Interested Article - Попов, Александр Владимирович (архитектор-реставратор)

Церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте , восстановленная А. В. Поповым

Алекса́ндр Влади́мирович Попо́в (род. 9 января 1951 , Москва ) — архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества . Лауреат Государственной премии РСФСР 1991 года в области архитектуры . Аттестован Министерством культуры РФ как архитектор-реставратор высшей категории. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению строительных наук .

Биография

Годы детства и учёбы прошли в Москве. Окончил Московский институт электронного машиностроения по специальности «прикладная математика» (1977) и Московский архитектурный институт по специальности «реставрация» (1981).

Александр Попов в реставрируемой им церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте . 2009 год.

Учась в МИЭМе, в студенческие каникулы работал на реставрации памятников архитектуры. Вначале на реставрации Троицкой церкви села Бёхово Тульской области , построенной по проекту художника В. Д. Поленова , затем в Переславле-Залесском , под руководством известного архитектора-реставратора Ивана Борисовича Пуришева . Работал разнорабочим, каменщиком, плотником, столяром. Получил 6-й разряд каменщика-белокаменщика. В конце 1970-х был заведующим мемориальным отделом Музея-усадьбы Поленово , занимаясь вопросами реставрации зданий и сооружений музея.

По окончании МАРХИ уехал из Москвы в глубинку Архангельской области — село Верхняя Уфтюга Красноборского района , где в течение 6 лет жил и работал архитектором, плотником, прорабом, реставрируя деревянный памятник XVIII века — церковь Дмитрия Солунского . Среди первых его рабочих было немало людей с уголовным прошлым (других свободных рук в то время в этих глухих местах не было). Справляться с ситуацией помогала его отменная физическая сила, поддерживаемая ежедневным физическим трудом на памятнике, знание спортивных единоборств. За реставрацию этого памятника ему была присуждена Государственная премия РСФСР (1991). После окончания работ в Верхней Уфтюге переехал в село Нёнокса Архангельской области, где занимался реставрацией деревянной Никольской церкви и колокольни.

В 1988 году создал свою реставрационную мастерскую.

Несмотря на то, что Администрация Архангельской области высоко ценила его работу в селе Нёнокса (за неё он был награждён в 1995 году «Премией за достижения в области реставрации памятников истории и культуры» ), в 1996 году финансирование реставрационных работ было прекращено и он был вынужден вернуться в Москву. В Москве Александр Попов участвовал в реставрации дома Мельникова , главного дома с флигелем усадьбы В. Е. Морозова «Одинцово-Архангельское», рядовой застройки Пятницкой улицы и других объектов. В 2000 начал работы в Кирилло-Белозерском монастыре , в том числе, в 2003 — реставрацию церкви Ильи Пророка на Цыпинский погосте (филиале Кирилло-Белозерского музея заповедника) и в итоге в 2004 году переехал на постоянное жительство в город Кириллов Вологодский области .

Некоторые объекты

Церковь Димитрия Солунского (Верхняя Уфтюга) , за реставрацию которой А. В. Попову была присуждена Государственная премия РСФСР
Церковь Ризоположения. Рисунок А. В. Попова, отражающий восстановленный в 2010 г. древний вид храма
Аббатство. Музей-заповедник « Поленово ». Реставрировано А. В. Поповым в конце 1970-х годах

Первым объектом, комплексной реставрацией которого занимался Александр Попов, было Аббатство (мастерская художника Василия Дмитриевича Поленова ) в Музее-усадьбе Поленово Тульской области .

В селе Верхняя Уфтюга Архангельской области Поповым методом полной разборки выполнена реставрация церкви Дмитрия Солунского .

В селе Нёнокса Архангельской области полностью отреставрирована и колокольня и начаты работы на Никольской церкви (1989—1993).

Во время московского периода, кроме перечисленных выше объектов, Поповым сделан проект и выполнена реконструкция Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино , он участвовал в реставрации здания МАРХИ — памятника архитектуры XVIII—XIX веков.

В Кириллове и Кирилловском районе Вологодской области он отреставрировал Церковь Введения с одностолпной трапезной палатой 1519 года, стены башни XVII века, братский корпус XVII века, домик Келаря XVII века и ряд других сооружений Кирилло-Белозерского монастыря . Им полностью восстановлена рухнувшая деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте 1755 года постройки — памятник архитектуры федерального значения.

Начиная с конца августа 2009 года руководимый им реставрационный центр ведёт работы на деревянной церкви Ризоположения из села Бородавы ( 1458 ).

Мельница-столбовка в Форт-Росс

Миниатюрная реплика воссозданной мельницы-столбовки в Форт-Росс

Под руководством А. В. Попова была воссоздана действующая ветряная мельница-столбовка, аналогичная построенной русскими поселенцами в 1814 году в крепости Форт-Росс в Калифорнии . Мельница первоначально была срублена в Кириллове, а затем разобрана и вновь собрана в Форт-Росс. 18 октября 2012, в рамках мероприятий по празднованию 200-летия крепости, состоялся торжественный запуск мельницы .

Метод

Исторические строительные технологии и инструмент

В Музее плотницкого и столярного инструмента, созданного А. В. Поповым и коллегами по реставрационной работе

По принятой ЮНЕСКО «Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» 1964 года («Венецианской хартии») все части строения, все конструкции, детали, узлы, а также особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения постройки. Для этого необходимо строгое соблюдение исторической технологии строительства, применение исторического инструмента и приёмов работы этим инструментом.

Признано, в том числе современными учёными-древесиноведами, что соблюдение исторической технологии обработки древесины увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Впервые в России реставрация памятника в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приёмов работы с ним была осуществлена Александром Поповым при реставрационных работах 1981—1988 годов на церкви Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Анализируя характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине в разных местах строения, особенно на тёсаных поверхностях, Попову удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины .

Плотницкий топор XVII века существенно отличался от современного: выкованный из высокопрочной стали, короткий, каплевидный в сечении, с нешироким, 9—15 см, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминающий по форме колун для раскалывания дров) лезвием. Иногда, из-за специфики работы заточку лезвия делают несимметричной. Топор более тяжёл, чем топоры XIX века . длинное и прямое, на конце утолщённое. Топор, которым тесали в XVII веке, в том числе, при постройке церкви Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге, при обтёсывании скалывает древесину, не утопает в ней глубоко и не оставляет следов в виде царапин, рисок и зазубрин. При этом, при ударе, вогнутой боковой стороной и своей массой одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. Такой топор держат в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему — тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. В случае, если топор останавливался в древесине и оставлял задир, его снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предыдущего удара. Таким образом достигалось плотное примыкание друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Этот топор оставлял на отёсанной древесине характерные следы: рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски волнообразный, напоминающий стиральную доску, рельеф. Тёсаная поверхность получалась настолько гладкой, что об неё нельзя было даже занозить руку, и при этом не плоской и ровной, а волнообразной. С такой поверхности легче уходила дождевая вода, поэтому тёсанная таким образом древесина меньше подвергалась гниению. Технология тёски таким топором также отличается от современной: смотреть на обрабатываемую поверхность надо чуть сбоку, через топор, на дерево (при работе топором XIX века плотник при тёске смотрит на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и может видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале) .

В процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте Попов установил, что здесь при тёске применялись топоры , отличные от колунообразных XVII века, с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров .

С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ и в Верхней Уфтюге, и в Нёноксе, и на Цыпином погосте и на других объектах использовались реконструированные аналоги этих топоров и других плотницких инструментов .

Обучение

Возглавляемый А. В. Поповым Реставрационный центр имеет лицензию Росохранкультуры на обучение и повышение квалификации в области реставрации .

Критика Александром Поповым работ по реставрации Кижей

А. В. Попов занимает активную критическую позицию в отношении проводимой сейчас реставрации церкви Преображения Господня в Кижах , считая, что она может привести к утрате памятника

Александр Попов является одним из наиболее известных и последовательных критиков выполняемых в настоящее время работ по реставрации церкви Преображения Господня в Кижах , памятника, входящего в список « Всемирного наследия » ЮНЕСКО . По его мнению, реализуемая сейчас схема реставрации ведёт к потере памятника. Среди приводимых им аргументов: отсутствие научно обоснованного проекта реставрации, применение не апробированной на близких по масштабу памятниках схемы «лифтинга», недостаточно бережно проводимая реставрация, которая уже привела и будет приводить к утрате важнейших элементов церкви Преображения .

В конце 2011 года А. В. Попов был включён Министерством культуры РФ в состав комиссии по наблюдению за проведением реставрационных работ на Преображенской церкви в Кижах .

Библиография

  • Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII—XVIII вв. М., 1993.
  • Попов А. В. от 19 октября 2009 на Wayback Machine . Альманах «Кириллов». Вып. 6. ВГПУ, из-во «Русь», 2005. — С. 256—261. ISBN 5-87822-267-1 .
  • Попов А. В. (недоступная ссылка) . Исчезающая красота: проблемы сохранения ценностей культуры в современной России: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 2002 года, Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — 220 с. ISBN 5-89896-196-8 .
  • Попов Александр . Конструкции русский деревянных сооружений XVII—XVIII веков. Составитель М. Н. Шаромазов. Ферапонтово: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. 2007, 64 с.
  • Alexandr Popov Proceedings of the 16th International Symposium of the IIWC, Florence, Venice and Vicenza, Italy, 11th — 16th November 2007
  • Попов А.В., Петрова Л.Л., Иванова Г.О., Шургин И.Н. от 23 сентября 2019 на Wayback Machine .
  • Попов А.В. Лекция "Проблема сохранения деревянного зодчества сегодня как проблема научной реставрации". Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Источники

СМИ о Александре Попове

Примечания

  1. Российская академия архитектуры и строительных наук. от 25 августа 2011 на Wayback Machine .
  2. .
  3. Официальный сайт Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музей-заповедника. от 3 декабря 2020 на Wayback Machine
  4. СеверИнформ. Информационное агентство. от 5 февраля 2015 на Wayback Machine . 30 октября 2012 г. 16:33.
  5. от 28 ноября 2012 на Wayback Machine .
  6. Наумов Ю. М. от 29 апреля 2010 на Wayback Machine . Сборник докладов III научной конференции «Рябининские чтения 99». — Петрозаводск, 2000.
  7. Мелехов В. И., Шаповалова Л. Г. от 1 сентября 2014 на Wayback Machine . Вопросы Истории, Естествознания и Техники. № 2 (2004) с. 3—52.
  8. Официальный сайт Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музей-заповедника. от 24 июня 2015 на Wayback Machine .
  9. Реставрационный центр «Архитектура — Производство — Обучение». от 8 апреля 2009 на Wayback Machine .
  10. (недоступная ссылка) .
  11. Официальный сайт Росохранкультуры. Лицензирование деятельности по реставрации. от 9 июня 2009 на Wayback Machine . (Дата обращения: 14 июля 2009)
  12. Александр Привалов. от 8 января 2011 на Wayback Machine . «Expert Online». 30 сентября 2010.
  13. Информационное агентство REGNUM. от 8 февраля 2012 на Wayback Machine .
  14. Информационное агентство REGNUM. (недоступная ссылка) .
  15. Информационное агентство REGNUM. (недоступная ссылка) . 18.11.2011.
Источник —

Same as Попов, Александр Владимирович (архитектор-реставратор)