Interested Article - Рыдер, Теодор

Теодор Хенрик Рыдер ( польск. Teodor Henryk Ryder ; 10 июня 1881 , , ныне гмина Яблонна , Люблинский повят 1944 , концлагерь Аушвиц-Биркенау ) — польский дирижёр еврейского происхождения.

Сын адвоката. В 1899 г. поступил на юридический факультет Варшавского университета , но в 1901 г. оставил учёбу и решил продолжить образование в Дармштадтской политехнической школе , которую окончил в 1905 году. Одновременно с 1904 года начал работать корепетитором в , при этом беря уроки дирижирования и композиции у его главного дирижёра Виллема де Хаана .

В 1906—1907 гг. корепетитор во Фрайбурге , в 1907—1909 гг. работал в Ростокской опере. В 1909—1912 гг. дирижёр в Базеле . Осенью 1912 г. занял пост второго дирижёра Лионской оперы , дебютировав в опере Камиля Сен-Санса « Самсон и Далила ». 28 января 1913 года дирижировал первой французской постановкой оперы Модеста Мусоргского « Борис Годунов » (после того, как пятью годами раньше она была впервые представлена во Франции русской труппой с участием Фёдора Шаляпина ), работа Рыдера была высоко оценена Леоном Валласом . В Лионе познакомился с немецкой певицей Идой Фот и женился на ней, выступал вместе с ней как пианист-концертмейстер; ради этого брака Ида обратилась в иудаизм .

В 1916 г. вернулся в Польшу, в течение двух сезонов работал в варшавском Большом театре . С 1919 года обосновался в Лодзи . Возглавлял Лодзинский филармонический оркестр вплоть до Второй мировой войны . Поставил в концертном исполнении оперы Станислава Монюшко « », Джузеппе Верди « Трубадур », Джакомо Пуччини « Мадам Баттерфляй », « Трёхгрошовую оперу » Бертольда Брехта и Курта Вайля . Сотрудничал с городскими театрами, возглавлял оркестр Лодзинского еврейского музыкального общества «Ха-Зомир». С 1927 года преподавал в частной консерватории Хелены Киеньской , руководил студенческим оркестром.

В марте 1940 года помещён в Лодзинское гетто , где продолжал культурную деятельность. Дирижировал оркестром еврейских музыкантов, выступал как пианист-аккомпаниатор — прежде всего, со скрипачкой Брониславой Ротштат , ранее игравшей в Лодзинском симфоническом оркестре. Был одним из руководителей созданного в гетто в марте 1941 года Дома культуры, 31 декабря того же года вместе с Ротштат дал торжественный юбилейный концерт — сотый концерт Дома культуры: прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха , Вольфганга Амадея Моцарта и Александра Глазунова . Сотрудничал с композитором Давидом Бейгельманом : в частности, Ротштат и Рыдер впервые исполнили написанную уже в гетто пьесу Бейгельмана «Маюфес» ( польск. Majufes ; не сохранилась) . Концертировал до июня 1943 года.

В августе 1944 года в ходе ликвидации гетто был перевезён в лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где и погиб.

Примечания

  1. Teodor Henryk Ryder
  2. от 19 января 2023 на Wayback Machine // L’Illustré du Sud-Est , 2e année, No. 92 (2 Novembre 1912), p. 703.
  3. от 19 января 2023 на Wayback Machine // Revue française de musique , 15.02.1913, p. 376—381.
  4. Leon Tadeusz Błaszczyk. Żydzi w kulturze muzycznej ziem polskich w XIX i XX wieku. — Warszawa: Stowarzyszenie Żydowski Instytut Historyczny w Polsce, 2014. — S. 215.
  5. от 19 января 2023 на Wayback Machine // Słownik Biograficzny Teatru Polskiego 1765—1965. — Warszawa: PWN, 1973.
  6. Bret Werb. Musical Afterthoughts on Shmeruk’s 'Mayufes' // Polin: Studies in Polish Jewry. — Vol. 32. Jews and Music-Making in the Polish Lands. — Liverpool University Press, 2020. — P. 82.

Ссылки

  • на сайте «Музыка и Холокост» (англ.)
Источник —

Same as Рыдер, Теодор