарет и несколько других частей монастыря. В это время Фонтенельское аббатство стало в Руанских землях третьим аббатством, после аббатства Сент-Уэна и .

Ансегиз Фонтенельский, ставший аббатом в 823 году, осуществил крупные строительные работы. Он построил «общую спальню длиной 208 шагов и шириной 27 шагов»; в центре этого дортуара имелась выступающая комната с расписным потолком, пол которой был искусно вымощен камнем. Он также распорядился расписать стены трапезной , для чего пригласил из Камбре известного художника. Окна остеклили, а все обшивки стен выполнили из дуба. Трапезная занимала только часть вновь построенного здания; другая часть использовалась под кладовую.

Он также построил здание, известное как «La Grande Maison», где находилось жилое помещение с камином; его удалось вписать между трапезной и спальней. Поскольку, согласно хроникам, эти две постройки примыкали к северной стороне церкви, можно легко представить план аббатства той эпохи. Это был квадратный двор, к которому с юга примыкала церковь, с востока — дортуар, с запада — трапезная, а с севера — крупное здание неизвестного назначения.

Вероятно, западнее находился ещё один двор, окружённый складами и прочими вспомогательными помещениями. По информации из « Фонтенельской хроники » вдоль строений внутри двора по распоряжению Ансегиза были устроены крытые галереи, кровля которых опиралась на пилястры . Со стороны церкви во дворе был клуатр , при строительстве которого Ансегиз не забыл про библиотеку, примыкавшую к трапезной. В аббатстве возле апсиды церкви находился зал совещаний, который позже стал залом капитула .

В грамоте короля Карла II Лысого от 21 марта 854 года указывалось, что в собственности монахов Фонтенеля находились ( Ивелин ), Шосси ( Валь-д’Уаз ), часть современной коммуны , а также Маркусси в Эсоне .

Набеги викингов

В ходе первого набега северных грабителей в 842 году был сожжён Жюмьеж и его окрестности, но Фонтенельское аббатство уцелело, поскольку его настоятель, святой Фульк, договорился с разбойниками о выплате выкупа. Один из преемников Фулька, Луи дю Мэн, выплачивал дань ещё дважды . Весной 862 года викинги пришли в четвёртый раз; на этот раз монахи сбежали вместе со всеми святынями, и викинги разграбили и разрушили аббатство . В том же году монахи нашли убежище в Булони , а затем, в 885 году, в Шартре . В дальнейшем они вернулись в Булонь, а останки святого Вандриля и святого Ансберта передали в аббатство Святого Петра в Генте , где они хранились до 944 года.

От восстановления аббатства до гугенотских грабежей (858—1566)

Около 960 года герцог Нормандии Ричард I поддержал возвращение монахов, во главе которых был Жерар из Брона . Герцог Роберт Дьявол выпустил хартию, по которой захваченное имущество возвращалось законным владельцам. Начиная с 960 года аббатством управлял Мейнард I, который в 966 году основал известное и стал его первым настоятелем. В первой половине XI века от удара молнии была разрушена часть базилики Сен-Пьер , которую затем перестроили в обновлённом стиле. Именно в ходе этих работ в 1027 году обнаружили 9 захоронений, в том числе два пустых, где прежде были погребены святой Вандриль и святой Ансберт. Около 1040 года настоятель отправил группу монахов обживать аббатство в Прео, а в 1050 году аббатство внесло свой вклад в основание аббатства Грестен. Привилегии аббатства и его владения были подтверждены в 1145 году папой Иннокентием II , а в 1164 году папой Евгением III . В середине XIII века часть аббатства сгорела при пожаре. Для восстановления аббатства папа Иннокентий IV и архиепископ Руана Эд Риго прибегли к выпуску индульгенций.

В первую очередь перестроили готические хоры и трансепт . При следующем настоятеле возвели неф и колокольню , соорудили три травеи , а также клуатр . В 1342 году после смерти аббата работы по восстановлению церкви Сен-Поль существенно замедлились, и были завершены только около 1370 года. Вскоре после этого папа римский Бонифаций IX пожаловал аббатству привилегию митры и понтификалии. Монахи во второй раз покинули аббатство в эпоху Столетней войны ; они нашли приют в Руанском хостеле. В 1483 году архиепископ Лиона и Бордо Андре д’Эпине продал аббатство на открытых торгах. После этого настоятели стали избираться. В 1523 году аббатством завладел Клод де Пуатье, после чего настоятель уже не избирался, а назначался.

В период французских религиозных войн в мае 1562 года протестанты и их сторонники разграбили аббатство. В 1566 году осквернили останки святого Вандриля и святого Вульфрама, а также разрушили часть аббатства.

От восстановления аббатства до Французской революции (1566—1790)

Тимпан с гербом аббатства над вратами, ведущими в часть монастыря, доступную только монахам

После набегов гугенотов аббатство пришло в упадок. В то время аббатство находилось во владении рода Нёвиль . В 1631 году из-за отсутствия должного ухода обрушилась колокольня, построенная в 1331 году; при обрушении пострадала часть кровли аббатства. Восстановлением аббатства занялся настоятель Фердинанд де Нёвиль-Вильруа, епископ Сен-Мало. Именно он способствовал проведению мавринистской реформы .

В 1636 году при содействии 18 монахов из Жюмьежского аббатства в бенедиктинском Фонтенеле провели мавринистскую реформу. После 1635 года отремонтировали хоры, а в 1647 году реконструировали клуатр и его башню, а также опоры и аркбутаны нефа, купол которого был призван заменить башню в средокрестии трансепта. В период между 1678 и 1684 годами в аббатстве построили зал капитула и общежитие, которые сохранились в настоящее время.

В 1789 году аббатство было конфисковано у Церкви на основании декрета Учредительного собрания от 2 ноября 1789 года и объявлено национальным имуществом . Декретом от 13 февраля 1790 года во Франции запретили монашеское послушание и ликвидировали монашеские религиозные ордены, за исключением тех, которые занимались общим образованием или содержали дома милосердия. В конце 1790 года монахи Сен-Вандриля были вынуждены покинуть аббатство. Один из монахов, Луи-Франсуа Лебрюн принял мученическую смерть в Рошфоре за отказ принять пост в новой Конституциональной церкви. Папа римский Иоанн Павел II беатифицировал его 1 октября 1995 года на площади Святого Петра в Риме.

17 января 1792 года государство продало аббатство за 100 000 франков ассигнациями гражданину Сиприену Ленуару. Церковь аббатства послужила каменоломней и её разобрали.

В 1826 году, в период Реставрации , аббатство посетил французский художник Эсташ Гиацинт Ланглуа . Благодаря возрождению во Франции интереса к готическому стилю, в том же году аббатство Сен-Вандриль посетила герцогиня Беррийская , мать наследника французского престола, а затем и писатель Виктор Гюго .

В 1863 году аббатство купила семья Стекпул; они попытались начать восстановительные работы.

Реставрация в XIX—XXI веках

В конце XIX века архиепископ Руанский кардинал Леон Тома, мечтавший о возрождении «святой Фонтенельской обители», способствовал продаже аббатства некоммерческому партнёрству и пригласил сюда монахов из аббатства Лигюже , принадлежавших солемской конгрегации. Таким образом, 13 февраля 1894 года в Сен-Вандриль вернулись бенедиктинцы.

Однако, уже в эпоху Третьей республики по закону 1 июля 1901 года конгрегации во Франции подверглись особой практике правоприменения и были вынуждены получать индивидуальные разрешения на продолжение деятельности. Посчитав это невозможным, множество конгрегаций покинули Францию. Монахи Сен-Вандриля покинули аббатство 29 сентября 1901 года и перебрались в приорство возле бельгийского городка Эрбёмон .

В этот период своей истории аббатство снова стало частным владением. На этот раз бельгийского писателя Мориса Метерлинка . В большой трапезной были устроены сценические подмостки, на которых играла Жоржетта Леблан .

Монахи вернулись из ссылки 26 января 1931 года и в аббатстве возобновилась размеренная монашеская жизнь.

17 июня 1940 года монастырь разграбили войска вермахта , не тронув при этом молельню, ризницу и библиотеку. В ночь на 10 августа 1944 года войска союзнических сил повредили западное крыло монастыря, построенное в XVII веке; они разрушили третий этаж крыла и лестницу Сен-Жак, а также повредили кровлю других построек.

В 1955 году аббатство приняло в своих стенах первый всеобщий капитул ордена рыцарей Богородицы .

В 1969 году в аббатство перевезли большой амбар сбора десятины , датированный XIII—XV веками, стоявший прежде на хуторе в коммуне Ла Невиль-дю-Боск в департаменте Эр . Его восстановили по чертежам архитектора Марион Турнон-Бранли, и сделали новой монастырской церковью.

С 1947 года до своей кончины здесь жил выдающийся медиевист, исследователь григорианского хорала Рене Эсбер . В конце своей жизни, с 1983 по 1991 год в аббатстве жил аббат Пьер , который похоронен неподалёку, в деревушке Эствиль.

Постройки

Готический клуатр

Клуатр аббатства Сен-Вандриль; позади слева — большая трапезная

Этот клуатр является единственным полным клуатром готического стиля в верхней Нормандии . Его построили на месте двух прежних клуатров, один из которых был построен святым Вандрилем , а другой — Мейнардом I. Настоящий клуатр датируется самым началом XIV века, по возрасту своей самой старой части, южной галереи, которая опирается на неф церкви. Насчитывается 7 пролётов с изогнутыми арками (прежде они были закрыты витражами XVII века).

Стрельчатый свод клуатра занимательно декорирован. Замковые камни украшены гербом аббатства, гербом аббата Жана де Брамто и группой из 6 персонажей. Восточная, западная и северная галереи более низкие и датируются периодом поздней готики (1410—1530). Дверь ризницы выходит в помещение галереи.

Большая трапезная

Эта наиболее древняя постройка аббатства имеет длину 33 метра и ширину 9 метров. Период её возведения восходит к 1027 году. Именно тогда была построена её стена, примыкающая к клуатру. Восточная стена была построена в конце XII века, а в XIV веке на её месте построили стену с семью окнами. Трапезная покрыта высоким деревянным стрельчатым сводом XVI века. В настоящее время зал также служит трапезной для монахов, у которых все приёмы пищи подвергнуты «традиции молчания», впрочем, как и все работы в аббатстве без исключения.

Монастырская церковь Сен-Пьер

Готический проём у рукава трансепта

Готические хоры насчитывают шесть пролётов и завершаются апсидой . Аркада опирается на цилиндрические столбы, что напоминает устройство хоров Руанского собора . Вход в хоры прикрывала алтарная перегородка, разрушенная в 1631 году; на её месте в 1672 году возвели другую перегородку, украшенную скульптурами. Окружавший хоры деамбулаторий был соединён с 17 часовнями, четырёхугольными и пятиугольными, подобно монастырской церкви в Фекане . В наше время от хоров осталось только несколько фрагментов стен и следы на почве. Фонарная башня церкви, согласно нормандской традиции, поднималась на высоту 75 метров в средокрестии храма, однако её обрушили в годы религиозных войн .

В наше время сохранилась часть одного из рукавов трансепта, где можно увидеть его готическую аркатуру . Стены нефа на стороне клуатра уцелели и на них можно увидеть следы бомбёжки времён Второй мировой войны .

Новая церковь

Эта церковь сменила старую готическую церковь, пострадавшую настолько сильно, что восстановить её оказалось невозможно. Доступ в часть церкви открыт широкой публике.

Это здание изначально выполняло роль амбара для сбора подати и находилось неподалёку в Эре. Здание выполнено из кремнистого камня, его поддерживают контрфорсы из канского камня (белый известняк), а черепичная кровля пришла на смену прежней соломенной. Возле боковых ворот, поначалу предназначенных для пешеходов и телег, монахи построили часовню Святого Причастия . В торце здания открыли два портика, через которые можно войти в новую церковь.

Естественное освещение внутри церкви очень слабо, даже несмотря на пробивку нескольких новых окон. Несущие конструкции, датированные XV веком, выполнены из дуба; на балконе слева установлен современный орган . Стены оставлены белыми, отопление укрыто в полу. Специальный канат разделяет часть здания, куда позволен доступ обычной публике (неф), от той части, где могут находиться только монахи (хоры и деамбулаторий). Слева от деамбулатория к стене прикреплён современный реликварий , в котором находится череп святого Вандриля , возвращённый из Бельгии в день освящения этой новой церкви.

Часовня Сен-Сатюрнен

Мужская гостиница аббатства соседствует с входом для публики

По некоторым мнениям возраст часовни Сен-Сатюрнен восходит к эпохе святого Вандриля. Однако постройка датирована концом X века или началом XI века, поскольку здание в плане здание имеет три полукруглые апсиды, а остатки старинных капителей позволяют предположить, что строительство велось на фундаменте эпохи Каролингов .

Монастырские строения XVII—XVIII веков

Эти постройки существуют благодаря монахам- мавристам , которые перестроили их в своем классическом мавристском стиле в период между 1640 и 1685 годами, сочетая различные работы в нескольких просторных и высоких зданиях, симметричных и прямолинейных. Имея большие окна, величественные фасады, высокую кровлю с люкарнами , но напрочь лишённые избыточного декора, они одновременно отражают величие эпохи, известной как « великий век », и строгость монахов-мавристов. Длинный фасад западного здания продолжен павильоном Милости , существовавшим 80 лет. В этом здании находится библиотека монастыря.

Вспомогательные постройки

Вход, доступный для монахов, и общий вход в магазин, устроенный в конюшне готического стиля

Длинное здание в глубине территории аббатства служило конюшней и амбаром. Сейчас в его готической части XIV века устроен книжный магазин аббатства, куда обычная публика может попасть через специально устроенный вход. На втором этаже находятся мастерские и офис «Fontenelle Microcopie», где продаются бытовые средства для ухода и продукция издательства Fontenelle . Правая часть этой постройки реконструирована в 1699 году в классическом стиле; в наше время здесь расположены различные мастерские .

Трудовая деятельность монахов

В магазине аббатства монахи продают товары собственного производства (воск для мебели, средства ухода, мёд, пищевые продукты), а также прочие товары других общин. Вот уже более 65 лет в аббатстве производят средства бытовой химии, предназначенные для чистки полов и кухонь, дезинфекции и стирки белья.

Открыв издательство Édition de Fontenelle , аббатство переиздаёт старинные книги и печатает новые издания небольшим тиражом. Также монахи занимаются восстановлением и консервацией картин и других художественных произведений.

Начиная с 1971 года в аббатстве открыта мастерская Fontenelle Microcopie , где монахи занимаются микрокопированием и микрофильмированием . Эта деятельность в настоящее время является существенной статьёй доходов аббатства.

Примечания

  1. Юрий Коваленко. . — Известия, 1991. — P. 294. — 381 p. 7 апреля 2014 года.
  2. . Дата обращения: 6 апреля 2014. 13 апреля 2014 года.
  3. Revue de l'Abbaye Saint-Wandrille de Fontenelle. — № 3 . — С. 14-15 .
  4. Территория современной коммуны Ле Пек
  5. Эсташ Гиацинт Ланглуа . . — 1827. 7 апреля 2014 года.
  6. Аббатство ликвидировано в 1796 году. Его монастырская церковь сейчас является приходской церковью Святого Петра в Генте.
  7. Дэвид Дуглас. . — Litres, 2013. — 528 p. — ISBN 9785457030404 . 7 апреля 2014 года.
  8. Александр Бенуа . . — Рипол Классик, 1980. — P. 219. — ISBN 9785517954732 . 7 апреля 2014 года.
  9. Marcel Aubert. Mont-Saint-Michel.
  10. По информации на веб-сайте аббатства.

Литература

  • Joseph Daoust. L'Abbaye de Saint-Wandrille . — Ренн: Ouest-France, 1987.
  • L'Abbaye Saint-Wandrille de Fontenelle . — Saint-Wandrille-Rançon: éditions de Fontenelle, 1989.

Ссылки

Источник —

Same as Фонтенельское аббатство