Уилкинс, Мак
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Уи́лкинс ( Джон Ви́лкинс ; англ. John Wilkins , 14 февраля 1614 —1672) — британский священник и полимат , один из основателей Лондонского Королевского общества . с 1668 года до своей смерти.
Джон Уилкинс — один из немногих людей, которые занимали должности руководителей колледжей и Оксфордского , и Кембриджского университетов . В сложных условиях гражданской войны и религиозной конфронтации в Англии Уилкинс сумел стабилизировать обстановку в Оксфорде и принял участие в создании Лондонского Королевского общества .
Является одним из основателей естественной теологии , совместимой с европейской наукой того времени . Среди трудов Уилкинса наиболее известен его « Опыт о подлинной символике и философском языке » (1668), в котором, среди прочего, Уилкинс предложил универсальный язык и десятичную систему мер, которая впоследствии стала основой метрической системы .
Вопрос о месте рождения Уилкинса остаётся спорным. Согласно некоторым источникам, он родился в деревне Нортгемптоншир , согласно другим — в . Родителями Джона были ювелир Уолтер Уилкинс (ум. 1625) и Джейн Дод, дочь священника . После смерти мужа мать Джона вновь вышла замуж, и во втором браке родила его сводного брата , впоследствии — известного астронома и поэта .
, графствоДжон Уилкинс получил образование в Оксфорде , где учился сначала в колледже , затем в Хэртфорд-колледже . В Хэртфорд-колледже наставником Уилкинса был известный пресвитерианин , а курс астрономии вёл первый Оксфорда Джон Бейнбридж . Уилкинс получил степень бакалавра в 1631 году и степень магистра в 1634 году .
В 1637 году Уилкинс поселился в Фосли — имении дворянского рода рукоположён в священники церкви Англии в кафедральном соборе Христа в Оксфорде , после чего служил духовником у лорда , а с 1641 года — у . С 1644 года он стал капелланом у жившего в изгнании в Лондоне курфюрста Пфальца Карла Людвига , приходившегося племянником английскому королю Карлу I .
, которому служил он сам, а также клан его матери (семья Дод). Покровителем семьи Дод был — в прошлом член парламента и . В феврале 1638 года Д.Уилкинс былВ Лондоне Уилкинс входил в кружок учёных-сторонников экспериментальной философии, сформировавшийся вокруг роялиста , который прибыл в Лондон летом 1646 года, после того как Оксфорд был взят силами сторонников парламента. В этот кружок входили такие учёные как , , Фрэнсис Глиссон , Джонатан Годдард , , Джон Валлис , Уильям Гарвей и Сет Уорд . Этот кружок, получивший неофициальное название «группа 1645», был описан много позже Уоллисом, который также упоминает среди участников . Ряд участников «Группы 1645» впоследствии сформировали — один из предшественников Королевского общества .
, врача-После заключения Вестфальского мира в 1648 году Карл Людвиг вернулся в Европу, где получил в правление земли отца и стал новым, восьмым курфюрстом Пфальца , а Уилкинс в 1648 году занял в Оксфорде, в должность уордена (одно из высших должностных лиц колледжа, отвечающее за руководство научными исследованиями и представление колледжа в обществе), что благоприятно сказалось на развитии колледжа. Политика Уилкинса способствовала созданию атмосферы политической и религиозной терпимости в колледже и привлечению талантливой молодёжи, в частности Кристофера Рена . Несмотря на то, что Уилкинс был сторонником Оливера Кромвеля , в колледже учились и дети роялистов. Уилкинс сформировал в Оксфорде группу учёных, заинтересованных в развитии экспериментальной науки, которая в 1650 году получила статус со своими правилами. Кроме прежних единомышленников Уилкинса из лондонской «Группы 1645» (Годдард, Уоллис, Уорд, Рен — молодой протеже Скарборо), в состав клуба вошли, по оценке , такие учёные как Ральф Батерст , Роберт Бойль , Уильям Петти , , Томас Уиллис , и . Постепенно к деятельности клуба подключился Роберт Гук , который в 1653 году прибыл из колледжа Крайст-Чёрч . Гук стал известен Уилкинсу как техник (возможно через Ричарда Басби) и стал сначала помощником Уилкинса, а с 1658 года работал с Бойлем .
В 1656 году Джон Уилкинс женился на Робине Френч (урожденной Кромвель), младшей сестре Оливера Кромвеля , овдовевшей в 1655 году (её муж Питер Френч был каноником оксфордского колледжа Крайст-Черч). Став зятем Кромвеля, Уилкинс получил доступ в высшие слои британского общества. В 1658 году, незадолго до своей смерти, О.Кромвель назначил Уилкинса мастером Тринити-колледжа в Кембридже , это назначение было подтверждено сыном Кромвеля Ричардом , который сменил отца на посту лорда-протектора . За время пребывания в должности Уилкинс стал другом и покровителем Исаака Барроу .
После реставрации Стюартов в 1660 году, новые власти лишили Уилкинса должности в Тринити-колледже, сделав его пребендарием Йорка и в , в то время пригороде Лондона. В 1661 году он был переведён на должность проповедника в Грейс-инн , а в 1662 году — викария прихода собора Святого Лаврентия на . Во время большого пожара в Лондоне 1666 года в огне погибла библиотека и научные приборы Уилкинса .
В ноябре 1660 года Уилкинс, вместе с единомышленниками по Оксфордскому философскому клубу, стал одним из членов-основателей Королевского общества и был избран одним из двух его секретарей. Вторым секретарём Королевского общества был Генри Ольденбург , с которым Уилкинс познакомился в Оксфорде в 1656 году .
В 1666 году Уилкинс стал викарием Эксетера и в 1668 году — пребендарием собора Святого Павла и епископом Честера . Последнюю должность он получил благодаря влиянию герцога Джорджа Вильерса — выпускника Тринити-колледжа и члена Королевского общества. Вильерс отличался умеренными взглядами в отношении конфликта пресвитериан и индепендентов и был сторонником мирного урегулирования внутрицерковных разногласий, Уилкинс разделял этот подход .
в графстве Нортгемптоншир, в 1667 году — пребендариемСразу же после своего рукоположения в епископы Честера, Уилкинс высказался против использования уголовного законодательства в отношении нонконформистов и попытался заручиться в этом вопросе поддержкой со стороны других умеренных епископов . В 1668 году состоялись переговоры с участием Уилкинса и известного теолога Ричардом Бакстером и Томасом Ментоном по вопросам урегулирования конфликта в англиканской церкви. Уилкинс предлагал пресвитерианам остаться в составе англиканской церкви, выведя из неё индепендентов .
с представителями инакомыслящих — Уильямом Бейтсом,Д.Уилкинс умер в Лондоне в ноябре 1672 года от мочекаменной болезни .
Ранние труды Уилкинса носили фантастико-утопический характер. Его первые книги — «Открытие лунного мира» ( англ. The Discovery of a World in the Moone , 1638) и «Рассуждение о новой планете» ( англ. A Discourse Concerning a New Planet , 1640), написанные под явным влиянием сочинения Ф. Годвина (« Человек на Луне », 1638), посвящены рассуждениям о сходстве между Землёй и Луной , на основании чего Уилкинс предполагает, что на Луне обитают живые существа — селениты . В третье издание «Открытия лунного мира» (1640) была включена глава о реальности путешествия людей на Луну.
В 1641 году Уилкинс анонимно публикует трактат под названием «Меркурий, или тайный и быстрый посланник» ( англ. Mercury, or the Secret and Swift Messenger ) , посвящённый криптографии ; возможно, это сочинение также написано под влиянием Годвина, опубликовавшего в 1629 году собственный трактат по криптографии Nuncius inanimatus .
Трактат Уилкинса «Экклезиаст» (1646), впоследствии неоднократно переиздававшийся, содержит анализ всех доступных комментариев Библии и предназначен для подготовки проповедей . Наряду с содержанием, Уилкинс большое внимание уделяет также стилю чтения проповедей, указывая на необходимость ухода от стиля Цицерона и использованию прямых эмоциональных стимулов .
В 1648 году выходит в свет « Математическая магия » ( англ. Mathematical Magick ) Уилкинса с посвящением его подопечному принцу Карлу Людвигу . Книга состояла из двух частей; первая часть, под названием «Архимед», была посвящена описанию традиционных механических устройств, таких как рычаг , весы , блок а вторая, более беллетризованная — «Дедал» — более сложным устройствам и механическим машинам. В «Дедале» рассказывается, в частности, что английский монах Эйлмер в XI веке, пользуясь механическими крыльями, совершил полёт с колокольни собора. В дальнейших примерах и рассуждениях о «летучих людях» Уилкинс описывает некую «летающую колесницу» — конструкцию, весьма напоминающую современный аэроплан. Уилкинс ссылается при этом на труды как древних учёных, так и своих современников, таких как Гвидобальдо дель Монте и Марен Мерсенн , а также упоминает книгу Годвина «Человек на Луне», герой которой использовал птиц для полёта на Луну .
В труде «Рассуждение о красоте провидения» ( англ. Discourse Concerning the Beauty of Providence , 1649) Уилкинс придерживался точки зрения, что божественное провидение куда глубже, нежели об этом говорят его нынешние интерпретаторы. Это укрепило репутацию Уилкинса после реставрации Стюартов .
В 1654 году Уилкинс вместе с Сетом Уордом выступили против влиятельного клирика , который в своём трактате Academiarum Examen повёл атаку против методов преподавания в Оксфорде и Кембридже , требуя ввести обучение астрологии и алхимии . Стремясь заручиться поддержкой военных и политических кругов, Уэбстер направил свой трактат генералу Джону Ламберту , а также в . В ответ на это Уилкинс и Уорд выступили со своим трактатом Vindiciae academiarum (1654), в котором отстаивали более умеренную программу реформы преподавания, частично уже реализованную к тому времени. Уилкинс и Уорд утверждали, что Уэбстер не в курсе последних изменений в преподавании, и непоследователен в своих взглядах, защищая одновременно Бэкона и Фладда , чьи методы были несовместимы .
В лексикографических трудах Уилкинс сотрудничал с известным учёным и церковным деятелем
.Самым известным трудом Уилкинса является вышедший в 1668 году « Опыт о подлинной символике и философском языке ». В этом трактате Уилкинс разрабатывает подход к созданию универсального языка для общения учёных и философов, который пришёл бы на смену господствовавшей тогда в научном сообществе латыни . Этот проект является одним из самых амбициозных проектов создания плановых языков . Уилкинс разработал черновой вариант этого универсального языка, включающий универсальные письмо , словарь , грамматику и фонетику . Одним из аспектов этой работы стало предложение десятичной системы измерений, которое впоследствии было реализовано в виде метрической системы мер . Также в этой книге Уилкинс предложил использовать восьмеричную систему счисления вместо десятичной .