Interested Article - Песни странствующего подмастерья

Песни странствующего подмастерья ( нем. Lieder eines fahrenden Gesellen ) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера , написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано , в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году .

История создания

В 1881 году в Вене Малер принял участие в Бетховенском конкурсе, но премию в шестьсот гульденов, которая могла бы поддержать его материально, жюри присудило другому . В отличие от своего друга, Хуго Вольфа , который предпочёл остаться в Вене, голодать, но заниматься композицией, Малер, за спиной которого стояла большая семья, оставил композицию и стал искать себя на ином поприще — дирижёрском . После двух лет скитаний по разным театрам в августе 1883 года он получил место второго дирижёра и хормейстера в Королевском театре Касселя и здесь вновь обратился к композиции . Импульсом послужила несчастливая любовь к певице Йоханне Рихтер, ей и был посвящён песенный цикл .

В первоначальном замысле цикл состоял из шести песен, в окончательную редакцию вошли только четыре . Стихи Малер сочинил сам, только для первой песни взял в качестве зачина начало стихотворения из сборника « Волшебный рог мальчика » .

Йоханна Рихтер, по-видимому, так и не узнала о посвящённом ей песенном цикле; во всяком случае, своему венскому другу Малер 1 января 1885 по поводу этих песен писал: «Она их не знает. Что они могут ей сказать, кроме того, о чём ей уже известно?»

Вторая редакция, для голоса с оркестром, относится к 1892—1893 годам, и сама идея, вероятно, родилась в процессе работы над Первой симфонией , в которой Малер использовал тематический материал песен «Шёл я нынче утром через поле» (в первой части) и «Голубые глаза моего сокровища» (в третьей) .

16 марта 1896 года в Берлине Малер исполнил «Песни странствующего подмастерья», уже с оркестром, в авторском концерте — вместе с Первой симфонией и первой частью Второй ; первым исполнителем цикла стал Антон Систерманс . Автор текста в программе концерта указан не был, и по этому поводу Малер несколько дней спустя писал композитору и музыкальному критику Максу Маршальку: «Я не выдал себя в программе только для того, чтобы не дать враждебно настроенным лицам удобного повода пародировать наивный и простой характер стихов» . Хотя одну любовь давно сменила другая, тема вокального цикла по-прежнему была близка Малеру, — будучи уже известным и признанным дирижёром, он называл себя в письме Маршальку «странствующим подмастерьем» .

Сочинение

«Песни странствующего подмастерья» — самое романтическое сочинение Малера, заставляющее вспомнить песенные циклы Франца Шуберта « Прекрасная мельничиха » и « Зимний путь » . Та же сюжетная канва: отвергнутый своей возлюбленной, юный подмастерье отправляется странствовать по свету (или, как писал сам Малер о своём цикле, «странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредёт, куда глаза глядят»), — и тексты, написанные Малером, во многом напоминают стихи Вильгельма Мюллера , положенные на музыку Шубертом .

Определённое влияние Шуберта обнаруживается и в музыке «Песен»: в её простоте, ясности гармонического языка, в наивности выражения и грусти, и радости . Инна Барсова отмечает сходство и в развёртывании музыкальных настроений — «от безмятежной радости через отчаяние к горестной просветленности» . И тем не менее это уже подлинно малеровское сочинение, музыкальный язык которого будет характерен для композитора и в 90-е годы. Иной, отличный от шубертовского, мир переживаний рождает здесь и своеобразный тип мелодики, в которой песенность соединяется с подчёркнутой ритмической характерностью любимых Малером инструментальных жанров — марша и танца .

Цикл открывает песня «Если мое сокровище справляет свадьбу» ( нем. Wenn mein Schatz Hochzeit macht ); за ней следует «Шёл я нынче утром через поле» ( нем. Ging heut' morgens übers Feld ); песня «Кинжал, как пламя жгущий» ( нем. Ich hab' ein gluhend Messer ) — трагическая кульминация цикла; завершается он песней «Голубые глаза моего сокровища» ( нем. Die zwei blauen Augen von meinem Schatz ), — здесь, в стремлении выразить трагизм прощания, Малер прибегает к ритму траурного марша , характерному для многих тем его симфоний .

Дальнейшая судьба

Первую запись «Песен странствующего подмастерья», оркестровую версию, осуществил Виллем Менгельберг с певцом Германом Шайем в ноябре 1939 года . В первое послевоенное десятилетие песенный цикл оказался одним из наиболее исполняемых сочинений Малера; так, Вильгельм Фуртвенглер , никогда не исполнявший его симфонии, в 1951—1952 годах трижды записал «Песни странствующего подмастерья», две записи он сделал с Дитрихом Фишером-Дискау . В дальнейшем «Песни» прочно вошли в репертуар знаменитого немецкого баритона : Фишер-Дискау записал их 13 раз, как в оркестровой, так и в фортепианной версии, в том числе с Карлом Шурихтом и Леонардом Бернстайном , аккомпанировавшим ему на фортепиано . «Песни странствующего подмастерья» часто включали в свой репертуар и певицы, в их числе Криста Людвиг и Дженет Бейкер . На 2014 год насчитывалось в общей сложности 147 записей цикла .

Примечания

  1. .
  2. , с. 20.
  3. , с. 684.
  4. , с. 122.
  5. Michalek Andreas. . Gustav Mahler . Internationale Gustav Mahler Gesellschaft. Дата обращения: 21 сентября 2015. 25 сентября 2010 года.
  6. , с. 110.
  7. , с. 45—46.
  8. , с. 170 (примечание).
  9. , с. 170.
  10. , с. 174.
  11. , с. 41.
  12. , с. 42.
  13. . Une discographie de Gustav Mahler . Vincent Moure. Дата обращения: 3 октября 2015. 6 августа 2015 года.

Литература

  • Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М. : Музыка, 1968.
  • Барсова И. А. Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество // Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М. : Музыка, 1968. — С. 9—88.
  • Danuser H. (нем.) // Neue Deutsche Biographie. — 1987. — Bd. 15 . — S. 683—687 .
  • Fischer J. M. Gustav Mahler = Gustav Mahler: Der fremde Vertraute. — Yale University Press, 2011. — 766 p. — ISBN 978–0–300–13444–5.
  • Henry-Louis de La Grange . . — Paris: Fayard, 1979. — 1149 с. — ISBN 978-2-213-00661-1 .

Дискография

См. также

Источник —

Same as Песни странствующего подмастерья