Александрович, Вячеслав Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Шуке́вич Вандали́н Алекса́ндрович ( 1852 , деревня Нача Лидского повета ― 1919 , там же) ― белорусско-польский археолог, этнограф, фольклорист и краевед, член-корреспондент Краковской Академии наук ( 1901 ). Член Виленского общества друзей наук .
Родился в семье лидского адвоката Александра Шукевича и Алины Волк-Карачевской. Двоюродный брат известного польского поэта и драматурга . Учился в частных школах Вильны и Варшавы . Потом жил в Наче. Первая жена Шукевича умерла, со второй жизнь не сложилась. Дочь Ванда Алина вышла замуж за Теодора Нарбута .
Занятия хозяйством, частые поездки по окрестностям, давали Вандолину Шукевичу возможность найти следы старых поселений. Первые наблюдения и открытия курганов и захоронений, которые были обозначены большими камнями, пробудили интерес к археологическим исследованиям. Первые раскопанные могилы, находившиеся близ Начи, он описал, отразил в рисунках найденные памятники старины и передал статью в «Иллюстрированный еженедельник» («Tygodnik iIlustrowany»). С тех пор археология стала его жизненным увлечением и ежедневным занятием. Понимал, что ему не хватает знаний по предмету, что недостаточно владеет исследовательской деятельностью, поэтому выписывал из Вильны и Варшавы нужные книги, журналы. Завязал знакомство с опытными исследователями, как, например, с Зигмунтом Глогером и Эразмом Маевским из Варшавы, установил письменные связи с доцентом Владимиром Деметрикевичем из Кракова . Он сам приобрел в Вильне и Белоруссии славу знатока и исследователя прошлого, и из разных мест получал письма с археологическими вопросами.
Поселившись в Вильно, Шукевич посвятил себя не только научным интересам, но журналистике: писал статьи и очерки в местные газеты «Литовский курьер», «Виленский посланец» и др. Статьи по археологии публиковал также в варшавских газетах. Но основным источником его доходов в то время стала книгарня, где он вёл канцелярию и подбирал книги для продажи. Часто сам стоял за прилавком.
В Вильне он вошёл в среду любителей древностей и был избран председателем тайного Общества почитателей древности и человековедения, известного как археологический кружок. Его члены главной своей целью поставили сбор народных реликвий, культурных ценностей, а также их защиту от уничтожения или вывоза из Вильнюса.
Помня, какая судьба постигла Виленскую археологическую комиссию и музей древностей, свою организацию не регистрировали и работали конспиративно. Регулярные заседания проходили в частных домах членов общества.
Проект создания такой организации возник в 1898 году , а инициаторами были Люциан Узембла (1864—1942), литератор и коллекционер, Станислав Булгаровский (1872—1935), адвокат и нотариус, Бронислав Муравский, горный инженер, и Казимир Падерня (1842—1910), историк и исследователь виленских памятников.
Кружок под председательством Вандолина Шукевича функционировал до 1906 года , и в течение этого времени его членами были около тридцати лиц, главным образом представители виленской интеллигенции: писатели, художники, юристы, издатели, деятели просвещения, среди них Бронислав Умястовский (1863—1933), купцы и инженеры.
Предметом заботы археологического кружка была консервация живописи в старых костелах Вильно. Одной из важнейших задач, которое реализовывал археологический кружок, было спасение от полного исчезновения Тракайского замка . Он превращался в руины, а кирпичи из его стен использовали для строительства жители ближайшего окрестностей. Официальным хозяином на основании договора аренды с городом Тракай стал Шукевич. Он также получил как известный исследователь согласие от правительственной археологической комиссии из Петербурга на ведение археологических исследований в замке и на острове, а также на проведение ремонтных работ.
Цены на ремонтные работы были высокими, поэтому Шукевич приказал выжечь специальные кирпича и купил цемент. Со временем общественные пожертвования угасли, а поступления в качестве членских взносов были небольшими, часто расходы покрывал сам Шукевич. Это привело к ссорам в семье и финансовым проблемам. Но благодаря его вмешательству квадратная башня замка была спасена .
В 1907 году в Вильно было создано Общество друзей наук, и оно перехватило опеку над консервацией замка. Шукевич свои обязанности передал Иосифу Едковскаму, являвшемуся официальным консерватором памятников старины в губерниях Северо-Западного края , назначенным Императорским археологическим обществом.
При Обществе друзей наук был организован музей. Шукевич, как опекун археологических сборов, заказал витрины и оборудовал хранилище, а также экспозицию. Очень часто он сопровождал по музею экскурсии.
Мирную жизнь прервала Первая мировая война . Памятники старины из музея были вывезены в Москву и Петербург, многое пропало при военных действиях.
В начале Первой мировой войны Шукевич вернулся в Начу. У него гостили друзья по научным интересам, в частности некоторое время проживал профессор и антрополог Юлиан Талько-Гринцевич , с которым Шукевич проводил в окрестностях Начи раскопки. Несколько раз приезжал в Начу председатель Польского краеведческого варшавского общества , виленский ботаник Кароль Карпович.
В Начи Шукевич организовал кооператив и магазин, а также создал земледельческий кружок с целью повышения уровня сельского хозяйства. Часто за собственные деньги выписывал семена, которые раздавал крестьянам на испытание. Если урожай был хороший, крестьяне приходили к Шукевичу с просьбой, чтобы больше заказал таких семян, и за них платили. По предложению Вильнюсского земледельческого общества Шукевич организовал 5 опытных полей для испытания искусственных удобрений и новых сортов картофеля и овса. Эксперимент удался. Члены сельскохозяйственного кружка в Наче купили также жатки, получив большую пользу при сборе урожая. О деятельности сельскохозяйственного кружка В. Шукевич опубликовал отчет в виленском журнале «Рассвет» («Jutкzenka»). В Наче Шукевич учредил совет гмины , председателем которой был сам .
Шукевич, пользуясь тем, что немцы во время войны не интересовались делами образования, в 1916—1917 гг. основал 18 так называемых элементарных (простых) польских школ в окрестностях Начи, пригласил из города учителей, обеспечивал детей учебниками, карандашами и т. д., одалживал книги из собственной библиотеки, ими пользовались не только молодежь, но и взрослые. Шукевич присматривал за работой учителей и написал для них учебник под названием «Обязанности народных учителей». Он не был напечатан, но расходился в рукописях.
Часовня с захоронениями семьи Шукевичей долгое время стояла разрушенной. Крестьяне, зная Шукевича как кладоискателя, рассчитывали найти там сокровища. В 2004 году часовню привели в порядок, теперь в ней есть алтарь и склеп с останками Шукевича и его семьи.
С 1883 года Шукевич исследовал археологические памятники на северо-западе Белоруссии и юге Литвы . На основе археологических материалов, которые наносил на карты, Шукевич пытался воссоздать старинные поселения, при этом полемизировал со взглядами предшественников, в том числе и с Теодором Нарбутом, который все археологические памятники в Литве относил к временам появления литовцев на исторической арене. Шукевич высказывал мнение, что уже в эпоху каменного века этот край был плотно заселен, а некоторые местности были обжиты ещё до прихода литовских племён.
Современные польские и белорусские исследователи подчеркивают, что в ходе исследования раскопок были обнаружены стоянки почти из всех эпох древней истории и раннего средневековья. Шукевич первый открыл в Белоруссии стоянки с предметами старины, относящиеся к средней эпохи каменного века (мезолита), из которых собрал многочисленные инструменты, сделанные из кремния (Шукевич, «Каменная эпоха в Виленской губернии», «Святовид», 1901, т. 3). Он также открыл самые старые неолитическая захоронения в белорусском части побережья Немана в урочище Ланкишки, исследовав их в 1911 , 1913 и 1914 годах . На площади 3600 м² открыл более 80 захоронений, где в большинстве тела были сожжены, сохранились три скелета. В захоронениях находились каменные изделия и осколки посуды. Многие черепки были украшены орнаментом.
На полях Начи, в Зубишках, Чапялюнах, Рудне и других местах исследованные им захоронения относятся к временам доисторическим или к раннему железному веку. Курганы римских времен (начало нашей эры) он исследовал в местностях Версака и Вильканцы. В урочище исследовал захоронения неолита .
В сфере интересов Шукевича были объекты, которые современные исследователи определили как каменные могилы. К этой группе было отнесено первое захоронение, раскопанное Шукевичем в 1883 году недалеко от Начи. Шукевич предполагал, что его необходимо отнести к эпохе раннего каменного века.
Всего Шукевич открыл более 130 памятников каменного века, провёл раскопки грунтовых и курганных могильников близ деревень Нача, Пузели, Вензовщина, Дворчаны, Опановцы, Сырни, Чернишки, Ланкишки, Плитница и др. Исследовал 16 курганов и 396 захоронений типа жальников XIII—XIV вв. Стремился проследить эволюцию обряда похорон от неолита до времён Великого княжества Литовского . Первым из белорусских археологов стал проводить химические анализы находок.
Собрал богатейшую археологическую коллекцию, часть материалов передал в музеи Вильно, Кракова и Москвы .
Опубликовал несколько десятков работ по фольклору. Всего им сделано более 400 записей. Это собрание дополняется 15 легендами, преданиями и 159 верованиями. Собранную информацию, готовя к печати, Шукевич разделил на семь основных частей, охватывающих всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Полностью статью опубликовал в «Висле» под названием «Верования и народная практика». По этой же теме обширную работу поместил в «Литовском ежеквартальнике» (т. II, 1910) под названием «Некоторые верования, суеверия и предрассудки нашего народа. Легенды и предания». В этом же ежеквартальнике (т. IV) изложил свой взгляд на долю крестьян и причины их отсталости: «Крестьяне были нашими братьями по крови и плоти, которые изначально были такими свободными, как и мы, и которых, использовав слабость королей, постановлениями сеймов спихивали всё ниже, и, наконец, руководствуясь своим эгоизмом, вопреки общим интересам, сделали их почти невольниками…»
В V томе «Литовского ежеквартальника» он поместил статью «Давние лекарственные средства». Для этой статьи использовал рукопись своего тестя Волк-Карачевского, содержавшую обширный список способов лечения средствами, которые ещё в XVIII веке считались эффективными.
В журнале «Земля» поместил описание обычаев, связанных с выпечкой хлеба. Здесь находится информация о посуде, используемой на различных этапах процесса выпечки хлеба, приготовления зерна, помола, приготовлении и хранении опары, замес теста и выпечка хлеба. Обратил внимание на то, как люди ценили хлеб, потому что «в понимании людей хлеб как важнейшая основа его пищи … данный Богом, есть Божьим подарком, потому достоин не только уважения, но и почитания. В соответствии с этими понятиями обращаются с хлебом, также и с зерном, из которого пекут хлеб, очень осторожно. Как будто боятся, чтобы несоответствующим поведением не разгневать Господа Бога».
Шукевич при раскопках нашёл несколько каменных топоров, которые местные крестьяне называли « перуновыми стрелами ». Шукевич записал легенду, из которой следовало, что эти стрелы метает вниз Перун при сильной грозе раз в 12 лет. Крестьяне считали топоры волшебными и исцеляющими от болезней. Находили топоры довольно часто, и жители дробили их, крошили и применяли порошок при болезнях желудка, давали коровам. Хозяйки замешивали его в тесто ― хлеб выпекался вкуснее.