Штойбен, Фридрих Вильгельм фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф ( нем. Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff ; 18 мая 1736 , Дрезден , Саксония — 9 марта 1800 , Дессау , Саксония-Анхальт ) — немецкий архитектор, теоретик архитектуры, представитель раннего классицизма . Работал в Потсдаме, в парке Сан-Суси. Его наиболее значительные постройки расположены в парках Дессау-Вёрлиц , внесённых в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Барон Ф. В. фон Эрдмансдорф родился в семье саксонского придворного, чиновника избирательного суда, барона Эрнста Фердинанда фон Эрдмансдорфа и Генриетты Маргарет фон Хесслер. После начального образования в Лейпциге учился в Придворной академии (Ritterakademie) в Дрездене (1750—1754), затем — в Виттенбергском университете (1754—1757) .
В Виттенберге молодой архитектор познакомился с князем (позднее — герцогом) Фридрихом Францем фон Ангальт-Дессау , с которым был дружен всю жизнь. В 1758 году Эрдмансдорф поступил к князю на службу. Целью Франца фон Ангальт-Дессау , одного из наиболее последовательных сторонников Просвещения в Германии , было создание архитектурной и парковой гармонии, основанной на идеях классицизма , воплотить которую в жизнь он и поручил своему другу Эрдмансдорфу. Принц Франц преследовал цель превратить свои земли в единое садовое королевство. Помимо благоустройства ландшафта, должны быть построены и доступны для всех жителей, независимо от их социального статуса, загородные дома различной архитектуры, основанной на традициях античности.
Между 1761 и 1775 годами Эрдмансдорф совершил поездки в Италию , Голландию , Англию , Францию , Швейцарию . Большое влияние на него оказало творчество архитекторов английского классицизма, братьев Роберта и Джеймса Адама , а также Уильяма Чеймберс . В Риме Эрдмансдорф познакомился с археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом и архитектором Шарлем-Луи Клериссо , был впечатлён фантазией Джованни Баттиста Пиранези .
В 1781 году Эрдмансдорф женился на Вильгельмине фон Ахлимб, дочери прусского полковника Иоахима Вильгельма фон Ахлимба (1701—1763). С ней у него было две дочери.
В 1786 году Эрдмансдорфа вызвал прусский король Фридрих Вильгельм II , и он до 1789 года работал в Берлине и Потсдаме . Занимался перестройкой в стиле классицизма интерьеров Берлинского и Потсдамского дворцов. С 1786 года Эрдмансдорф — почётный член берлинской «Королевской Академии искусств и механических наук» (Königlichen Akademie der Künste und mechanischen Wissenschaften) .
В 1789—1790 годах Эрдмансдорф снова путешествовал по Италии. В Риме он познакомился с живописцами Ангеликой Кауфман и Якобом Филиппом Хаккертом , а также со скульпторами Александром Триппелем , Антонио Кановой и Бартоломео Кавачеппи . После возвращения в 1791 году предпринял совместно с князем Францем фон Анхальт-Дессау поездку по средней и южной Германии с остановками при дворах в Готе , Касселе и Карлсруэ .
В 1796 году Эрдманнсдорф взял на себя художественное руководство мастерскими «Халкографического общества» (Chalkographische Gesellschaft), любителей гравюры на меди, основанного в Дессау в 1795 году с целью популяризации художественных произведений в репродукционной гравюре.
Ф. В. фон Эрдмансдорф был масоном . В 1759 году в Лейпциге он был принят в масонскую ложу «Минервы трёх пальм» (Freimaurerloge Minerva zu den drei Palmen) .
Барон Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф скончался 9 марта 1800 года в Дессау в возрасте шестидесяти четырёх лет. Его могила находится на Первом историческом кладбище (Historischer Friedhof I) в Дессау. Самым известным учеником Эрдмансдорфа был Фридрих Давид Жилли , будущий учитель Карла Фридриха Шинкеля .
Эрдмансдорф никогда не занимал официальной должности в администрации или правительстве герцогства Ангальт-Дессау или иного государства. Свою работу в качестве мастера-строителя и влияние на современное искусство он осуществлял исключительно благодаря дружбе с герцогом. Он никогда не преподавал формально, но своим творчеством оказывал большое влияние на художников-классицистов, в том числе в Пруссии, таких как Фридрих Жилли , Карл Готтгард Лангганс и Готфрид Шадов , поскольку они работали по его эскизам в Берлине.
На творчество Эрдмансдорфа помимо Италии особенно повлияло искусство и культура Англии. Архитектура английского палладианства прослеживается в относительно поздних проектах Эрдмансдорфа. В палладианском стиле он создал, среди прочего, Замок Вёрлиц (1769—1773), одно из ранних классицистических дворцовых сооружений на европейском континенте, Дворцовый театр (1777) и Замок Георгиум (ок. 1780) в Дессау .
Помимо классицистических построек в духе времени по его планам созданы здания в неоготическом стиле , которым увлекался герцог Франц. В «Готическом доме» в Вёрлице Эрдмансдорф также реализовал впечатления, полученные от поездки в Англию.