Interested Article - Исполины
- 2021-09-23
- 2
|
Проверить информацию.
|
Исполи́ны , или нефили́мы ( ивр. נפילים — «падшие») — библейские персонажи, упоминаемые в Пятикнижии (первые 5 книг Ветхого Завета ). По мнению некоторых богословов, были сынами Сифа , за праведный образ жизни именуются сынами Божьими, после смешения с дочерьми Каина от них родились гиганты. Существовала также версия, изложена в апокрифах, что это были существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами.
По другой версии, нефилимы были жестокими великанами, жившими в дни Ноя. Они рождались в результате половых связей злых ангелов с женщинами.
В Библии рассказывается, что «сыновья истинного Бога ( Иов. ; ; ) начали обращать внимание на человеческих дочерей, на то, что они красивы» ( Быт. ). Этими сыновьями Бога были духовные создания, которые восстали против него. Они покинули «подобающее им жилище» на небе, облеклись в человеческие тела и «стали брать себе в жены всех, кого выбирали» ( Иуд. ; Быт. ).
Вследствие таких противоестественных отношений на свет появлялись гибридные существа, которые не были обычными детьми ( Быт. ). Нефилимы были огромными, злыми великанами, которые наполнили землю насилием ( Быт. ). В Библии говорится, что это были «сильные люди, знаменитые в древние времена» ( Быт. ). Они были известны своей жестокостью, и другие люди стали брать с них пример ( Быт. ; Чис. ).
Этимология
Согласно Роберту Альтеру, единственным очевидным значением этого термина на иврите является «падший» — возможно, «те, кто произошли от царства богов»; но тогда это слово может, по-видимому, отражать совершенно другой, нееврейский фон . В русском Синодальном переводе это название передано как «исполины». В русском Переводе нового мира сохранено слово «нефилим» ( Быт. ) . В чешских переводах Библии «нефилим» передаётся как obří ( обры ) или bohatýři ( богатыри ). В некоторых переводах Библии слово «нефилим» трактуется также как « гиганты » или « титаны ». Иногда отождествляются с рефаимами — доеврейским населением Израиля, отличительной особенностью которых был большой рост.
Описание
Слово «исполины» упоминается в канонических и апокрифических книгах Ветхого Завета :
Бытие
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
— Быт.
Берешит Рабба
В мидраше « Берешит Рабба » говорится, что имелось семь имён :
- Нефилим (падшие) — ибо привели к падению ( гепилу ) мира, и выпали ( нафлу ) из мира, и наполнили мир выкидышами ( нефалим ) от своего блуда.
- Эймим (пугающие) — ибо страх пред ними ( эйматам ) одолевал всякого.
- Рефаим (духи или мертвецы) — ибо каждый, кто видел их, размякал ( нирпа ), как воск .
- Гиборим — рабби Аба от имени рабби Йоханана сказал: Мозг бедренной кости их был длиной в 18 локтей (а вес наполняющего кость мозга 18 весовых мер).
- Замзумим — сказал рабби Йосе, сын рабби Ханины: Великие искусники в войне . (От слова замам (умысел), к которому писание прибегает, когда говорит о решении выйти на бой — исполины часто замышляли войну и вели её успешно.)
- Анаким ( великаны ) — ибо великое множество ожерелий ( анаким ) было на их шеях ( анаким ). (Слова анак (великан) и анак (шея) являются омонимами .) Рабби Аха сказал: ибо подвешивали они на шеях ( онким ) колесо солнца и говорили: пролей нам дожди! (Исполины были солнцепоклонниками и просьба о дожде была обращена к солнцу как молитва . Или же — они были столь высоки, что, потянувшись, могли достичь шеей траектории движения солнца и потому обращали своё требование о дождях к небожителям как угрозу.)
- Авим — ибо опустошили они мир, и был опустошён мир от них, и привели они к опустошению мира, подобно сказанному: «В руины ( ава ), руины, руины Я превращу его» ( Йехезкель 21:32 ). Сказал рабби Эльазар, сын рабби Шимона : Ибо были знатоками земли, подобно змее , а в Галилее называют змею ( хивья ) — ивья .
Числа
там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.
— Чис.
Книга Еноха
И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: «давайте выберем себе жён в среде сынов человеческих и родим себе детей»! Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей.
—
Сирах
Не умилостивился Он над древними исполинами, которые в надежде на силу свою сделались отступниками;
— Сир.
Книга Зоар
«Исполины были на земле» — это Аза и Азаэль , потому что поверг их Творец, низведя с уровня вечной святости. Сказано о них: «И птицы да летают над землёй». Они представляются людям в виде людей. Но как же они могут изменять свой вид, принимая образ человека? Они принимают несколько образов, и в час, когда опускаются в этот мир, они облачаются в воздух этого мира, и кажутся людьми.
Творец поверг с небес Азу и Азаэля, затеявших мятеж наверху, и они приняли земное облачение, существуя в этом облачении и не имея возможности освободиться от него, вернувшись на своё место, подобно остальным ангелам, и поэтому остались на земле. А затем они начали увиваться за женщинами мира. И доныне, до сего дня, они живут и существуют, обучая колдовству людей. И они порождали сыновей, которые назывались великанами и богатырями. И эти исполины называются также ангелами (бней элоким — сыны Божии).
— Книга Зоар , гл. Берешит, п.423-425
Интерпретации
О происхождении исполинов
В книгах Библии нет прямых и однозначных указаний на то, кем именно были «Сыны Божьи» ( ивр. בני האלהים , бне́й ѓа-элоѓи́м) и «дочери человеческие» ( ивр. בנות האדם , бнот ѓа-адам). Поэтому в мире существует несколько основных версий о них.
- Существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами («бнот Адам», дочерями человеческими), красотою которых они пленились. Эта версия изложена в книге Еноха и книге Юбилеев . Так считали Филон Александрийский и Иосиф Флавий .
И Уриил сказал мне: «Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам , как богам, — будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь».
—
- Сыны Божьи — это люди, мужские потомки праведного Сифа , а дочери человеческие — женские потомки Каина ; (так считали Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и др.).
- По учению Православной Церкви «сыны Божии» — это потомки (мужчины и женщины) Сифа (или сифиты), а «дочери человеческие» — это потомки (мужчины и женщины) Каина (каиниты), при этом Всевышний Господь показал будущим поколениям, что браки между ними незаконны. Поэтому Он сделал так, что от этих браков рождались исполины, то есть великие в телосложении и грехе. После Великого Потопа история стала повторяться, но еврейский народ, как носитель истинной веры, искоренил их (Ог царь васанский (Втор. 3:11), Голиаф и другие) [ источник не указан 2418 дней ] .
- В Талмуде есть вариант толкования, что «сыны Божьи» — сыновья господ, знатных людей, а «дочери человеческие» — это дочери простолюдинов, крестьян.
- «Сыны Божьи» — это вообще любые праведные люди, верующие в Бога, а «дочери человеческие» — грешные женщины-язычницы.
О росте исполинов
Распространено мнение, что исполины были громадного роста . Косвенное указание на рост исполинов дано в книге Второзаконие (3:11): «одр железный», — ложе Ога (относящегося к исполинам) имело размеры в 9 локтей в длину и 4 локтя в ширину (4,05 на 1,80 м, если принять длину библейского «локтя» за 45 см [ источник не указан 771 день ] ). В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста: Втор. , , , ; Нав. , .
В апокрифической книге Еноха рост исполинов был невероятно огромен — «Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей » .
Описание роста Амореев из книги по иудаизму (135 г. н. э.):
Нечестивый император Адриан , который завоевал Иерусалим, хвастался: "Я завоевал Иерусалим с великой силою. Рабби Иоханан бен Заккаи говорит ему: «Не хвались. Если бы не воля Божья, вы бы не завоевали его». Рабби Иоханан взял Адриана в пещеру и показал ему останки Амореев , которые были похоронены там. Один из них измеряется 18 локтей в высоту. Он сказал: «Когда мы были достойны, такие люди были разбиты нами, но теперь, за грехи наши, вы победили нас»
См. также
Примечания
- Robert Alter, "The Five Books of Moses," 2004. (англ.) . Online etimology dictionary . Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine на jw.org
- . Дата обращения: 30 июня 2022. 10 марта 2016 года.
- от 10 марта 2016 на Wayback Machine // bibleserver.com (cheske)
- Мидраш «Берешит Рабба» 26:7
- ↑ Берешит
- Дварим
- Берешит
- Дварим
- Дварим
- Дварим
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 30 июня 2022. 31 мая 2022 года.
- от 15 февраля 2019 на Wayback Machine , перевод Артура Херцберга c. 155—156, Джордж Бразиллер , Нью-Йорк, 1962.
- 2021-09-23
- 2