Interested Article - Экстрафон
- 2021-07-06
- 1
«Экстрафон» — фирма грамзаписи , работавшая в Киеве в 1911—1919 годах, выпускала пластинки с этикетками «Экстрафон» и «Артистотипия».
Предыстория и постройка фабрики
В конце XIX — начале XX вв. в Киеве работал крупный магазин «Депо музыкальных инструментов Г. И. Ииндржишека» со своими мастерскими по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов. В 1902 году в магазине открылся нотный отдел, а с 1903 начали продаваться граммофоны и грампластинки. В 1909 году в Киев из Петербурга прибыл глава небольшой немецкой торговой фирмы «Интернациональ Экстра-Рекорд» Эрнест Гессе. Гессе и владелец музыкального «Депо» «русский чех» Йиндржих (Генрих Игнатьевич) Йиндржишек открыли на Крещатике студию звукозаписи . Восковые матрицы, сделанные киевским отделением «Интернациональ Экстра-Рекорд» немедленно отправлялись в Берлин , где находилось производство грампластинок. Транспортные расходы предприятия были велики, а спрос на пластинки значительно превышал предложение, сроки выполнения заказов задерживались, поэтому компаньоны решили построить фабрику грампластинок в Киеве. Было выбрано место на Шулявке , где в то время находилась крупная колония чешских иммигрантов , многие из которых работали на заводе Гретера и Криванека (ныне — завод «Большевик» ).
2 июля 1910 года Йиндржишек обратился за разрешением на строительство фабрики, и 24 сентября оно было получено. Фундамент фабрики торжественно заложен по адресу Вторая Дачная линия, № 5 (ныне ул. Смоленская, № 31—33). Архитекторы здания фабрики — Филип Краус и Бедрих Кораб. В фундамент был заложен стеклянный сосуд с запечатанным в нём письмом Йиндржишека к потомкам, при перестройке здания в 1965 или 1966 году это письмо было найдено. К июню 1911 года главный корпус был почти готов, новая фабрика зарегистрирована под названием «Экстрафон». В ночь на 8 (?12 ) июня произошёл пожар, нанёсший убытков на сумму около 150 000 рублей , была уничтожена значительная часть звукозаписей. Считается, что после этого случая Э. Гессе потерял интерес к предприятию и продал своё уцелевшее имущество Йиндржишеку , однако известны архивные документы, согласно которым компаньоны продолжали владеть акционерным капиталом поровну . Фабрика не была застрахована , поскольку административно находилась за пределами территории Киева, к тому же страховые компании отказывались страховать огнеопасное предприятие. Йиндржишек вложил в дело ещё 50 000 рублей и возобновил работы по оборудованию фабрики. Ещё одним препятствием для открытия производства стало обращение к властям владельцев шулявских дач — они боялись новых пожаров и просили закрыть предприятие. Несмотря на это, в октябре было получено разрешение на продолжение строительства с условием оборудования фабрики паровыми котлами, а затем нефтяными двигателями для уменьшения загрязнения воздуха.
В конце 1911 года в «Депо музыкальных инструментов» произошла первая распродажа грампластинок, изготовленных на фабрике «Экстрафон» с уцелевших после пожара матриц «Интернациональ Экстра-Рекорд». Первые пластинки диаметром 25 см продавались по цене 1 рубль, а односторонние диаметром 28 см — по 50 копеек. Одновременно начался выпуск рекламного журнала «Пластинка», а вскоре при фабрике открылась собственная студия звукозаписи.
Работа предприятия
На момент открытия на фабрике работало 12—20 человек, имелось 2 двигателя мощностью 7 и 20 л.с., паровой котёл, электродвигатели, валки для смешивания массы, 2 токарных станка. Кроме главного корпуса и вспомогательных помещений, в отдельном здании было жилое помещение на трёх человек.
На фабрике выпускались пластинки двух серий — «Артистотипия» (до 1911 года выходила под маркой «Интернациональ Экстра-Рекорд») — с записями главным образом оперных арий , и «Экстрафон» — с менее академическим репертуаром: танцевальная, народная музыка , романсы , арии из оперетт . Одной из первых на студию была приглашена молодая певица Ковальчевская, которую по характеру исполнения сравнивают с Надеждой Плевицкой .
Для управления и развития производства требовался специалист, поскольку наладившие работу фабрики немцы уехали. В качестве такого специалиста осенью 1912 года был приглашён из Москвы управляющий фирмы «Метрополь-Рекорд» Яков Иванович Берквиц, которому ставят в заслугу последующий успех предприятия. Киевские газеты тех лет называют Берквица управляющим «Экстрафона». Коллекционер грампластинок и специалист по истории звукозаписи А. И. Железный считает, что Берквицу удалось найти первоклассного инженера - , фамилию которого ему не удалось установить. Специалист по истории Киева М. А. Рыбаков , работая с материалами , не обнаружил подтверждения тому, что Берквиц занимал должность управляющего «Экстрафона». В платёжных документах имеются многочисленные записи о выплатах не «управляющему», а «технику Берквицу за звукозаписи». Вероятно, он всё же и был тем самым первоклассным инженером-звукотехником. Также Рыбаков предполагает, что звукотехником мог быть некто Колтунов, регулярно получавший от «Экстрафона» относительно большие выплаты.
Репертуар выпускаемых пластинок был весьма широк. В октябре 1912 года вышли первые шлягеры или, как их тогда называли, «боевики» «Экстрафона», из которых особой популярностью пользовалась песня «Гриша уезжает». Записывались оперные и камерные певцы — О. И. Камионский , П. И. Словцов , некоторые артисты записывались анонимно. Установлено, что «неизвестным баритоном», записи которого пользовались особым спросом, был Г. А. Бакланов . Он имел контракт с фирмой «Граммофон», запрещающий записи в других компаниях. Популярны были пластинки в цыганском стиле с записями певицы М. А. Эмской, скрипача М. Г. Эрденко .
В 1912 году впервые выпущены пластинки с украинской музыкой — народными песнями, танцами, песнями на слова Т. Г. Шевченко и других авторов. Первыми из них были семь песен в исполнении хора М. А. Надеждинского, 6 песен тенора И. Е. Гриценко и 6 песен сопрано Е. Д. Петляш . С этого момента «Экстрафон» продолжает выпускать записи на украинском языке, а также чешской , грузинской музыки и песен на «татарском» ( азербайджанском ) языке. (Предприятия Йиндржишека имели отделения в нескольких городах Российской империи, в том числе в Баку , известна фамилия азербайджанского агента «Экстрафона» — Агаджанов ). В 1913 году серия «Артистотипия» начала выпускаться в виде 30-сантиметровых пластинок-«гигантов».
Качество звукозаписи современники оценивали как превосходное, оформлялись пластинки этикетками с фотопортретами артистов. Производились на фабрике и граммофонные аппараты.
Сначала «Экстрафон» не воспринимали как серьёзного конкурента крупным российским и зарубежным фирмам грамзаписи, и 1912—1913 годы действительно были для предприятия неудачными. Однако владельцы, несмотря на убытки, продолжали расширять производство, производили крупные закупки материалов — шеллака , меди, химикатов для , имелся агент в Уральске , вероятно, отвечавщий за доставку сырья. C 1913 по 1915 год количество гидравлических прессов увеличилось с 6 до 12, матриц для пластинок — с 2142 до 3349, на складе фабрики в конце 1913 года было 27 001 пластинка, а через год — 37760. В 1915—1916 годах мощность фабрики достигала 500 000 пластинок в год. Численность персонала не была значительно увеличена: в 1915 году на предприятии было около 30 рабочих и 10—11 служащих, большинство работников были чехи. Капитал акционерного общества составлял по состоянию на 1 января 1913 года — 59 482 рубля, на 1 января 1914 года — 35 311 рублей, на 1 января 1915 года — 35 968 рублей.
В конце 1917 — начале 1918 гг. производство остановлено из-за нехватки сырья, в 1919 году оборудование фабрики было экспроприировано большевиками . Последний раз в архивных документах фабрика упоминается в октябре 1919 года, когда её имущество было застраховано сроком на 1 год в страховой компании «Волна» . (Йиндржишек в июне 1919 года уже уехал в Чехию ). С 1922 года на территории фабрики работали мастерские, весовая фабрика (с 1928 года — Киевский завод весов), затем завод порционных автоматов. В 1975 году завод преобразован в производственное объединение ВЕДА («Весовые электронные дозирующие автоматы»).
«Экстрафон» в годы Первой мировой войны
С началом войны Й. Йиндржишек стал активно участвовать в политической жизни чехов, находящихся на территории России. Под его руководством с первых же дней войны организован приём добровольцев в батальон «Чешская Дружина» — один из первых чехословацких легионов . Не остался в стороне от событий и «Экстрафон». Фирма начала выпускать пластинки с военными и патриотическими песнями, которые сразу приобрели огромную популярность и расходились за короткое время тиражами до 70 тысяч («Повесть о юном прапорщике»). Названия некоторых из этих песен: «Георгиевский кавалер», «Памяти лётчика Нестерова », «Страдания Сербии», «Подвиг Алексея Макухи», «Смерть героя», «Гусары-усачи». Выход новых пластинок «Экстрафона» сравнивали со сводками фронтовых новостей.
Большинством граммофонных фирм в России владели немцы, и во время войны их предприятия закрывались, владельцы уезжали или были арестованы. Вскоре в стране осталось всего четыре производителя пластинок, из которых только две были собственно российскими — «Экстрафон» и фабрика Русского Акционерного Общества Граммофонов в Апрелевке (бывший «Метрополь-Рекорд»).
Весной 1915 года, в связи с немецким наступлением в Галиции , киевские предприниматели прекращали производство и начинали эвакуировать оборудование. Й. Йиндржишек в это время продолжал отдавать распоряжения о закупке материалов для «Экстрафона», следуя его примеру промышленники прекратили эвакуацию. Тогда же инженер Станислав Гоужвиц предложил Йиндржишеку открыть производство повозок для нужд русской армии. Был собран стартовый капитал, и на территории «Экстрафона» за три месяца развёрнуто производство. Новое предприятие стало называться «Чешской обозной фабрикой», или «Возовкой», к работе на нём привлекли около 150 пленных австрийских чехов. Пленные содержались в тяжёлых условиях в Дарницком лагере, общество им. Я. А. Коменского , председателем которого также был Йиндржишек, содействовало их освобождению и устройству на заводы, им выдавались документы для свободного передвижения по городу. Пленных не разрешалось использовать на военных работах, и рабочие обозной фабрики для конспирации числились пожарными «Экстрафона». Хотя пленные и были самой дешёвой рабочей силой, после лагеря они соглашались работать за минимальную плату, «Возовка» была больше социальным предприятием, чем прибыльным. Руководил производством инженер В. Кашпар, который в 1907 году обустроил на Шулявке парк «Стромовку» .
Только весной 1916 года вышло официальное разрешение использовать пленных в военной промышленности. Рабочих на фабрике стало 300, им увеличили заработную плату. Обозной фабрике оказывал содействие генерал Н. А. Ходорович , помощник главного начальника Киевского военного округа . Осенью 1916 года для «Возовки» построена собственная лесопилка на ул. Дмитровской, а на Демиевке на ул. Совской — открыты автомастерские на базе бывшей фирмы «Лаурин и Клемент».
Прекратила работу Чешская обозная фабрика одновременно с «Экстрафоном».
Примечания
- Не считая рабочих Чешской обозной фабрики
- , с. 299.
- ↑ , «Русское слово», №7—8.
- , с. 295.
- , с. 303.
- , с. 73.
- ↑ , с. 308.
- , с. 304.
- ↑ , с. 305.
- . Обзор фондов Российского государственного архива фонодокументов. Часть I-II. Выпуск I. Звуковой архив. . Архивы России.. Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано из 22 апреля 2008 года.
- ↑ .
- , с. 74.
- , с. 307.
- Ранее 11 записей Е. Д. Петляш в фортепианном сопровождении Н. В. Лысенко были сделаны студией «Интернациональ Экстра-Рекорд», часть из них в настоящее время найдены и переданы А. И. Железным в дом-музей Н. В. Лысенко.
- ↑ , с. 309.
- , с. 3010.
- ↑ , «Русское слово», №10.
- ↑ , «Русское слово», №9.
Литература
- Рибаков М. О. Невідомі та маловідомі сторінки історії Києва. — К. : «Кий», 1997. — С. 295—309. — ISBN 966-7161-15-3 . (укр.)
- Железный А. И. . — К. : Музична Україна, 1989. — 279 с. — ISBN 5-88510-048-9 . 4 марта 2016 года.
- Александр Тихонов. // Звукорежиссёр : журнал. — М. , 2003. — № 4 . 16 марта 2012 года.
-
Александр и Дина Муратовы.
Йиндржих Йиндржишек или Генрих Игнатьевич. Некоронованный король русских чехов // Русское слово : журнал. — Прага, 2009. —
№ 7—8, 9, 10
.
- 2021-07-06
- 1