Interested Article - Ваагн
- 2020-12-31
- 1
Ваа́гн, Вахагн ( арм. Վահագն ) — в древнеармянской мифологии бог огня, войны и бури, герой-змееборец, также громовержец, армянский аналог индоевропейского бога-громовержца .
Впервые упомянут армянским историком IV века Фавстосом Бузандом . Наиболее подробно о нём пишет Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» .
Культ Ваагна получил распространение в армянском неоязычестве .
Описание
Имя Ваагн заимствовано из парфянского * Varhragn , родственного авест. Vərəθraγna « Веретрагна », др.-инд. Vŗtrahan «убийца Вритры » (эпитет Индры ) .
Единственным источником о Ваагне остаётся «История Армении» Мовсеса Хоренаци , в которой он рассказал, что сказания о Ваагне исполнялись под музыкальное сопровождение:
Мы собственными ушами слышали пение этой (песни) в сопровождении пандирна. Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их, и приписывались ему некоторые подвиги, очень похожие на Геракловы. Говорят также, что он обожествлен: в Иверской стране почитали жертвоприношениями его статую, сделанную в рост
.
В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии , он назван и идентифицирован с Гераклом , так же, как и у Фавстоса Бузанда .
Языческий гимн
Историк Мовсес Хоренаци написал об одной старинной песне в честь мифологического персонажа Ваагна с описанием его рождения и некоторых черт внешности. С 1991 года является песней неоязычников Армении .
Перевод
- Небеса и Земля были в муках родин,
- Морей багрянец был в страдании родин,
- Из воды возник алый тростник,
- Из горла его дым возник,
- Из горла его пламень возник,
- Из того огня младенец возник,
- И были его власы из огня,
- Была его брада из огня,
- И, как солнце, был прекрасен лик.
Арм. текст
Երկնէր երկին, երկնէր երկիր,
Երկնէր և ծովն ծիրանի.
Երկն ի ծովուն ունէր և զկարմրիկն եղեգնիկ.
Ընդ եղեգան փող ծուխ ելանէր,
Ընդ եղեգան փող բոց ելանէր,
Եւ ի բոցոյն վազէր խարտեաշ պատանեկիկ.
Նա հուր հեր ունէր,
Բոց ունէր մօրուս,
Եւ աչքունքն էին արեգակունք։
Образ Ваагна в искусстве
Памятники, посвящённые Ваагну
- Одним из самых древних памятников является Святилище на горе Немрут , посвящённое Ваагну и другим богам армянского язычества.
- Ваагн-драконоборец — скульптура, созданная армянским скульптором Карленом Нориджаняном в 1969 году.
В литературе
Ваагну посвящено стихотворение Даниэла Варужана «Ваагн» .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 20 июня 2011. 16 сентября 2019 года.
- от 26 ноября 2011 на Wayback Machine
- Ачарян Р. А. Словарь армянских личных имен. Т. 5. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1962. С. 8.
- . Дата обращения: 20 июня 2011. 16 сентября 2019 года.
- Мовсес Хоренаци , Patmowtiwn Hayoc: 1, 31, 12 (85, 17)
- ( Перевод В. Брюсова )
- . 23 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 23 февраля 2011. 11 ноября 2011 года.
- Scarecrow Press , 2010. — P. 582-583. 20 февраля 2023 года. (англ.) . —
Литература
- Эмин Н. О., Исследования и статьи, М., 1896.
- Моисей Хоренский, История Армении, М., 1893.
- Анания Ширакаци, Космография, пер. с древнеарм., Ер., 1962.
- Абегян М., История древнеармянской литературы, пер. с арм., Ер., 1975.
- Сасна Црер (арм. нар. эпос), под ред. М. Абегяна и К. Мелик-Оганджаняна, т. 1-2, Ер., 1936, 1944, 1951 (на арм. яз.).
- Адонц Н., Мировоззрение древних армян, в его кн.: Исторические исследования, Париж, 1948 (на арм. яз.).
- Ганаланян А., Армянские предания, Ер., 1969 (на арм. яз.).
- Gelzer Н., Zur armenischen Gotterlehre, Lpz., 1896; Abeghian М., Der armenische Volksglaube, Lpz., 1899; Ananikian М., Armenian [Mythology]. в сб.: Mythology of all races, v. 7, N. Y., 1964.
- Ishkol-Kerovpian K., Mythologie der vorchristlichen Armenier, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, Bd 4, Lfg. 11, Stuttg., [1973].
- В. В. Иванов . // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1983. — № 4 . — С. 224—3 .
Ссылки
- 2020-12-31
- 1