Открытое письмо любителям
- 1 year ago
- 0
- 0
Открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу» было опубликовано 17 сентября 2019 года . Оно представляет собой одно из открытых писем , написанных представителями различных российских профессиональных корпораций в связи с уголовным преследованием фигурантов « московского дела » . В ближайшие дни после своего обнародования письмо вызвало широкое освещение в СМИ . Возникла общественная дискуссия ; письму был посвящен ряд аналитических статей; многими комментаторами публикация этого текста рассматривалась как переломный момент в современной истории Русской православной церкви , как подрыв позиций патриарха Кирилла и даже как церковная революция . Письмо, а также последующие действия московских священников из числа подписантов способствовали оправданию и освобождению в зале суда одного из фигурантов дела, Алексея Миняйло . Вместе с тем обращение клириков не осталось без внимания священноначалия РПЦ : некоторые из священников и диаконов, подписавших письмо, подверглись разного рода взысканиям и наказаниям .
Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела». <...>
Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов. <...>
Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых.
В середине 2019 года в связи с недопуском ряда оппозиционных кандидатов на выборы в Московскую городскую думу в Москве прошли многотысячные протестные акции. Митинги на проспекте Сахарова 20 июля и 10 августа 2019 года стали крупнейшими политическими акциями в России после протестной волны 2011—2013 годов . На акции 27 июля были задержаны 1373 человека, что стало рекордным количеством задержанных на митинге. В частности, 27 июля был задержан Алексей Миняйло, 3 августа — Павел Устинов , после митинга 10 августа — Константин Котов . Были возбуждены уголовные дела, фигурантами которых стали протестующие.
Вскоре после арестов в интернете стали появляться открытые письма и петиции с призывом к освобождению задержанных или, по меньшей мере, к объективному и справедливому рассмотрению их дел в суде. 2 августа было опубликовано открытое письмо студентов, выпускников и сотрудников Высшей школы экономики в поддержку студента ВШЭ Егора Жукова. 5 августа «Новая газета» создала на портале Change.org петицию «Прекратить уголовное дело против участников мирной акции 27 июля 2019 года в Москве», которую впоследствии поддержало около 350 тысяч человек. 16 августа было обнародовано открытое письмо политологов. 22 августа появилось открытое письмо российских учёных.
17 сентября, в один день с опубликованием открытого письма священников, были также опубликованы петиция Александра Паля в защиту Павла Устинова и прочих фигурантов «Московского дела», открытые письма кинооператоров, Группы поддержки гражданского общества и юристов-государствоведов.
Неизвестно, кто является автором (авторами) текста этого письма. Один из подписантов, протоиерей Андрей Кордочкин ( Мадрид ), сказал в интервью «Новой газете», что «письмо родилось как результат коллективного труда группы священников, некоторые из которых находились за тысячи километров друг от друга и даже не были знакомы» . Протоиерей Алексей Уминский ( Москва ) в беседе с изданием « Настоящее время » заявил, что лишь подписал письмо, но не является его автором . Аналогичным образом на вопрос об авторстве письма отвечает протоиерей Георгий Иоффе ( Санкт-Петербург ) в интервью « Фонтанке »: «Я не могу этого сказать. Мне просто прислали текст. Я посчитал его достойным и подписал» . Священник Димитрий Климов ( Калач-на-Дону ) сообщил корреспонденту « Медузы »: «Инициатором письма был, к сожалению, не я. Об этом письме я узнал через интернет. Там нет определённого автора, это авторство коллективное всех подписавшихся. Все, кто подписали, — все авторы» .
Письмо было публиковано вечером 17 сентября 2019 года на портале « Православие и мир » (именно на эту публикацию в дальнейшем преимущественно ссылаются новостные агентства и авторы комментариев), а также на сайте « Новой газеты » .
В течение ближайших часов его перепечатали другие СМИ: «Ахилла» , Credo.press и Московский комсомолец . Текст письма также разместил в своем блоге в « Живом журнале » протодиакон Андрей Кураев . 18 сентября письмо было републиковано на сайте Московской Хельсинкской группы .
Редакция « Правмира » опубликовала письмо, снабдив его заголовком: «Открытое письмо священников в защиту заключенных по „московскому делу“» — именно под этим названием оно стало цитироваться в дальнейших публикациях. В публикации на сайте « Новой газеты » подзаголовок выглядит аналогичным образом: «Открытое письмо священников Русской Православной Церкви» . Однако под текстом стоят подписи не только священников, но и диаконов, и притом не только священнослужителей Русской православной церкви. Поэтому более корректным является наименование соответствующей публикации на сайте Credo.press : «Открытое письмо клириков Московского и Константинопольского патриархатов в поддержку задержанных по „московскому делу“» .
Письмо не имеет формального адресата, однако в первую очередь оно обращено к властям РФ: в самом начале текста выражается «убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов „московского дела“» . Кроме того, в завершающей части письма сказано: «Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью» .
С другой стороны, авторы письма косвенно или же прямо обращаются и к более широкой аудитории: «Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых — обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов» ; «Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, её властях, воинстве и народе» .
Текст письма открывается эпиграфом — цитатой из ветхозаветной книги пророка Михея в синодальном переводе : «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо , любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( ).
В первом абзаце основной части письма говорится о «необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков , присужденных ряду фигурантов „московского дела“». Далее описываются обстоятельства судебного преследования Константина Котова , а также Алексея Миняйло . Во второй половине письма авторы высказывают недоумение по поводу несоответствия между приговорами, вынесенными фигурантам «московского дела», и «другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях». В письме выражается надежда «на то, что российские граждане будут жить с доверием к судебной системе, которая будет справедлива и беспристрастна независимо от социального , экономического и политического статуса подозреваемого или обвиняемого». Авторы обращаются также «к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны»: «Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью». Текст завершается призывом «всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях , воинстве и народе ».
После основной части письма следуют подписи и дата (17 сентября 2019 года).
Первоначально под письмом стояло 38 подписей (первая, алфавитная часть списка), затем клирикам, желавшим присоединить свой голос, была предоставлена такая возможность через заполнение онлайн-формы, после чего постепенно добавилось ещё свыше 140 имён. В какой-то момент в списке было 182 пункта , однако в финальной версии имеется 181 имя.
Письмо, вопреки устоявшемуся названию («Открытое письмо священников…»), было подписано не только священниками , но и диаконами (на их долю приходится 1/10 часть подписей); кроме того, среди подписавшихся — один семинарист без священного сана (Ярослав Есиков из Витебской духовной семинарии , № 180 в списке). При этом под письмом не поставил свою подпись ни один архиерей .
Подавляющее большинство подписавшихся — клирики Московского патриархата ( РПЦ МП , УПЦ МП , БПЦ МП и т. д.); двое человек — диакон Александр Занемонец ( Иерусалим , Израиль ) и священник Владимир Зелинский ( Брешия , Италия ) — на тот момент относились к Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Константинопольского патриархата . Позже они перешли в юрисдикцию Московского Патриархата.
Под открытым письмом поставили свои подписи представители духовенства, живущие и служащие как в Российской Федерации (и прежде всего в Москве и Московской области ), так и в других странах ближнего и дальнего зарубежья: в Австрии , Беларуси , Бельгии , Германии , Гонконге , Израиле , Ирландии , Испании , Италии , Казахстане , Новой Зеландии , Украине .
Среди подписавших письмо — протоиерей Олег Батов (Москва), игумен Агафангел (Белых) ( Белгородская область ), протоиерей Александр Борисов (Москва), диакон Андрей Горбунов (Москва), протоиерей Леонид Грилихес ( Брюссель ), иеромонах Иоанн (Гуайта) (Москва), диакон Александр Занемонец (Иерусалим), священник Владимир Зелинский ( Брешия ), протоиерей Димитрий Климов ( Калач-на-Дону ), протоиерей Андрей Кордочкин ( Мадрид ), священник Сергий Круглов ( Минусинск ), священник Александр Кухта ( Минск ), священник Владимир Лапшин (Москва), протоиерей Андрей Лоргус , священник Фёдор Людоговский (Москва), архимандрит Савва (Мажуко) ( Гомель ), иеромонах Димитрий (Першин) (Москва), протоиерей Дионисий Поздняев ( Гонконг ), протоиерей Александр Степанов ( Санкт-Петербург ), протоиерей Алексей Уминский (Москва); протоиерей Георгий Эдельштейн ( Костромская область ) и мн. др.
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Большинство подписантов отрицают политическую составляющую открытого письма, стараются отмежеваться от отождествления с российской политической оппозицией.
Протоиерей Леонид Грилихес (Брюссель): «Я очень далек от политики, в том числе и от церковной политики. <…> Но когда я своими глазами увидел видеозапись, как молодого человека, который перемещался по площади, берут под руки и тащат, при том, что он не оказывает даже сопротивление, в машину, а потом говоря: мы вычитаем из твой жизни 4 года и 6 месяцев, мне показалось это полным беспределом» .
Исключение составляет позиция протоиерея Георгия Эдельштейна : «Для меня это письмо — в первую очередь акт политический. Не имея возможности каким-то иным способом выразить свое несогласие с политикой руководства нашего государства, я поставил под ним свою подпись» .
Открытое письмо священников, опубликованное на сайтах Православие и мир и Новая газета и перепечатанное Московским комсомольцем , было замечено российскими и иностранными русскоязычными СМИ.
О появлении этого обращения клириков в тот же день сообщили такие новостные агентства и интернет-издания как Интерфакс , Эхо Москвы , Regnum , Благовест-инфо , Медиазона , РБК , Коммерсантъ , Сноб , Znak.com , а также русская редакция Deutsche Welle , Свобода , Meduza и мн. др. На следующий день о письме написали ТАСС , Colta.ru , Фонтанка и др. В эти и последующие дни ряд изданий взяли интервью и комментарии у священников-подписантов , а также опубликовали мнения обозревателей и аналитические статьи на эту тему . Сайт Credo.press , перепечатав текст письма, впоследствии следил за развитием событий и со временем сформировал тематическую подборку материалов .
Региональная российская пресса также отреагировала на письмо.
Издание Tverigrad обратило внимание, что среди клириков, подписавших это коллективное заявление, — два священнослужителя из Твери : протоиерей Александр Шабанов и священник Вячеслав Баскаков. В публикации также подчеркивалось, что моральную поддержку подписантам оказала Нюта Федермессер , учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» . Информационное агентство Бел.ru в новости об открытом письме указало, что один из подписавших — белгородский клирик игумен Агафнгел (Белых) ; позже в тот же день издание опубликовало комментарий этого священника . Рязанская интернет-газета Вид с боку упомянула в своем новостном сообщении протоиерея Сергия Титкова, настоятеля Покровского храма поселка Турлатово Рязанской области . О письме написало также екатеринбургское издание 66.ru и другие региональные СМИ .
Новостные сообщения и аналитические статьи, посвященные открытому письму священников, разместили такие англоязычные издания как AsiaNews.it , The Moscow Times , The Sun Daily , U.S. News & World Report , Catholic Herald и др.
1. Согласно Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека , «Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления» (V). Правозащитная деятельность, связанная с Церковью, направлена на конкретную личность, чьи права могут быть нарушены, а не на использование политическими движениями факта осуждения тех или иных лиц в целях борьбы за собственную власть, как это не раз случалось в истории многих стран.
2. Обращаем внимание, что детали соответствующих уголовных дел известны только тем, кто их изучал, и вряд ли священники, проживающие в Австрии, Белоруссии, Гонконге, Испании, России или на Украине имеют достаточно полное представление о материалах данных дел, чтобы сделать вывод о виновности или невиновности. Это факт свидетельствует о необходимости профессионального разбора ситуации.
3. Учитывая общественную значимость судебного процесса в отношении задержанных в ходе протестов, Правозащитному центру Всемирного Русского Народного Собора поручено озаботиться изучением материалов дел лиц, упомянутых в вышеназванном заявлении, и иных лиц на предмет возможного нарушения их прав в ходе судебного процесса и, в случае в необходимости, оказать им квалифицированную правовую помощь.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе 18 сентября заявил, что письмо священников имеет «мало общего с правовой защитой » . По его словам, «…эти священники чувствуют общественный запрос на справедливость и попытались его удовлетворить как смогли, возможно, искренне переживают за судьбу находящихся в узах, независимо от их вины, людей, как и любой православный человек. Однако им должно быть известно, что политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой, но дело в том, что борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви» . По мнению Кипшидзе, «намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы, действительно, помочь» .
В тот же день на сайте отдела появился «Комментарий <…> в связи с публичным обращением ряда священнослужителей по фигурантам дела о задержанных в ходе протестов в Москве », в котором говорится, что «правозащитная деятельность, связанная с Церковью, направлена на конкретную личность, чьи права могут быть нарушены, а не на использование политическими движениями факта осуждения тех или иных лиц в целях борьбы за собственную власть, как это не раз случалось в истории многих стран», а также высказывается сомнение в том, что священники, живущие в разных странах, «имеют достаточно полное представление о материалах данных дел, чтобы сделать вывод о виновности или невиновности». В документе также сообщается: «Учитывая общественную значимость судебного процесса в отношении задержанных в ходе протестов, Правозащитному центру Всемирного Русского Народного Собора поручено озаботиться изучением материалов дел лиц, упомянутых в вышеназванном заявлении, и иных лиц на предмет возможного нарушения их прав в ходе судебного процесса и, в случае в необходимости, оказать им квалифицированную правовую помощь» .
20 сентября председатель того же отдела Владимир Легойда , выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио « Вера », заявил, что никакой угрозы наказания священников, подписавших письмо в поддержку участников беспорядков в Москве, не существует: «У меня нет никаких оснований полагать, что на подписавших письмо священников будут наложены какие бы то ни было прещения» .
17 сентября протодиакон Андрей Кураев перепечатал письмо у себя в « Живом Журнале », снабдив пост заголовком «Спасибо, братья!» .
18 сентября протоиерей Всеволод Чаплин (в 2009—2015 — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ), высказавшись за крайне жёсткие меры в адрес участников уличных беспорядков, вместе с тем поддержал священников, подписавших письмо: «Я абсолютно уверен в том, что священники могут высказываться, хотя под этим письмом я бы не подписался. <…> Вообще, я считаю, что высказывания духовенства по граждански значимым темам — это нормальная вещь, так было всегда, так всегда будет. Тот, кто пытается сейчас ограничить свободу какого-либо высказывания, просто утратил контакт с реальностью» .
21 сентября митрополит Иларион (Алфеев) , председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, также выступил с осторожной поддержкой: хотя, по его словам, «священники обязаны согласовывать свое мнение с правящим архиереем той епархии, к которой они принадлежат», однако он признал, что это не всегда возможно и что у священника есть определённая степень свободы, и каждый священнослужитель призван поступать по совести и имеет право заступаться за того или иного человека, защищать его, выступать публично. Священники также могут создать группу для защиты того или иного человека .
По мнению протоиерея Владимира Вигилянского (в 2005—2012 — руководитель пресс-службы патриарха), «священники, подписавшие коллективное письмо, сначала должны были согласовать свою политическую акцию, как минимум, с правящим архиереем», так как «коллективное письмо — это почти всегда политика» .
Пресс-секретарь Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин, комментируя действия белорусских священников-подписантов, сказал, что он «не видит большой храбрости в том, чтобы подписывать письма в связи с событиями, которые происходят в чужой стране» .
Священник Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии , пояснил, почему он не подписал письмо: «Подписантов не интересовала судьба всех несправедливо осужденных, а только тех, кто нарушил закон на несогласованных митингах, так называемой несистемной оппозиции »; они «не говорят от лица всей церковной полноты»; «их главная цель — сменить в стране „режим“»; это письмо — «внутрицерковный политический манифест» .
Свое отношение к письму новообрядных клириков высказали священники Русской православной старообрядческой церкви .
Иерей Иоанн Севостьянов выразил надежду, что «инициатива группы священников не имеет ничего общего с политической конъюнктурой» и «что это прекрасный пример именно милосердного „печалования“. И если до сих пор ничего не было слышно о подобных массовых инициативах священников, то это обращение послужит прекрасным возрождением в нашей стране исконного христианского „печалования“ за осужденных и „в темницах сущих“» .
По мнению иерея Иоанна Курбацкого, рассматриваемое открытое письмо священников Русской Православной Церкви — «это голос пастырской совести, которая взывает о милосердии и не может более молчать». Это «письмо — важный сигнал и обществу, и власть предержащим, что далее молчать невозможно» .
Григорий (Лурье) , епископ Российской православной автономной церкви , считает, что для священников подпись под письмом — это «робкая, но уже публичная попытка не то чтобы прямо-таки перестать врать, но хотя бы сказать, что врать они не любят». Это «стоит тех рисков, на которые пошли наши священники» .
Журналист радио «Свобода» , живущий в Москве клирик Украинской автокефальной православной церкви (обновлённой) священник Яков Кротов в посте в фейсбуке просил священников-подписантов присоединить к письму и его подпись; однако, «убедившись, что этого не произойдет, он скрыл свою запись» .
Общественная реакция на письмо была довольно значительной: наконец-то прозвучал голос представителей церкви, на что уже мало кто надеялся. Например, буквально за несколько часов до публикации открытого письма Юрий Самодуров написал: «Я даже не знаю, почему молчание епископов , священников и прихожан Русской православной церкви в данном случае задевает меня сильнее, ранит больше и вызывает более сильное недоумение, чем такое же мертвое и демонстративное молчание руководства РАН или, например, молчание Союза театральных деятелей и Музейного союза или молчание Союза ректоров российских ВУЗов . <…> Наверное <…> потому что голос церкви, в вопросах совести, если бы он звучал, по идее должен был бы для общества, в котором миллионы людей и почти все руководство страны демонстративно ходят в церковь и называют себя православными верующими, что-то да значить» .
В ответ на заявление Вахтанга Кипшидзе, прозвучавшее 18 сентября , к нему в тот же день с открытым письмом обратился историк А. Б. Зубов .
На следующий день после публикации открытого письма священников блогер и писатель И. А. Забежинский опубликовал на платформе Change.org петицию, адресованную «всей полноте Православной Церкви», под заголовком «Православные миряне, поддержим священников, выступивших в защиту невинно осужденных!» . Обращение открывалось фразой «Мы, миряне Русской Православной Церкви, поддерживаем позицию священнослужителей, подписавших следующее письмо в защиту невинно осужденных», после чего следовал полный текст письма священников, включая подписи. К настоящему моменту (сентябрь 2021 года) петицию поддержало менее 5 тысяч человек .
Кроме того, движение «Христианское действие» организовало сбор живых подписей христиан в поддержку письма священников и в защиту политзаключенных. Заявление с подписями было подано в администрацию президента 24 января 2020 года .
26 сентября «около десяти священников» (среди них — протоиерей Олег Батов , протоиерей Алексей Уминский , иеромонах Димитрий (Першин) , священник Алексей Забелин и др. ) пришли на заседание Басманного суда Москвы, где решался вопрос о выборе меры пресечения для одного из фигурантов «московского дела» Алексея Миняйло. Священники предоставили суду своё поручительство за Алексея. Кроме того, к делу было приобщено открытое письмо священников и другие коллективные обращения в защиту арестованных . Суд не усмотрел в действиях Миняйло состава уголовного преступления, и, в соответствии с просьбой прокуратуры и следствия, тот был освобожден в зале суда .
Я подписал открытое письмо священников без благословения, так как думаю, что для того, чтобы поступать по совести, не нужно спрашивать разрешения.
Сразу же после публикации письма были высказаны опасения и даже уверенность, что клирики, подписавшие этот документ, будут наказаны церковной властью. «Церковь им ещё отомстит за это», — сказал протодиакон Андрей Кураев на следующий день после обнародования открытого письма. «Их, конечно, всех „ликвидируют“ поодиночке», — написал в тот же день священник Димитрий Свердлов . Один из подписантов, архимандрит Савва (Мажуко) , сообщил: «Когда я согласился подписать письмо, меня <…> спросили, а не боюсь ли я? а Батька не врежет? — А разве мы делаем что-то плохое? — ответил я» .
19 сентября 2019 года сайт Credo.press опубликовал опрос: будут ли репрессированы «по церковной линии» клирики РПЦ МП, подписавшие письмо в поддержку арестованных по «московскому делу»? Разные варианты утвердительного ответа на поставленный вопрос выбрали около двух третей участников опроса .
В связи с подобными опасениями 20 сентября официальный представитель Московского патриархата, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил: «У меня нет никаких оснований полагать, что на подписавших письмо священников будут наложены какие бы то ни было прещения » .
Телеграм -канал «Батюшка Лютер» прогнозировал: «…репрессий не будет, так как само государство не нацелено вести войну со всем обществом (но только с самыми активными оппозиционерами). <…> Церковь, по русской традиции, во всем этом последует за государством» .
Тем не менее, наказания последовали, хотя обосновать формальную связь этих наказаний с фактом подписания открытого письма зачастую не представляется возможным. Более того: в ряде случаев священники-подписанты подверглись церковным прещениям через значительное время после публикации письма. Наконец, следует учитывать, что многие священники, подписавшие письмо в защиту фигурантов московского дела, также поставили свои подписи под обращением священнослужителей Русской православной церкви с призывом к примирению вскоре после начала вторжения России на Украину .
20 сентября 2019 года журналист Ксения Лученко выложила у себя в фейсбуке фотографию объяснительной записки одного из священников-подписантов, содержащей следующий текст: «Я подписал открытое письмо священников без благословения, так как думаю, что для того, чтобы поступать по совести, не нужно спрашивать разрешения» . Позже дочь протоиерея Владислава Свешникова журналист Мария Свешникова выложила документ полностью, так что стало видно имя священника — им оказался протоиерей Дионисий Кузнецов из Самарской епархии . Священник дал свой комментарий для СМИ, об этом сюжете вышли материалы на сайтах « Дождь » , « Свобода » , « Новая газета » и др.
Священник Марк Мазитов из города Мегион ( Ханты-Мансийский автономный округ ), который до 18 декабря был прикомандирован к одному из храмов епархии, а после этой даты ожидал включения в штат, уже 24 сентября распоряжением местного архиерея был отстранен от служения на приходе и в епархии в целом .
26 декабря 2019 года был запрещён в служении на пять лет священник Ярославской епархии Александр Парфёнов ( Ростов Великий ). Формально запрет не связан с подписанием открытого письма: официальная «причина отстранения — передача церковных документов в Ростовский государственный музей-заповедник и поездка в Италию без благословения». Сам священник убежден, что дело именно в его общественной деятельности и политической позиции . Епархия подобную взаимосвязь категорически отрицает .
8 октября 2020 года был лишен сана сверхштатный священник Московской городской епархии Федор Людоговский, на тот момент уже проживавший в Словакии .
В феврале 2023 года протоиерей Андрей Кордочкин (Мадрид) был на время запрещён в служении ; позже, осенью того же года, он «подал прошение о переводе за штат из-за развёрнутой против него травли» и перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата; с декабря 2023 года он служит в Бельгии. Преследование священника в РПЦ связывают с его антивоенной позицией .
5 января 2024 года был снят с должности настоятеля московского храма Святой Троицы в Хохлах и запрещён в служении протоиерей Алексий Уминский . Агентство Росбизнесконсалтинг связало запрещение Уминского с его антивоенными и пацифистскими заявлениями .
Внутри каждого раздела ссылки размещены в хронологическом порядке.