Утечка цианида в Бая-Маре
- 1 year ago
- 0
- 0
Утечка брома в Челябинске — экологическая катастрофа, произошедшая 1 сентября 2011 года при пожаре и разгерметизации ёмкостей с бромом в грузовом вагоне на железнодорожной станции в городе Челябинск .
Утечка произошла по первоначальным официальным данным в 05:35 местного времени на железнодорожной станции Челябинск-Главный недалеко от здания вокзала . Разбились 6 из 9 ёмкостей химикатов с едким бромом. Бром - галоген коричневого цвета, зловонный. В 1917 году его использовали в качестве газа немцами во время химических атак. По более поздним сведениям утечка была обнаружена железнодорожниками около трёх часов ночи местного времени, а в ранее указанное время, с задержкой на два часа, информация поступила в МЧС .
Предположительно, утечка произошла из-за повреждения 6 токсичных бутылей с бромом при столкновении вагонов в ходе роспуска на сортировочной горке состава, перевозившего это вещество. Под воздействием жидкого брома, являющегося сильным окислителем, деревянные ящики, в которых находились бутылки с бромом, воспламенились, а от возникшего огня началось кипение брома во всех остальных ёмкостях и плавление/выбивание крышек на них . Станцию затянул густой буро-коричневый туман испарений брома, переносимыми ветром испарениями была окутана прилегающая к станции часть Ленинского района . Сотрудниками ГИБДД было перекрыто на несколько часов движение по автодороге «Меридиан» и по автомобильному мосту через железнодорожные пути на участках, попавших в бромовое облако (при этом люди в машинах, уже оказавшихся на мосту, об опасности отравления предупреждены не были). Пожарными с использованием пожарных машин и пожарных поездов предпринимались действия по тушению возгорания и по осаждению бромового тумана распылением воды. Железнодорожный состав с дымящимся вагоном первоначально планировалось вывести на станцию Козырево вдали от города и в стороне от других населённых пунктов, однако он был выведен на станцию Челябинск-Южный на территории города Копейск , где к 14:00 местного времени утечка была ликвидирована .
Информация о произошедшем в средствах массовой информации в первые дни была представлена противоречиво — в одних источниках говорилось о сопровождавшем утечку пожаре (что было очевидно по образованию буро-коричневого дыма, указывающего на пары брома) , в других говорится только о разливе брома без пожара . В первые дни сообщалось лишь о разбившихся 8—10 ёмкостях и официально озвучивалась утечка лишь 24—50 литров брома, информация о разгерметизации всех ёмкостей появилась лишь через неделю после аварии.
К 5 сентября повреждённые ёмкости с бромом были перегружены на восемь полуплатформ [ неизвестный термин ] с песком для возврата предприятию-поставщику, уцелевшие ёмкости были перегружены в спец-вагон для дальнейшей транспортировки предприятию-получателю .
22 октября, после того как было получено согласие « Росатома » на ввоз опасного груза на территорию атомного режимного объекта, аварийный вагон отправили из Копейска в ЗАТО Озёрск , где специалисты химкомбината «Маяк» произвели утилизацию брома .
По информации на конец первого дня, к медикам обратились за помощью 103 человека, 42 госпитализированы. Под действием в основном северных ветров пострадал в первую очередь Ленинский район города, в некоторых школах отменили праздничные линейки в честь Дня знаний , их перенесли на 2 сентября.
На 2 сентября, по официальной информации, обратились за помощью 237 человек, в больницах Челябинска и Копейска — 55 человек
По информации журналистов «Нового Региона», количество отравившихся бромом гораздо больше официально объявленного: «железнодорожные службы обращались за медпомощью целыми отделами. В ведомственную больницу МВД доставили около 80 сотрудников ГИБДД»
В ходе следствия спустя полгода признано потерпевшими 102 человека. Установлено, что здоровью 17 из них причинен лёгкий вред, 35 — перенесли различные заболевания [ источник не указан 431 день ] .
Прокуратура возбудила уголовное дело по статье 247. Спустя полгода следствие передало в суд дело по статьям 247 и 263 уголовного кодекса против дежурного по станции Сергея Абрамова . 31 мая 2012 года Абрамов, полностью признавший свою вину, был осуждён на 1,5 года с отбыванием срока в колонии-поселении .
После обнаружения катастрофы извещение населения своевременно не проводилось, централизованной отмены праздничных школьных линеек на открытом воздухе не осуществлялось (отмену произвели школьные администрации самостоятельно) В средствах массовой информации администрацией города преуменьшались масштабы аварии, вплоть до заявлений министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александра Галичина «категорийность ситуации — техническая, о чрезвычайном происшествии речи не идёт. Бром может повлиять на самочувствие, но не на здоровье людей» . Официально было объявлено об утечке лишь от 24 до 50 литров брома из более чем 12 000 литров , находившихся в вагоне, что резко контрастировало с гигантскими размерами и многочасовой продолжительностью дымного облака на фотографиях и видеозаписях, представленных средствами массовой информации и с использованием под перевозку разбитых ёмкостей сразу восьми железнодорожных полу-платформ.
В условиях дефицита и неправдоподобности официальной информации происходило стихийное распространение информации и слухов среди населения, в том числе через интернет .
В день катастрофы губернатор Челябинской области Михаил Юревич уехал из города в командировку в Троицк . Эта поездка была запланирована у него за год.
Глава МЧС Сергей Шойгу отметил, что меры по ликвидации утечки брома были приняты достаточно оперативно .