Хорохорина, Наталья Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наталья Иеронимовна Утина (урождённая Корсини ; 1841—1913) — русская писательница, драматург.
Дочь архитектора И. Д. Корсини и писательницы М. А. Корсини . В начале 1860-х годов Утина стала одной из первых слушательниц Петербургского университета , посещала лекции В. Д. Спасовича , К. Д. Кавелина , общение с которым по её мнению не дало «свернуть на узкий путь близорукого материализма» .
Барышня имела резко выраженный итальянский тип, небольшого роста, всегда одета в чёрное шерстяное… платье, волосы у нее были несколько подстрижены и собраны в сетку Л. Ф. Пантелеев
Утина входила в просветительский кружок А. П. Блюммер ― В. В. Александровской; преподавала в воскресных школах для девочек. Член Комитета второго отделения Литфонда , созданного для пособия учащейся молодежи. За участие в студенческих выступлениях в 1862 году была арестована. В 1863 году, бросив всё «во имя искренней… любви», уехала за границу; в том же году вышла замуж за Н. И. Утина . В 1866 году они обвенчались в женевской православной церкви. Участница русcкой секции 1-го Интернационала . В 1878 году вернулась с мужем в Россию.
Дебют в печати ― рецензия «Шотландский брак и английская молодёжь» (1871). В собственном творчестве Утина попыталась соединить любовную интригу с современными «жизненными вопросами», что отражено в её романе «Два мира» (1874, 1875, псевдоним Н. Алеева) о молодых людях 1860-х годов со сложным переплетением судеб многочисленных героев из разных «миров» (бедных и богатых, «новых людей» и обывателей) и несколькими сюжетными линиями.
Склонность Утиной описывать в сниженных тонах реалии литературного и семейного быта проявилась в повести «Жизнь за жизнь» (1885, псевдоним Н. А. Таль), где личная драма А. И. Герцена (в повести — Веприн, Н. А. Герцен — Веприна, Н. П. Огарёв ― Погорелов, Г. Гервег — Штейн) была представлена в неприглядном виде . Скандальная известность повести побудила Т. П. Пассек опубликовать письма Герцена к Огарёву в журнале «Русская старина» (1886―1987) .
В повести «Душевные бури» (1889) героиня — «мечтательница», разочаровавшаяся в браке, свободной любви, передовых взглядах молодых лет становится свидетельницей событий революции 1871 в Париже , пережитых самой Утиной. В повести «Кранц» (1892) главный персонаж ― молодой доктор, еврей, но «христианин в душе», прекрасный внешне и внутренне, подан в качестве примера идеального человека, способного на жертву. Насыщенная еврейской символикой повесть написана, вероятно, в полемике с антисемитами , притом что Утиной не удалось избежать антисемитских штампов. В 1913 году были изданы пьесы Утиной, над которыми она работала в конце 1880-х гг.: «Царевна-Ксения» , «Банкир» , а также «Ундина» (1898—1899), написанная в соавторстве с П. А. Висковатовым ― мужем её старшей сестры. В их семье в Дерпте Утина жила после смерти своего мужа. Была актрисой-любительницей. Бедствовала, отвечая на запрос М. К. Лемке (1912) по поводу архива мужа, писала (из Выборгской губернии), что в её имении «произошел пожар, уничтоживший и дом, и всё в нем находящееся». Последнее известное письмо Утиной (к Лемке), в котором она сообщает о намерении остаться в Финляндии до конца дней, датировано 16 июня 1913 года.
Другие произведения : Рецензия «Английские семейные хроники» (1871), статья «Роберт Бернс. Шотландский народный поэт» (1876). Рассказы: «Людоедка» (1874), «Перекатов» (1875; оба с подзаголовками «Очерк из жизни русских праздношатающихся за границей» ), «Современный Диоген» (1890), монологи «Тайна. Провинциальный комик. В Удельную» (1913).