Каширина, Татьяна Юрьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татьяна Юрьевна (по сцене — Таня ) Леско́ва (род. 6 декабря 1922 , Париж ) — артистка балета, педагог и хореограф, специалист по восстановлению балетов Леонида Мясина . Наравне с и стояла у истоков зарождения балетной школы в Бразилии , внесла огромный вклад в становление и развитие бразильского балета .
Дочь манекенщицы (урожд. баронессы Медем ) и дипломата Юрия Лескова, единственная правнучка русского писателя Николая Лескова , по жене писателя Екатерине Степановне Бубновой (Савицкой) — 5-правнучка киевского архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского .
Отец Татьяны, Юрий Лесков , родился в 1892 году в Санкт-Петербурге, в семье Андрея Николаевича Лескова , сына писателя , и его супруги Ольги . После окончания Императорского Александровского лицея служил поручиком Нижегородского драгунского полка , участвовал в Первой мировой войне, затем работал в Министерстве иностранных дел. Незадолго до революции женился на дочери барона Н. В. Медем , вскоре после чего получил назначение на дипломатический пост сначала в Сербию, а затем в Великобританию.
После революции родители Татьяны безуспешно пытались вернуться в Россию через Константинополь. Вернувшись в Англию, они сели на ледокол, направляющийся в Мурманск (со слов самой Татьяны, корабль должен был забрать из России членов императорской семьи, однако приказ был отозван премьер-министром Великобритании Ллойд Джорджем ). Полгода спустя, так и не зайдя в российский порт, ледокол вернулся в Осло, откуда Лесковы через некоторое время отплыли в Италию. В 1922 году супруги переехали из Венеции в Париж, где у них вскоре родилась дочь. Юрий, знавший несколько языков, начал работать переводчиком, Елена же устроилась манекенщицей в модный дом Эльзы Скиапарелли . Вскоре после этого родители расстались.
Татьяна училась в школе для девочек княгини Палей , находившейся под Парижем, в . В возрасте девяти лет она потеряла мать, умершую от туберкулёза. Сама Татьяна в детстве была физически слабым и болезненным ребёнком. В пять лет её отсылали поправлять здоровье горным воздухом в Пиренеи, затем доктор посоветовал ребёнку заняться гимнастикой. Так как её отец был заядлый , а бабушка работала аккомпаниатором в балетной школе Л. Р. Нестеровской, было решено, что девочка начнёт заниматься балетом. В 1932 году её показали Любови Егоровой , которая не занималась с маленькими детьми, а потому посоветовала . Освоив у него азы классического танца, Татьяна вернулась к Егоровой, у которой занималась до четырнадцати лет и к которой потом, уже будучи солисткой, неоднократно обращалась за помощью. Во время войны вместе с Шовире , Жанмер и занималась у Бориса Князева . Как танцовщица обладала сильной техникой и хорошим прыжком.
В 1937—1938 годах Татьяна стажировалась в балетной труппе театра Опера-Комик , которой руководил . Одновременно в 1937—1939 годах танцевала в труппе « Балет юности », созданной Егоровой для своих учеников. По приглашению Жан-Луи Водойе танцевала на сцене Комеди-Франсэз в прологе постановки Мольера. В 1939 году участвовала в вечере, данном в память 10-летия со дня смерти Сергея Дягилева в Тюильри , в (« Сильфиды », Юноша — Серж Лифарь ). В том же году была принята в состав Оригинального русского балета полковника де Базиля : Сергей Григорьев и Любовь Чернышёва отобрали её и на уроке у Егоровой. Готовила партии с репетиторами труппы , и . Исполняя сольные партии в балетах Михаила Фокина , репетировала с самим балетмейстером.
Танцевала в составе труппы до 1945 года, выступала с ней в Великобритании (май—июль 1939), Австралии (куда отплыли в ноябре 1939), затем в США (Лос-Анджелес и Сан-Франциско). В 1941 году дальнейшие гастроли были сорваны: во время поездки на Кубу восемнадцать танцовщиков во главе с Альберто Алонсо объявили забастовку и покинули труппу, уехав в Нью-Йорк. Остальные артисты «Русских балетов» остались без средств к существованию: в Гаване было дано всего два представления, после чего театр разорвал контракт — для исполнения спектаклей не хватало кордебалета.
Танцовщики полгода жили на острове, подрабатывая, кто как мог (организатор поездки Сол Юрок отказался выплачивать жалование артистам, которые, имея нансоновские паспорта , не могли ни вернуться домой, в охваченную войной Европу, ни уехать по следующему контракту в Южную Америку, так как труппа развалилась). Татьяна в составе небольшой группы, организованной Давидом Лишиным , ездила с выступлениями по острову, танцевала поставленные им «африканские танцы» в ночном клубе «Тропикана».
Когда де Базиль смог заключить контракты на выступления в Детройте и затем в Канаде, Мексике, Аргентине и Бразилии, его труппа, лишившаяся таких звёзд, как Баронова , Туманова и Рябушинская , продолжил своё турне с составом молодых солистов , в число которых вошла и Татьяна.
Будучи в Буэнос-Айресе, хотела перейти в театр Колон для того, чтобы иметь возможность работать с Баланчиным — однако не смогла этого сделать по причине своего несовершеннолетия. В 1945 году в Рио-де-Жанейро Татьяне и её подруге был предложен выгодный контракт на четыре месяца с казино « Копакобана », имевшее свой театр и собственного хореографа. Так как де Базиль отказался предоставить им отпуск, они обе оставили труппу. Хороший гонорар дал возможность Волковой открыть балетную школу. Вскоре, решив выйти замуж за австралийца и покинуть Рио-де-Жанейро, она передала школу Лесковой.
В 1948 году Татьяна, как и многие другие танцовщики своего времени, организовывала собственную небольшую труппу. В 1950 году стала солисткой Оперного театра Рио-де-Жанейро , затем возглавила его балетную труппу; работала с ней над постановками балетов из классического репертуара, в 1952 году основала при театре балетную школу. Приглашала в Рио-де-Жанейро для постановок своих коллег по «Русским балетам»: закончив танцевать, для неё сделала несколько танцев Нини Тейладе , ставили свои балеты Жорж Скибин , , , дважды приезжал Леонид Мясин .
В конце 1960 года, будучи в отпуске в Париже, встретилась там с Мясиным, который пригласил Татьяну стать его ассистенткой при подготовке к V в , художественным руководителем которого он был. В период с марта по август следующего года Мясин при помощи Татьяны возобновил свои балеты « Прекрасный Дунай » и « Хореартиум », « Шехеразаду » Фокина, а также поставил три новых балета, в которых балерина участвовала и как исполнитель.
Позднее Лескова стала признанным специалистом по восстановлению балетов Мясина (которые также возобновлял его сын , хотя его работа подвергалась серьёзной критике со стороны артистов, работавших с Мясиным). Возобновила такие балеты хореографа, как « Предзнаменования » ( Парижская опера , по приглашению Рудольфа Нуриева , 1989 ), «Хореартиум», «Прекрасный Дунай».
В 1985—1990 годах по приглашению балерины Ольги Лепешинской приезжала в Москву, в Большой театр . В 2001 и 2003 годах посетила в Орле дом-музей своего прадедушки, Николая Лескова . Передала музею семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.
В январе 2022 года Татьяна Лескова была награждена медалью «Риу-Бранку» Министерства иностранных дел Бразилии за весомый вклад в развитие балета и танцевального искусства в республике. Церемония прошла во дворце представительства внешнеполитического ведомства в Рио-де-Жанейро. Указ о награждении Лесковой был подписан в ноябре 2021 года президентом Бразилии .
6 декабря 2022 года удостоилась поздравления со столетием на первой странице главной бразильской газеты «О глобо»
18 ноября в петербургском кинотеатре «Англетер» прошла премьера документального фильма «Донна Таня», снятого российской съёмочной группы в Бразилии по сценарию .
М. Мейлах. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет.. — М. : Новое литературное обозрение, 2008. — С. 107—116. — 768 с. — ISBN 978-5-86793-629-7 .