Interested Article - Юпитер и Фетида
- 2021-05-14
- 1
«Юпитер и Фетида» ( фр. Jupiter et Thétis ) — картина Жана Огюста Доминика Энгра , французского художника, созданная в 1811 году и ныне хранящаяся в Музее Гране, в Экс-ан-Провансе (Франция). Написанная, когда художнику был ещё 31 год, эта работа резко и демонстративно противопоставляет величие и мощь рождённого в облаках олимпийского мужского божества миниатюрной и полуобнажённой нимфе . Сюжет для картины Энгр заимствована из эпизода « Илиады » Гомера , в котором морская нимфа Фетида умоляет Юпитера вмешаться и улучшить судьбу её сына Ахилла , который в это время был участником Троянской войны .
Стиль и сюжет
Картина отображает традиции как классического, так и неоклассического искусства, особенно отмеченного в её грандиозном масштабе: 324 на 260 см . Энгр создал в ней множество визуальных контрастов между богом и скользящей по нему нимфой: Юпитер показан лицом к зрителю, широко раскинувшим по полотну руки и ноги, а цвет его одежды и плоти перекликается с цветом мрамора у его ног. Напротив, Фетида изображена в чувственных изгибах и в мольбе к жестокому богу, держащему судьбу её сына в своих руках. Правая рука Фетиды ложится на бедро Юпитера с намёком на эротическую ласку, в то время как её темно-зелёное платье подчёркивает ужас и плохое предчувствие, усиленное голым пейзажем позади. Её одежда подтянута к нижней части бедра и, кажется, вот-вот спадёт. Центральным элементом композиции служит левая рука Фетиды, вытянутая вертикально вверх и пытающаяся погладить бороду бога .
Поза Юпитера тесно связана со знаменитой хрисоэлефантинной скульптурой , статуей Зевса в Олимпии , одним из Семи чудес Древнего мира . Она была сделана древнегреческим скульптором Фидием около 432 года до н. э. и разрушена в древности, но поза бога осталась известной благодаря монетам и небольшим копиям. В картине его поза перевёрнута справа налево, а его левая рука оказывается выше, чем у статуи, которая держала статую Ники .
«Юпитер и Фетида» были написаны в соответствии с обязательствами художника перед Французской академией в Риме , и хотя её надменный тон верно отражал патриархальный уклон режима Наполеона I посредством контраста между мужской властью и женским раболепием , картина обычно рассматривается как неприятие подобных ценностей . Энгр высоко ценил эту картину, и в какой-то мере она сочетала в себе значимые мотивы его творчества: сладострастие женского характера и властную строгость мужского божества .
Энгр держал «Юпитера и Фетиду» в своей мастерской до 1834 года, когда она была приобретена государством. В 1848 году он сделал единственную карандашную копию картины . Полотно было впервые выставлено на Парижском салоне 1811 года , в то время, когда внимание Энгра к линии в сочетании с его пренебрежением к анатомической достоверности еще не снискало благосклонности критиков.
Примечания
- ↑ Rosenblum, 72
- Kimmelman, Michael. « ». International Herald Tribune , 31 марта 2006.
- ↑ Boime, Albert. Art in an Age of Bonapartism, 1800—1815 . Chicago: Chicago University Press, 1993. 206—207. ISBN 0-226-06336-4
- Symmons, Sarah. «J. A. D. Ingres: The Apotheosis of Flaxman». The Burlington Magazine , Volume 121, Number 920. 1979. 721—731
Источники
- Rosenblum, Robert. Ingres . London: Harry N. Abrams, 1990. ISBN 0-300-08653-9
Литература
- (англ.) . — New York; Detroit: The Metropolitan Museum of Art; The Detroit Institute of Arts, 1975. (see index)
Ссылки
- 2021-05-14
- 1