Бонев, Никола
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре Боневё ( фр. André Beauneveu ; ок. 1335, Валансьен , графство Геннегау [ныне территория Франции] — ок. 1400, Бурж ) — бельгийско-французский скульптор и живописец, работавший при дворах французского короля Карла V и его брата Жана Беррийского .
Информация о жизни Андре Боневё чрезвычайно скудна и ограничена несколькими финансовыми документами его покровителей. Самое раннее упоминание «Мастера Андре, живописца» (предполагают, что это был Боневё) появляется в счетах герцогини Иоланды де Бар в 1359 году.
«Мастер Андре» оформлял часовню в замке герцогини Ньепп (не сохранился). В 1364 году он работал в Париже в большой художественной мастерской, созданной Карлом V. В документе король Франции именует его «наш уважаемый Андре Боневё, наш скульптор». Отсутствуют сведения о том, где жил и работал Боневё с 1367 по 1372 гг. Предполагается, согласно сообщению его современника и друга Жана Фруассара , что в это время Боневё вместе с работал при английском королевском дворе для Филиппы Геннегау . Однако отсутствуют другие свидетельства для подтверждения этого предположения, и имя Боневё в течение этого периода не появляется в обычно подробных счетах Вестминстера .
В 1372 году Боневё вернулся в Нидерланды, где работал на многочисленных заказчиков как из аристократических, так и из бюргерских кругов. В 1386 году он переехал в Бурж , ко двору одного из самых крупных меценатов средневековой Европы, Жана Беррийского . Боневё осуществлял общее руководство над работами скульпторов и художников герцога. Он принимал участие в украшении фамильной резиденции герцога — замка Мегон-сюр-Йевр и, возможно, создал витражи и скульптуру капеллы в замке Буржа, устроенной по образцу парижской Сент-Шапель . После 1388 года следы Боневё теряются, но предполагается, что он умер в 1400 году .
Одна из немногих иллюминированных рукописей , в создании которой несомненно принимал участие Андре Боневё, — (Париж, Национальная библиотека , Мs. fr. 13091). Авторство Боневё было установлено благодаря инвентарной описи 1402 года. Это 24 довольно необычные миниатюры, расположенные перед текстом псалтири. Двенадцать разворотов, где на одной стороне представлены ветхозаветные пророки, а на другой — апостолы Нового завета . Фигуры выполнены в технике гризайли , а престолы, на которых восседают пророки и апостолы, имеют сложную архитектурную форму и изображены в перспективе . Боневё как миниатюрист явно находился под влиянием стиля Жана Пюселя , самая известная из работ которого — Часослов Жанны д’Эврё — к тому времени уже находилась в собрании герцога Беррийского.
В 1365 году Карл V заказал Боневё четыре мраморных изваяния для надгробий его бабки и деда по отцовской линии, отца и самого себя. Скульптуры предназначались для аббатства Сен-Дени , усыпальницы французских королей. Их помпезность (белые изваяния покоились на основаниях из полированного чёрного мрамора), близость к захоронениям королей из династии Капетингов должны были подчеркнуть, что новая династия — Валуа — законные наследники французского трона. То, что престижная и высокооплачиваемая работа была поручена Андре Боневё, указывает на высокий статус скульптора во Франции в это время. Скульптура Карла V выполнена с соблюдением портретного сходства с ярко выраженными индивидуальными чертами, что резко отличает её от изображений членов его семьи. Возможно, другие надгробия созданы не самим Боневё, а его помощниками. В 1366 году платежи из королевской казны Боневё прекращаются, всего художник получил 4 700 франков золотом. Работу над надгробиями завершили другие скульпторы, в том числе Жан де Льеж. Хотя могилы были разрушены в 1793 году, их первоначальный вид известен благодаря рисункам, выполненным антикваром Роже де Геньере в конце XVII столетия. Сейчас сохранившиеся скульптуры установлены на простых основаниях .
Один из проектов, которыми Боневё был занят между 1374 и 1377 гг. — надгробный памятник графу Фландрии, Луи де Малю . Он не был осуществлён, но статуя Святой Екатерины , которая должна была располагаться у основания, сохранилась и ныне находится в церкви Богоматери в городе Кортрейк . Мягкий, естественный изгиб фигуры, характерные черты лица — это произведение Боневё даёт представление о элегантности его работ, которой восхищались Фруассар и другие современники скульптора.
После 1386 года Боневё создал несколько скульптур для замка герцога Беррийского Мегон-сюр-Йевр и для часовни его замка в Бурже. От скульптур Мегон-сюр-Йевр сохранился один фрагмент — голова бородатого мужчины (ныне в Лувре) . Предположительно, это фрагмент одной из двенадцати статуй апостолов для часовни замка Мегон-сюр-Йевр. Существует также мнение, что она создана преемником Боневё — Жаном де Камбре, хотя большая часть исследователей признаёт в ней работу Боневё или его мастерской .
Оформление Мегон-сюр-Йевр, выполненное Боневё, было высоко оценено современниками. Брат Жана Беррийского, Филипп Бургундский , посылал в 1393 году в Мегон-сюр-Йевр художников, работавших при его дворе — Клауса Слютера и Жана де Боме, чтобы они могли ознакомиться с работами знаменитого скульптора.
По архивным данным, Боневё в течение 1370-х создал надгробные скульптуры для графа Фландрии, картины для Зала муниципалитета в Валансьене, работал по заказам городов Ипра и Мехелена . Ни одна из этих работ Андре Боневё не сохранилась. Одна из монументальных работ Боневё — витражи, созданные для капеллы замка Жана Беррийского в Бурже. Капелла была построена по образу парижской Сент-Шапель и должна была стать герцогской усыпальницей. Во время революции часовня была разрушена, но её вид известен по картине XVIII века, хранящейся в музее в Бурже вместе с уцелевшими фрагментами скульптур. Некоторые из витражей сохранились и были установлены в склепе Буржского собора. Фигуры, изображённые на витражах в технике гризайли , должны были повторять изваяния, установленные в нишах снаружи здания .
В начале XX века на волне возросшего интереса к искусству средневековья обнаружилась тенденция приписывания произведений анонимных авторов известным художникам той эпохи. Боневё назывался создателем Хакендоверского алтаря, произведений Мастера Нарбоннского парамана , «Вестминстерского портрета» Ричарда II . Однако подобные атрибуции были основаны на поверхностном отношении к стилистическому подобию, присущему произведениям периода интернациональной готики и были отклонены серьёзными исследователями.