Христианская эсхатология
- 1 year ago
- 0
- 0
Эсхатоло́гия ( греч. ← др.-греч. «конечный, последний» + λόγος «слово; знание») — раздел богословия , религиозное учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира — в «вечности». Различаются индивидуальная эсхатология, представляющая собой учение о посмертной судьбе одной человеческой души, и универсальная эсхатология, составляющая учение о целях и назначении мира и человеческой истории, исчерпании ими смысла, их конце и повествующие о том, что будет следовать за этим концом .
Религиозное учение эсхатологии восходит к эсхатологическим мифам .
Мифы о предстоящем в будущем, согласно мифологической традиции, конце мира, конце света , о «последних» вещах, возникают относительно поздно и опираются на модели календарных мифов , мифов о смене эпох, космогонических мифов .
Ранние представления о силах хаоса, злых духах и чудовищах, которые угрожают существованию космоса, и т. п. стали одним из факторов формирования этического религиозного учения о борьбе добра и зла . Эсхатологические мифы противоположны космогоническим мифам , мифам творения, и повествует об уничтожении мира — гибели суши во всемирном потопе , разрушении, хаотизации космоса и др. Мифы о катастрофах, которые будут сопровождать смену эпох, рассказывают о таких событиях как гибель великанов или богов старшего поколения, существовавших до появления человека, периодические катастрофы и обновления мира. Повествования об этих событиях составляют единое целое с мифами, в которых описана конечная гибель мира. Нередко, согласно эсхатологическим мифам, катастрофа следует за нарушением права и морали, распрями, преступлениями людей, которые требуют возмездия богов. В разных мифах гибель мира может вызывать огонь, потоп, космические сражения с демоническими силами, голод, жара, холод и др.
Относительно развитые эсхатологические мифы присутствуют в традициях коренных американцев Америки , в таких мифологиях, как скандинавская , индуистская , иранская, христианская (« Апокалипсис ») .
Архаические модели, в которых человек подчинён безличным вселенским циклам, а род и индивид включены в мировой процесс обновления посредством смерти, оказались нарушенными социальными трансформациями, кризисом архаичной культуры, когда происходил процесс формирования масштабных государств, община и индивид были подчинены деспотической власти, и возникло чувство социальной нестабильности, согласно эсхатологическим представлениям, угрожавшей также стабильности космоса. Для того, чтобы выйти из безразличного к судьбам людей космического цикла, массовое сознание обратилось к идеям внеприродного мира и стремилось обрести сверхчувственное состояние, такое как буддийская нирвана , вечное блаженство в загробном мире, согласно египетской мифологии . Эсхатологические мифы стали более актуальными в связи с развитием представлений, что бытие является преходящим, а мир историчен. Архаичному стремлению к укреплению стабильного состояния космоса посредством ритуальных действий приходит на смену напряженное ожидание финальной мировой катастрофы, которая должна избавить человека от бед и страданий. Особую завершённость этого процесса демонстрирует иранская мифология . Эсхатологические мифы иранской традиции оказали влияние на аналогичные представления в еврейской мифологии , через неё на христианскую мифологию .
Развёрнутые эсхатологические представления присутствуют в авраамических религиях . О событиях « последних дней » и Страшном суде повествует последняя библейская книга Откровение Иоанна Богослова , а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, « Откровение Петра »).
В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии. Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле , без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера ), в окончательной отлучённости от Бога ( Пс. 6, 6; 87/88, 11 и др.). В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними , в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии , а грешные отвергнуты. Здесь, однако, речь шла не о рае или аде для отрешённой от тела души, а о преображении всего мира, блаженстве или погибели для души, воссоединившейся с телом. Впоследствии, под влиянием христианства и ислама внимание переносится на немедленную посмертную участь души, отходящей или к престолу Бога , или в ад, хотя представление о страшном суде в конце времён остаётся. Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо - мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления») .
Р. Зейнер, исследователь восточных религий, писал о прямом влиянии зороастризма на еврейские эсхатологические мифы, особенно на концепцию воскрешения мёртвых с наградой для праведников и наказанием для грешников. По мнению Джозефа Кэмпбелла , из зороастризма заимствована еврейская идея линейной истории. Согласно зороастризму, нынешний мир испорчен и должен быть улучшен действиями человека . Мирча Элиаде отмечал, что еврейская мифология рассматривает исторические события как эпизоды непрерывного Божественного откровения . Причём эти события не являются повторением друг друга. Каждое из них представляет собой новое деяние Бога . Элиаде считал, что евреи имели концепцию линейного времени ещё до их контакта с зороастризмом, но соглашался с Зейнером, что зороастризм повлиял на еврейскую эсхатологию. Согласно Элиаде, заимствованные элементы включают этический дуализм , миф о Мессии и «оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечный триумф добра» .
В христианской апокалиптике отражены иудейские мессианские представления, но распространённые за пределы еврейского народа, что связано с эпохой формирования христианского учения, когда в среде многонациональных низов Римской империи было сильно ожидание грядущего спасения . Христианство возникло и развивалось на первых порах как эсхатологическая религия . Все послания апостолов и особенно Откровение Иоанна Богослова пронизаны мыслью, что скоро грядёт конец света и христиане должны ожидать возвращения Иисуса Христа на землю. Кроме Откровения в Церкви существует множество других сочинений о конце света: « Пастырь Ерма », « Откровение Мефодия Патарского » и др.
Христианское эсхатологическое учение отражает воззрения христиан на вопрос о конце света, Втором Пришествии Христа и антихристе . Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии , отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира .
В последующие века идея близкого пришествия Христа пронизывала многие книги Отцов Церкви . Так епископ иерапольский Папий , по свидетельству Иринея Лионского , страстно ожидал наступления тысячелетнего царства .
В буддизме тхеравады утверждается, что в конце данного периода времени ( кальпы ), «в последние дни её» ( Махапаринирвана Сутра, гл. 5 и др. сутры палийского канона ) победоносно явится Будда Майтрейя (имя его происходит от санскр. слова майтри «дружественность» ← митра «друг»).
В буддизме махаяны эта идея получила дальнейшее развитие.
Эсхатологические представления актуализировались и получали развитие особенно в периоды социальных кризисов. Их отражают пророчества Мани ; комментарии Талмуда ; учения эпохи Реформации и русского раскола XVII—XVIII веков, в рамках которого считалось, что последние времена и антихрист (Пётр I в представлениях ряда старообрядцев) уже пришли; ряд современных христианских движений, таких как адвентисты и Свидетели Иеговы ; философские и культурологические концепции Николая Бердяева и Освальда Шпенглера . В эпоху колониализма в среде колонизированных народов получили распространение принесённые завоевателями мировые религии . Содержащиеся в этих религиях концепции спасения и избавления породили идеи освобождения от колониального гнёта и новый всплеск эсхатологического мифотворчества. Мессианские идеи могли адаптироваться к местным верованиям, оказывая лишь незначительное влияние на местные мифологические представления. С середины XIX века эсхатологические идеи активно развивались роста антиколониальных движений, которые первоначально в большинстве стран, где они присутствовали, имели религиозную форму с местными «пророками» во главе движения .